Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области

25 марта 2016, 08:00
«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области
Фото: архив 66.ru
Пока в Европе взрываются смертники-шахиды, борцы с экстремизмом все чаще отмечают активность последователей нетрадиционного ислама в Свердловской области. Более того, именно в Екатеринбурге была задержана группа мусульман, готовящих, по данным спецслужб, теракт. Исламовед Роман Силантьев объяснил Порталу 66.ru, где на Среднем Урале мусульманский экстремизм проявляет себя наиболее активно.

Несмотря на отдаленность Свердловской области от Европы и Кавказа, Средний Урал попадает в зону интересов представителей радикального ислама. Так, еще в 2006 году ныне покойный лидер кавказских террористов Доку Умаров подписал указ о создании «Уральского и Поволжского фронтов» для борьбы с неверными. Уральские моджахеды откликнулись на этот призыв, вступили в переписку с чеченцем и попытались создать «уральский джамаат» (группа Плиева). Они готовили теракты на территории Башкирии и Челябинской области, совершили нападение на пост ГИБДД в Пермском крае. К счастью, ФСБ ликвидировала группировку.

По словам исламоведа Романа Силантьева, объединение мусульманских фанатиков происходит в мечетях, которые позволяют своим прихожанам отклонения от норм традиционного ислама.

Роман Силантьев, исламовед:

«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области

— Наличие в Свердловской области ваххабитских мечетей или мечетей, где не гоняют ваххабитов, серьезно упрощает работу ИГ. Если мечеть традиционная, то вероятность, что ваххабиты туда сунутся, минимальна. Другое дело, когда мечеть изначально ваххабитская.

Первое место в нашем антирейтинге занимает Первоуральск. Здесь наиболее часто мусульман привлекают к ответственности за экстремизм. Кроме того, внимание правоохранителей привлекает местная мечеть «Сабр». Здесь неоднократно изымали экстремистскую литературу, а руководство мечети обвиняли в связях с подозрительными заграничными фондами. По данным правоохранителей, именно Первоуральск лидирует среди других свердловских городов по числу жителей, уехавших воевать на стороне «Исламского государства» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ).

Впрочем, имам мечети Салават Давлетов утверждает, что силовики неоправданно называют его экстремистом, раздувая антимусульманскую истерию.

В прошлом году в «Сабре» силовики задержали турецкого проповедника Мустафу Гундуса. Затем на территории области удалось выявить еще трех турецкоподданных. Согласно документам, на территорию России они въехали по коммерческим делам. По факту же они занимались религиозными проповедями. Силовики подозревают их в членстве в запрещенной на территории РФ организации «Нурджулар». Через несколько дней их депортировали на родину.

«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области

Суд над турецким проповедником Мустафой Гундусом.

Одним из самых громких стал судебный процесс над жительницей Первоуральска, прихожанкой «Сабра» Эльвирой Султанахметовой. Она через соцсети призывала правоверных мусульман не праздновать Новый год, в красках расписав его как сатанинское действо. Суд признал Эльвиру виновной в разжигании розни и приговорил к обязательным работам.

Недалеко от «Сабра» ушла мечеть поселка — спутника Первоуральска — Новоталица. Борцы с экстремизмом считают, что в здешнем доме Аллаха проповедуют идеи запрещенной «Таблиги джамаат».

Второе место занимает Екатеринбург. До 2015 года местом, вызывавшим нервозность у борцов с религиозным экстремизмом, была мечеть «Рахмат» на проспекте Космонавтов. Претензии к местным мусульманам копились у правоохранителей на протяжении нескольких лет. ФСБ и полиция зачастили сюда с обысками и облавами, в ходе которых неоднократно выявлялась литература, признанная в России экстремистской, задерживались незаконные мигранты. Именно эту мечеть облюбовали среднеазиатские гастарбайтеры, осевшие в Екатеринбурге.

Имам мечети «Рахмат» Амир Музафаров на все нападки отвечал: «Главная причина претензий к нам — лживая, лицемерная кампания по борьбе с экстремизмом. На нас вешают ярлык экстремистов из-за литературы, которую у нас изымали. Но даже верховный муфтий заступался за нас, заявив, что большая часть книг, попавших в список экстремистских, — классическая исламская литература».

«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области

Ныне закрытая мечеть «Рахмат».

В итоге в 2015 году мусульман выселили с проспекта Космонавтов в никуда. Имамы «Рахмата» занялись обустройством новой мечети на другом конце Екатеринбурга — в Истоке.

Но главным очагом радикальных мусульман в Екатеринбурге остается микрорайон Сортировка. Здесь гастарбайтеры из Средней Азии создают собственные анклавы. Они, по данным правоохранителей, привозят с собой идеи нетрадиционного ислама. Другие же, малообразованные на родине, наоборот, могут начать внимать речам радикальных проповедников в Екатеринбурге. Если собирающихся в мечетях мусульман еще можно как-то контролировать, то тайно встречающихся на квартирах отследить чрезвычайно сложно.

Именно так, на квартире дома по улице Таежной, собирались задержанные в Екатеринбурге исламские боевики, готовившие теракт в уральской столице. В тайнике, оборудованном под ванной, была найдена взрывчатка, оружие и экстремистская литература.

Задержанные посещали сначала «Рахмат», а после ее закрытия — Медную мечеть в Верхней Пышме. На сегодняшний день это самая большая мечеть Свердловской области. В дни мусульманских праздников здесь собирается огромное количество прихожан, которые зачастую из-за нехватки мест вынуждены молиться прямо на улице. Борцы с экстремизмом отмечают, что в мечети не фильтруют распространителей радикальных идей. Имам в ответ утверждает, что силовики пытаются переложить на служителей культа свою работу, и отмечает: распознать «правильных» и «неправильных» мусульман не так-то просто.

Айрат Мухаметзянов, имам Медной мечети:

«Уральский фронт борьбы с неверными»: карта очагов радикального ислама Свердловской области

— Правоохранители пытаются возложить на нас функцию фейс-контроля: этим можно в мечеть входить, а этим нет. Так, видимо, они пытаются отсечь ваххабитов. Но есть большой вопрос в эффективности и справедливости таких методов. Я вам больше скажу: у любой религиозной общины есть свой устав, который утвержден Минюстом РФ, где основной задачей указано обеспечение религиозной потребности населения, а не силовые, контрольные или надзорные функции.

Следующая мечеть, находящаяся на контроле у силовиков, — дом Аллаха в Асбесте. Здесь была найдена запрещенная литература, аналогичная той, что позже всплыла у террористов из Екатеринбурга. Все эти книги изготовлены в типографии, якобы подконтрольной «Братьям-мусульманам» (организация признана террористической и запрещена на территории РФ), в Египте.

Также стоит отметить на нашей карте Артемовский. В августе 2013 года бойцы спецназа ФСБ «Альфа» в поселке Незевай Артемовского района задержали трех членов «Исламской партии Туркестана», которые якобы планировали подрыв на территории Свердловской области.

Эксперты из числа борцов с экстремизмом к районам распространения радикального ислама причисляют также Красноуфимский, Артинский и Ачитский.

«Братья-мусульмане» признана в РФ экстремистской организацией

Фото: Дмитрий Антоненков; Евгений Лобанов; архив 66.ru