Одна из последних акций Славы ПТРК — переименование Екатеринбурга в Грязьбург. Более подробно о ней мы уже писали здесь. На конференции в Ельцин-центре уличный художник говорил не только о грязи, но и о дорогах, агрессивной рекламе, людях с ограниченными возможностями и политике, о которой на TEDx говорить, вообще-то, запрещено. Славе ПТРК даже пришлось извиниться.
«Владивосток — город с характером. Как и Екатеринбург»
Мне не хотелось бы показывать плохие вещи, но я начну с не очень хороших примеров, находящихся в Москве. Это огромные фасады, которые делаются за государственные деньги либо за деньги коммерческих организаций.
![]() |
---|
Вот такой стрит-арт появился в 2014 году в Москве после присоединения Крыма к России. По мнению Славы ПТРК, это «ужас-ужас» (фото из «Живого журнала» Виталия Рагулина). |
Некоторые проекты осуществляются организацией «Сеть», придерживающейся консервативных взглядов. Кто-нибудь о ней, наверное, слышал. Иногда эти люди выходят в регионы, где пытаются навязать свою точку зрения, заставить нас любить Россию и президента. Так, в день рождения Путина они на фасадах зданий в разных городах написали огромное слово «Спасибо». Но, слава богу, находятся люди, которые готовы вступить с ними в диалог.
![]() |
---|
В диалог с «Сетью» вступила организация «33+1». Во Владивостоке они «олимпиаду» превратили в «олимп ада». |
Владивосток — такой же город с характером, как и Екатеринбург. Очень интересный город, очень красивый. И его жители имеют свою точку зрения на все вопросы. У них даже образовался импровизированный чат на стене, на которой было написано: «Остров Русский, Крым российский», когда произошло присоединение Крыма к России. Кто-то подписал: «Зачем?» А ему ответили: «Своих не бросаем».
«Уличное искусство — не галерейное. Его не нужно объяснять»
Извините. Мне говорили, что на TEDx нельзя говорить про религию и про политику, но у нас будет и про религию, и про политику. В Москве, к счастью, существует искусство, позиционирующее иную точку зрения, не только ту, что представлена на фасадах зданий за государственные деньги.
![]() |
---|
«В день смерти Сталина появилась интересная работа. Автор мне ее, к сожалению, не известен, а может, даже к счастью: его нельзя так легко найти в интернете, как меня» (фото из журнала «Русская фабула»). |
Арт-критики все время ругают уличное искусство за то, что оно слишком простое. Но это справедливо: оно должно работать прямолинейно, это же не галерейное искусство, которое нужно объяснять.
Например, в Москве установлены плакаты с Петром Павленским, которые сделал пермский художник Саша Жунев, где посадил Павленского как бы за решетку. Этими плакатами он говорит о том, что грань между преступлением и художественным высказыванием очень тонка, и наши власти в этом не хотят разбираться.
«Путин и Кадыров универсальны для всей страны»
Часто уличные художники высказываются на актуальные темы. Актуальной может быть, например, Олимпиада. Тимофей Радя два года назад отлично продемонстрировал выражение «деньги на ветер». Он выехал в чистое поле, на двух кранах поднял огромные олимпиадные кольца, в которых было 30 кг пятитысячных напечатанных купюр, и с высоты они живописно разлетелись по всей округе.
Мне больше нравится, когда говорят не о конкретных проблемах, а о тех вещах, которые универсальны для всей страны.
![]() |
---|
«Понятно, что Путин и Кадыров универсальны для всей страны». |
Взять хотя бы проблему «потемкинских деревень», когда старые дома или страшные улицы закрывают рекламными баннерами перед приездом больших начальников. Два года назад я делал акцию под названием «Видимость»: я прикрывал таким способом не дома, а более мелкие объекты. Например, на одной из парковок с ж/д вокзалом стояла старая «шестерка», которая превратилась в Mazda 6. Понятно, что надо быть слепым, чтобы их перепутать, но какой-то элемент абсурда это вносило в городскую среду. У нас вообще много абсурда происходит, которого мы не замечаем.
«Ненавязчиво говорить о грязи уже не получается»
Еще одна универсальная проблема — это дороги. Многие видели акцию, которая была четыре года назад и называлась «Заставь чиновника работать». На трех ямах Екатеринбурга были нарисованы лица вице-мэра, сити-менеджера и губернатора. Рисунки провоцировали чиновников исправить ситуацию, и они ее быстро исправили. Неожиданно акция получила широкое распространение: по всей стране начали рисовать на глубоких дорожных ямах лица чиновников!
![]() |
---|
Рекламная акция URA.Ru «Заставь чиновника работать» была создана рекламным агентством «Восход» и три года назад получила четыре приза престижного мирового рекламного фестиваля «Каннские львы». |
Когда мы начинаем говорить о дорогах, мы не можем не говорить о грязи. И ненавязчиво говорить о грязи уже не получается. В 2013 году мы делали проект «Уличная грязь», посвященный бездомным и их месте в нашем обществе. Мы размещали на улицах их портреты, нарисованные грязью. Если бы этого ужаса не было на дорогах города, в его воздухе — эти портреты просто бы не появились. Я понял, что проект не в меньшей степени посвящен грязи, когда одна девушка в ответ на предложение провести в Берлине аналогичную акцию сказала, что у них это просто-напросто может не получиться!
«У меня просто наболело»
Благодаря одной из моих последних акций я и стою здесь, наверное. «Грязьбург» — акция очень однозначная, но у меня просто наболело.
![]() |
---|
«Я надеюсь, что никто из вас не оскорбился. Я правда люблю Екатеринбург, я живу здесь восемь лет. Но то, что происходило в городе, — просто кошмар». |
Эта акция ценна не визуалом — кстати, прежде чем наклеить надпись на грязный знак, я его помыл! — она важна тем, что последовало дальше. Началась дискуссия по поводу того, кто виноват, что делать, начались какие-то акции по поимке людей, паркующихся на газонах... Я слышал, даже прокуратура начала проверять состояние дорожного покрытия, состояние среды и экологии в Екатеринбурге. Ну, и Евгений Вадимович, конечно, сказал свое мнение по этому поводу.
«Мы взаимодействуем с тем, что людей раздражает»
Говоря о грязи, нужно говорить и о мусоре. И это не только обычный мусор, но и визуальный — обилие рекламы. Например, Тимофей Радя из рекламных табличек на деревьях сделал скворечники. Мне кажется, это перспективное направление в уличном искусстве, ведь ты взаимодействуешь с тем, что уже есть на улице, и что особенно важно — с тем, что людей раздражает. Год назад я сделал небольшую такую, изящную интервенцию в районе Сортировки. Пустой рекламный щит я превратил в баскетбольный.
![]() |
---|
«Иногда возникают такие комичные ситуации, когда люди пишут: «Скупка. Берем всё». Ну, тогда берите всё». Акция екатеринбургского художника Тимофея Ради против агрессивной наружной рекламы (фото с официального сайта Тимофея Ради). |
Существует еще одна важная проблема, связанная с пространством города. Это люди, которые не хотят или не могут выразить собственное мнение. И я называю это явление «униженные и оскорбленные». В Екатеринбурге я проводил акцию, посвященную инвалидам: скупал костыли, а потом из них на заброшенной больнице сделал надпись: «Страна возможностей». Она просуществовала недолго.
Другая моя акция, во Владивостоке, посвященная той же теме, называлась «Полоса препятствий». Владивосток — это сопки, ты там идешь либо вверх, либо вниз. Это порождает огромное количество лестниц. Они там в ужасном состоянии. И я реально не представляю, как люди в инвалидных креслах передвигаются по Владивостоку. Поэтому я рисовал на лестницах костыли, коляски или ноги в гипсе.
«Как заставить людей думать?»
К счастью или к сожалению, политического в уличном искусстве не так уж и много. Большинство уличных художников пытаются говорить о каких-то возвышенных вещах.
![]() |
---|
Проект «Старость не радость» не о политике, а о вещах куда более важных. Объявления-напоминалки просят прохожих не забыть о днях рождения родных, навестить бабушку, позвонить родителям (фото: «Живой журнал» StreetArt). |
Два года назад я осуществил в Москве проект, который вскоре получит продолжение по всей России. Он называется «Старость не радость». Идея заключалась в том, чтобы разместить большие человеческие лица на стенах в центре Москвы и дополнить их отрывными объявлениями. Это были напоминалки: позвонить родителям, съездить к деду, поздравить бабушку с днем рождения... Люди, кстати, их активно снимали. Я таким образом хотел напомнить прохожим о чем-то важном. Если человек, идущий мимо, отрывается от экрана своего смартфона и обращает внимание на мою работу, задумывается о чем-то — это, как мне кажется, уже победа. Удачный пример того, как можно заставить людей думать.
Станислав Комиссаров признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом
Текст: Юлия Щепеткина для 66.ru. Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; dervishv.livejournal.com; Rufabula.com; t-radya.com; streetart-ekb.livejournal.com
а в народе говорят: по себе людей не судят..
и так грязи вокруг полно - он еще тут со своим т.н. искусством лезет
креатив так и прёт.. думающий (как он про себя тут говорит) - ага видно сразу
щас по весне таких много, к сожалению
это прямо оскорбление какое-то..
народ все-таки в массе своей не такой тупой, петя