После ночи в подземелье я пришла домой и села на диван. Волосы насквозь пропахли запахом метро. Глаза слипаются. А я пытаюсь обмозговать все, что узнала за эти шесть часов в подземке. На шагометре четыре километра. В голове тонны информации. По-хорошему, надо садиться и писать репортаж, пока не утихли эмоции. Я не иду в душ, накрываюсь одеялом и вдыхаю этот запах. Какой же он классный!
![]() |
---|
Ночью так просто в метро не попасть. Из-за повышенной безопасности журналистам нужно пройти проверку и получить одобрение от администрации Екатеринбурга. А простым смертным вход туда заказан.
Мужчина, который ждет меня у входа на «Геологической», похож на волшебника. Седая борода, добрые глаза. Несмотря на вроде бы солидную должность — советник директора метрополитена — Георгий Иванович одет очень скромно. Он знает все о поездах и рельсах, хотя и не всегда в этом признается. Для меня Георгий Иванович стал шерпой таинственного мира метро. Когда первый поезд проехал под Свердловском, он уже работал здесь и потом в течение 25 лет делал все, «чтобы не было такого, что поезд приехал, а рельсы разобраны».
Георгий Иванович достает из кармана наши пропуска, мы с фотографом Костей протягиваем паспорта. Охранник внимательно изучает бумаги и нас, потом молча пропускает. Началось! Впервые спускаюсь по эскалатору, не опустив жетончик.
— А зачем поставили эти рамки? Все ходят, они «дрынь-дрынь», но никого не останавливают. В чем смысл?
— Честно говоря, это не мой вопрос. Насколько я знаю, по линии органов поступило указание, что для обеспечения безопасности нужно поставить. Поставили. Наверное, на что-то они реагируют. Полицейским ведь не только технические средства помогают, но и чутье.
![]() |
---|
На часах полдвенадцатого. Мы доезжаем до «Проспекта Космонавтов». Через тридцать минут отсюда отправится последний поезд. Георгий Иванович по-простому объясняет, как устроена работа такого сложного организма, как метро. Разные функции распределены между автономными службами. Одни отвечают за чистоту, другие — за движение, третьи — за состояние тоннелей, четвертые — за охрану. Оказывается, в подземельях работает почти полторы тысячи человек. Эти армии прячутся в частях, которые не видны пассажирам. Простые горожане видят только треть метрополитена. В секретных помещениях находится всё, чтобы в метро было сухо и светло. Кроме того, рабочим нужно где-то мыться и кушать.
— А есть какие-то секретные выходы на поверхность?
— Ничего такого нет. Есть, конечно, вентиляционные шахты в туннелях. Они выходят на улицу.
— То есть гипотетически через эти сарайчики можно спуститься?
— В центре города сарай не поставить. Там красивые каменные сооружения. И они под сигнализацией и охраной. Попытки были, но активистов сразу ловили.
— Такие любопытствующие — это, наверное, головная боль для вас. Все время же какие-то экстремалы пытаются внимание привлечь. Помню, около года назад парень между вагонами прокатился.
— Дурдом бывает, простите за такое слово. Но если кто полезет — обязательно попадется. Это же административное правонарушение. Дикая мода на такие выходки пришла из Москвы и Санкт-Петербурга, — Георгий Иванович уходит от неприятных тем. Мол, чем меньше об этом говорить, тем меньше людей захочет попробовать.
![]() |
---|
На экранах видна станция со всех ракурсов. Это кабинет дежурных. Весь в цветочных горшках. Одна женщина управляет движением поездов, другая — следит за станцией.
Когда мы зашли в кабинет, они выглядели удивленными. Посторонние люди здесь появляются редко.
— Вам не тяжело без окон?
— Мы привыкли уже. Вот свежего воздуха мало. И света солнечного нет.
Когда я спрашиваю, за что они любят свою работу, блондинка (дежурная по станции) называет «многогранность». Она следит за движением пассажиров, поднимает с рельсов предметы. А если человек упадет — остановит поезда.
— Как себя нужно вести, если человек на рельсах оказался? Его сразу убьет?
— Под напряжением только один рельс. И его не видно сверху. Если вы упали, лучше оставайтесь на месте. Не волнуйтесь, поезд не наедет, машинист увидит вас и остановится.
— А если симпатичная девушка свалилась и хочется погеройствовать? — включается в разговор фотограф Костя.
— Не факт, что она успеет оценить. Вы начнете ей помогать и заденете контактный рельс. А там напряжение 825 вольт...
Дежурная по станции выходит на платформу вместе с нами. Ей сейчас отправлять последний поезд. После того как она подаст знак, в метрополитен уже никто не зайдет до шести утра. С этого момента на станции начинают появляться люди в оранжевых жилетах.
![]() |
---|
Для нас с Костей жилетки тоже есть. Мы тоже надеваем их и ждем хозяйственный поезд. А на «Проспекте» начинают мыть пол, электрики несут энергосберегающие лампы, на соседней лавочке бригада обсуждает личную жизнь. Метро начинает жить другой жизнью.
— Самый волнующий вопрос: когда можно мечтать о новых ветках?
— Это вопрос не к нам, а к хозяину. Хозяин — это город.
— Ладно. А в метро возможны какие-то кардинальные обновления? Как-нибудь заменить человека компьютером? А то такое чувство, что здесь мало что меняется.
— Такие вещи есть на самом деле. Я сам не видел, но слышал. В Париже есть автоматизированный участок: там поезда без машиниста ходят. Они признаются, что сделали такую линию в качестве эксперимента, чтобы показать, что могут. Но вводить такой режим везде не собираются. Мол, не дураки же мы. Вот остановится поезд в тоннеле — и что? Людей, которые бы вышли к пассажирам, нет. С живыми людьми как-то спокойнее. Если в Москву влить немного денег, там тоже можно автомат запустить. Но зачем?
— А правда, что наше метро было самым коротким в мире?
— Это происки журналистов. Когда ваш брат эту байку запустил, это уже было не так. Даже когда было три станции. Мы специально проверяли. В мире было метро и меньше. Правда то, что наше метро — самое загруженное в час пик после Москвы и Санкт-Петербурга.
Есть два правила поведения внизу: смотреть под ноги и запрыгивать на бордюрчик, если проезжает дрезина. Она едет очень шумно — не заметить невозможно.
«Можно приступать к работам», — раздается голос над станцией. Это значит, что теперь в тоннеле безопасно — электричество с контактного рельса сняли. Передвигаться под землей теперь можно на своих двоих или на дрезине — хозяйственном поезде, который работает на дизельном топливе.
![]() |
---|
— Девушка, садитесь в трамвай. А вам куда? — интересуется бригадир. Он со своей командой сегодня всю ночь будет устранять течи в стенах.
— Ты отвези нас на «Геологию». А мы там пешком, — показывает нам места Георгий Иванович. Среди своих «Геологическая» превращается в «Геологию», «Проспект Космонавтов» в «Проспект», а «Машиностроителей» в «Машинку».
Бригада рассаживается по сиденьям, смотрит на нас и молчит.
— А возможно такое, чтобы тоннель так же затопило, как в фильме «Метро»? Там рухнули ограждения и люди оказались в западне.
— Да не, подобного ничего не будет. Наоборот, у нас самые сухие тоннели между «Динамо» и «Площадью». Дно Исети настолько заилено, что плотная глина не дает воде просочиться. А вот в других местах иногда капает.
И мы в этом убедились.
![]() |
---|
Я сажусь у окошка и прижимаюсь к стене, чтобы не мешать машинисту. Дрезина разгоняется медленно. Туннели подсвечены фонарями. Свет здесь включают только ночью. Как только видим людей в жилетках на горизонте, дрезина издает такой звук, от которого каждый раз подпрыгиваешь. В восторге вжимаюсь в окно. У Кости такие же глаза. А бригада невозмутима. Для них такой аттракцион — ежедневная рутина.
Мы шумно катимся по блестящим струнам рельс. Тоннель то круглый, то квадратный. Я заговариваю с бригадиром.
— Вам совсем не страшно тут работать?
— Чего бояться? Это же самый безопасный вид транспорта. В трамвай может КамАЗ врезаться или автобус: раз — и в кювет. А тут что случится?
— Про метро же столько баек, все игры и книги рассказывают про ужасы, крыс-мутантов, заброшенные пути…
— Крысы были, когда метро строили. Потому что люди мусор в тоннелях оставляли. А сейчас там вообще ничего лишнего нет. Мы все инструменты уносим. Крысы могут появиться, но с ними борются. Последнее время про них не слышно.
— А я такие фильмы даже не смотрю — неинтересно нисколько, — кривит лицо Георгий Иванович.
![]() |
---|
Дрезина останавливается перед «Геологической». Заезжать на саму станцию ей нельзя — там сейчас идет большая стирка. Станцию вылизывают до блеска десятки человек. Мы подходим осторожно — чтобы не забрызгаться. Рабочим не холодно. Даже в лютые морозы наверху в метро около 16 градусов тепла.
Стены моют с порошком. Двое мужчин машут швабрами. Я подхожу сзади. Они, не останавливаясь, рассказывают, что работают в метрополитене уже много лет. До этого строили метро, а после пуска последней станции не захотели уходить и нашли тут уже другие должности. Это, кстати, типичная история. Я видела или уже взрослых людей, выходцев из Метростроя, или совсем молодые лица: часто в метро устраиваются студенты на подработку — график удобный.
— А вы считаете наше метро самым красивым?
— Сам строил, конечно, для меня оно самое красивое. Каждая станция, как лицо человека, имеет свою прелесть.
— А какая самая-самая?
— Более современная — «Ботаническая». Соты выбрали не просто так. Тут же мысль какая: клетка — основа жизни. Ее отец с сыном проектировали. Семья — тоже основа всего.
![]() |
---|
От воды рельсы покрываются ржавчиной. Но это не страшно. Как только поезд по ним проедет — рельсы снова заблестят. А шпалам вода никакого вреда не причиняет. Пропитанные особым веществом деревянные брусья даже прочнее металлических рельсов. Снаружи они кремень, а внутри — труха.
![]() |
---|
Отходим на несколько метров от станции — гробовая тишина. Слышно только, как вода журчит под ногами. Вернее не под ногами, а под рельсами. Проходим первые пять минут и чувство расстояния теряется. И перед собой, и позади я вижу один и тот же бесконечный тоннель.
— Что может повредить тоннель? Землетрясение может обрушит своды?
— Я не знаю, не был, не участвовал. Я не сталкивался, не слышал. И фильмы эти я не смотрю и меня это не интересует, — я сбилась со счету от количества отрицаний. Вижу, что мои вопросы на эту тему неприятны и начинают раздражать.
Мы, как обходчики, осматриваем тоннель и рельсы до мелочей. Видим небольшую струйку воды, стекающую из стены.
— А вода — это серьезная проблема?
— Полностью от нее избавиться пока не получается. Только не пишите, что метро затапливает. Это не так. Течи — это естественный процесс. Все пустые полости под землей рано или поздно заполняются водой. Мы стараемся как можно раньше все пустоты заливать бетоном, но получается не всегда. Вода попадает в тоннель и выкачивается в канализацию. Тут ничего такого нет.
Некоторые течи сами забиваются солью и закупориваются естественным образом.
Дышится в тоннеле легко. Я уже и не замечаю запаха креозота — так пахнет пропитка шпал. В самом начале пути мы наткнулись на заваренные двери. Там точно что-то раньше было. Выглядит жутко.
— Вот вы расскажете — и начнутся страхи. Там ничего особенного нет. Раньше было вентиляционное помещение. А когда линию расширили — помещения и выход наружу просто залили бетоном, — от спокойного объяснения Григория Ивановича мурашки снова куда-то испаряются.
Перед нами появляется красный фонарь — значит впереди бригада.
![]() |
---|
Внешние повреждения отыскивают обходчики, которые простукивают рельсы. А внутренние — специальная бригада с дефектоскопом. Мы как раз наткнулись на такую. Но поговорить не удалось — мужчине в наушниках нельзя останавливаться, он по звуку определяет, все ли с рельсами в порядке. А женщина его охраняет.
Бригады работают каждую ночь. Солнце видят только по выходным. Днем — отсыпаются.
Поезд для рельсов — словно удар кувалды. Изнашивается металл очень быстро, появляются острые засечки. Небольшие остряки безопасности не угрожают, но их надо устранять сразу.
![]() |
---|
57-летний Павел сидит на рельсе и ждет, пока подсохнет бетон. Он работает в шахте уже больше тридцати лет. Я присаживаюсь рядом и спрашиваю, почему он не ушел туда, где ночью можно спать и видно солнце.
— Это как подводное плавание. Если этим заболеешь — под землю все равно полезешь. Я сам построил метро, сам и ремонтирую. Знаешь, какая гордость берет, когда приезжаю на станцию — а ее я делал. Не на биржу же мне идти. Сын мой вон сюда не пошел.
— Молодые, наверное, вообще сюда не стремятся?
— В сталинские времена под землю политических загоняли. В восьмидесятые — шли за жильем. Я так же пришел. В Метрострое квартиру в два раза быстрее выдавали, чем на заводе. А потом эти времена прошли. А мне что? Я свое дело знаю и лишних вопросов не задаю. Многим не нравится замкнутое пространство, вот молодые и не идут. Только если ночью подработать. Ваше поколение — поколение охранников. До этого «купи-продай» были, а вы хотите сидеть и ничего не делать, а еще деньги за это получать.
У меня нет времени спорить, нужно разворачиваться. Георгий Иванович уводит нас той же дорогой.
![]() |
---|
Мы поднимаемся по мертвому эскалатору наверх. К тому времени как мы выбрались, в тоннеле уже никого — подали электричество на контактный рельс. От свежего воздуха начинает кружиться голова.
Вроде бы всего шесть часов под землей — а для меня метро уже никогда не станет прежним. Раньше оно было набором механических движений: бросила жетон — руку на поручень — шаг — вагон — несколько минут тряски — и все то же самое в обратном порядке. А теперь я знаю, что за мной сверху следит молодая блондинка, что прошлой ночью эту станцию мыл человек, который видит философию в архитектуре, а рельс шлифовал Павел, который сегодня ночью снова будет рассуждать со своим бригадиром о поколении охранников. И таких людей — полторы тысячи человек. Которых я не вижу и которые по ночам делают всё, чтобы я о них и не задумывалась.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru
Не совсем так...административное это в первый раз..а во второй - уголовное
Уголовная ответственность наступает, если нарушитель уже подвергался административному наказанию за аналогичное деяние, и период административного наказания за предыдущий проступок еще не истек
Уголовный кодекс дополнен новой статьей, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное незаконное проникновение на подземный или подводный охраняемый объект. Уголовная ответственность наступает, если нарушитель уже подвергался административному наказанию за аналогичное деяние, и период административного наказания за предыдущий проступок еще не истек.
Авторы предлагают наказывать за подобное нарушение "штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Аналогичные нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а также организованной группой, либо в случае, если эти деяния создали угрозу раскрытия гостайны, авторы предлагают карать штрафом в размере до 700 тысяч рублей. Также за это правонарушение предполагается штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Там хоть за вредность платят?
Шерпом. а не шерпой! Учите русски, журналюги.
Ольга, а это -- что, реально "ой как много"?
ЧуднО как. Видимо, да, шпалы, плюс замкнутый тоннель без привычных ориентиров ("воздуха", что-ли) вот так вот восприятие искажают.
А вообще когда-то слышал байку, что тоннель в сторону ВИЗа уже начали копать, но технику бросили где-то под землей)))
Статья живая и интересная, спасибо.
1. Может, "из-за МЕР повышенной безопасности"?
2. КУШАТЬ? Вы серьёзно?
3. Стекающую ПО стене или бьющую ИЗ стены.
4. От грабителей?
5. Жаргонизм тут не вполне уместен. Можно было проще и понятнее написать.
6. ???
Ну нельзя же так!