На конечной остановке у ТЦ «Мега» непривычная суета. Микроавтобус 06-го маршрута никак не может отъехать, чем сильно раздражает диспетчера компании «Авто-Ном». Диспетчер этот сидит чуть поодаль в черном внедорожнике. Заметив, что маршрутка никак не двинется с места, сначала он моргает фарами, потом начинает яростно сигналить, в итоге, матерясь, выскакивает из машины и быстрым шагом направляется к маршрутке.
«Чего встал?» — выкрикивает он водителю. «Так вон, видите что», — отвечает тот, кивая в сторону салона. Внутри расхаживают люди в зеленых жилетках — сотрудники муниципальной транспортной инспекции. «Всю работу сбиваете», — негромко, как-то в сторону заявляет диспетчер и спешит ретироваться.
![]() |
---|
— А что это тут творится? — спрашивает один дожидающийся автобуса пешеход у другого.
— Инспекция какая-то. Проверку проводят.
— А. Понятно. Ну правильно. Пусть проверяют. А то ведь творят они, что хотят. Особенно «ноль шестые» маршрутки. Я одному их водиле однажды даже в морду дал.
— За что?
— Да он гонки устроил с другим таким же отмороженным. Я ему замечания сначала делал. Он хамит. Ну я и дал в морду. А потом еще и заявление в ГАИ написал. Не знаю, правда, чем у них там дело кончилось.
Такие проверки городские инспекторы проводят дважды в день, рассказывает глава инспекции Григорий Кулинич. Его подчиненные, поясняет он, «отслеживают работу общественного транспорта на предмет соблюдения графика, чистоты и исправности машин, наличия информационных материалов, выдачи билетов» и выписывают штрафы тем, кто правила нарушает. Сегодня образцово-показательно, на камеру они работают на двух остановках: помимо парковки у «Меги», заехали еще на Муранова, где останавливаются все маршруты, идущие в сторону Широкой Речки.
![]() |
---|
Пока инспекторы заполняют протоколы, их руководитель отчитывается о проделанной работе:
— Наши специалисты вышли сегодня на эту остановку в семь утра. Задача — зафиксировать количество транспорта, интервал движения по направлению со стороны Широкой Речки к центру города и оценить внешнее санитарное состояние подвижного состава. Отслеживаются все маршруты, производится запись в рабочих актах. Будут результаты — тогда будет понятна картина, станет ясно, какие есть замечания к перевозчикам.
— Какие нарушения вы уже нашли?
— Сейчас я затрудняюсь сказать. Несмотря на холодную погоду, транспорт здесь пока идет с нормальным интервалом — до 15 минут. Скопления людей на остановке практически нет.
— Как часто вы проводите такие рейды? Какие нарушения обычно выявляете?
— Работаем ежедневно: как в утреннее время, так и в вечернее. В основном у нас возникают вопросы по количеству машин на маршруте, по режиму работы. Нарушают вечером. Люди жалуются, что общественный транспорт заканчивает работать слишком рано.
— Кто чаще нарушает: муниципальные транспортники или частники?
— Нарушают все. Еженедельно на комиссии председателя комитета по транспорту подводим итоги. Проходит заседание административной комиссии. По итогам выявленных нарушений принимаются меры.
— Какие?
— Буквально вчера состоялось такое заседание. Вызывали руководителей транспортных компаний. Одному выписали предписание по устранению выявленных недостатков. Еще четверых привлекли к административной ответственности.
— Часто нарушают вообще?
— Каждый день. В месяц в среднем выявляем 200 нарушений.
![]() |
---|
— Если вы регулярно следите за работой общественного транспорта и регулярно наказываете руководителей компаний, почему они продолжают нарушать? Почему, например, 48-й автобус, который как раз ходит с Широкой Речки, как не ездил после девяти часов вечера, так и не ездит? Не дождаться же его. Видимо, штрафы недостаточно велики?
— Делаем всё, что можем. Штраф за нарушение режима работы — 10 тыс. рублей. Две недели назад мы приглашали на административную комиссию руководителя компании, обслуживающей 48-й маршрут. Состоялся серьезный разговор. По результатам работа машин на этом маршруте немножко улучшилась. Но мы на это и дальше будем обращать внимание. Продолжим именно в вечернее время проверять этот маршрут. Потому что, как вы справедливо заметили, жалобы на пропадающий по вечерам 48-й автобус к нам поступают довольно часто. И мне лично звонили, и в комитет по транспорту постоянно звонят.
— А если машины вообще не выходят на рейс? К примеру, тот же 48-й 1 января, по-моему, вообще не ходил.
— По этому поводу мы с руководителем предприятия разговаривали. Хотя именно 1 января нарушения мы не фиксировали. Впрочем, у каждого предприятия есть система ГЛОНАСС. Они отслеживают, как ездят их машины. Потому данные можно и у них запросить.
— Так они их и предоставили! Зачем же им самим признаваться в нарушениях?
— Ну почему? Все же фиксируется автоматически. Можно посмотреть. 1 января 48-й маршрут должен был начать работу с девяти утра. Я не знаю, в какое время жители его не дождались…
— Я сам, ни на что особо не надеясь, практически для эксперимента, в девять утра 1 января пришел на конечную остановку 48-го автобуса. Еще с тремя бедолагами мёрз там минут 20. Ни одного автобуса так и не дождался.
— Надо конкретно разбираться. Поднимем записи.
— Ну хорошо. Тогда такой еще вопрос: перед тем как приехать к вам, я снова заглянул на ту же остановку. И увидел, как на ней мерзнут люди, хотя буквально напротив них стоят пять автобусов. Но двери не открывают. Ждут. Я не уверен, что это нарушение. Но неужели нельзя пустить людей погреться в салон?
— Надо переговорить. Прямо сейчас туда специалиста пошлю. Люди не должны мерзнуть. Если там сразу несколько машин стоят, чисто по-человечески, они должны разрешить пассажирам зайти погреться.
— Часто жалуются на компанию «Авто-Ном»? По-моему, это рекордсмен по хамскому отношению к пассажирам и чемпион по числу нарушений. Водители маршруток этой компании не принимают «Е-карты», могут позволить себе высадить всех пассажиров посреди дороги…
— Значит, конкретно по «Авто-Ному»: их мы тоже приглашали неделю назад на комиссию. По «Е-картам» мы провели свое расследование. Выяснили, что карты они не принимают после девяти часов вечера. Хотя принимать должны всегда. Это даже не обсуждается. Выписали штраф, предусмотренный по договору, — 5 тыс. рублей. Сегодня вручим акт руководителю предприятия. Дальше будем за ними следить. Ребята наши будут ездить в салонах их автобусов. Будут присматривать за ними, отслеживать в том числе культуру обслуживания, потому что на это предприятие действительно поступает больше всего жалоб.
— Штраф 5 тыс., по-моему, недостаточная санкция. У вас есть полномочия, позволяющие, например, вообще снять компанию с маршрута, отдать его кому-то более адекватному?
— В договоре четко прописана ответственность перевозчика за некоторые виды нарушений: начиная с обилечивания пассажиров до количества подвижного состава на линии. Предусмотрены штрафы от 3 тыс. до 10 тыс. рублей. А самый большой штраф, который мы можем выписать, — за ДТП, произошедшее по вине водителя автобуса. Его размер составляет 100 тыс. рублей.
— И все же вообще снять перевозчика с маршрута вы не можете?
— Нет. Это компетенция комитета по транспорту и лично его председателя. Но такие случаи были. По причине систематических нарушений договоры расторгали досрочно.
Фото и видео: Антон Буценко для 66.ru
Разобрались бы с 9 маршрутом, а то он постоянно -До Фрунзе в Парк.
Сам лично слышал как водила 019 маршрута говорил что они тоже ЛЮДИ и будут отдыхать до 03 января. на вопрос а как же пассажиры, водила сказал: "пешком надо ходить" :)
Ни в одном большом городе общественный транспорт не заканчивает работу в 22-00. обычно везде до 01 часа ночи. А у нас как в заброшенной деревне.