Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

22 января 2016, 17:50
Портал 66.ru продолжает публиковать главы из неизданной книги «Истории Свердловского рок-клуба», в которую вошли интервью с героями одноименного документального фильма Олега Раковича и Александра Рожкова. Тексты (по сути расшифровки видеоинтервью) приводятся дословно и без редактуры.

— Алексей, для тебя с какого момента уральский рок начался: с «Урфина Джюса», с «Наутилуса» или с «Ассоциации содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели»?
— Тпрруууу! Ну, начнем с того, что в 1981 году я поступил в музыкальное училище и был тогда далек от всех роковых вещей. Времена, когда начала складываться основная составляющая креативщиков свердловского рока — как исполнителей, так и сочинителей, и оформителей — я два эти года служил с автоматом в армии.

Пришел и с ходу на дуду с саксофоном поступил в училище. А всё началось с того, когда туда же поступил Пантыкин. Сразу на наш курс, потому что у него было высшее УПИ, потому что он создал «Урфин Джюс» и записал альбом «15».

Всё началось с «15» лично для меня, я исторически точно это знаю. Он меня смешил, он мне абсолютно не нравился, умилял скоморошеским пантыкинским голосом. Он пел так наивно-правильно, знаешь — такой мальчик в пионерском галстуке. Потешало всё: немудрящесть смысла, текста, как это ни странно, кормильцевского.

А мне было с чем сравнивать, потому что я был напичкан прилично хорошей музыкой для того времени. Я очень любил «Жизнь и смерть Хоакины Мурьеты» и знал от и до, мог сыграть и спеть все партии, все сбивки, на рояль переложил всё. А надо сказать, что «Хоакина Мурьета» — далеко не худшее произведение в жанре рок-музыки, в эстетике рок-н-ролла.

А потом пошло всё для меня по нарастающей и очень быстро, если ты помнишь — были такие клубы по интересам, которые прокатывались во Дворце молодежи, собирался народ, молодые «модэльеры» нашего дома моделей.

Приходили неожиданные люди — рок-музыканты, а я уже был на старших курсах и успел записаться с революционной некогда группой «Флаг». В первом альбоме у них я умудрился чуть ли не как лидер-вокалист побыть. Для меня это было так — «пробегая мимо, постоять у микрофона, оторать своё и убежать». А потом за мной ходил поэт группы Саша Пьянков и умолял перепеть, потому что вместо одного ничего для меня не значащего слова стояло другое, точно так же, ничего не значащее слово.

И, наконец, эпохальное для меня событие, после которого я пересмотрел своё понятие свердловского рока и вообще рок-музыки как среды — это знаковое совместное выступление групп «Урфин Джюс» и «Трек» в здании госуниверситета на Куйбышева, в актовом зале, «Пульс времени». Они выходили друг за другом на сцену, одни изображали зло, другие — наоборот и потом менялись, такая театрализация. Для меня это было первое присутствие на рок-концерте.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Оказывается, можно прыгать, что-то выкрикивать с мест. Тогда же примерно в ДК «Урал» я познакомился с Бутусовым и с Умецким, пили в туалете, бегали к таксистам за водкой, тратили последние десятки. Пить было нельзя, а пить хотелось. Пить — это было тоже составляющее общения. Куда же без бухла? И хотя я был никто и звали меня никак, вот эти два события привели меня в рок-тусовку.

Третье, от чего у меня съехала крыша. — это прослушивание «Невидимки». Мы собирались у кладовщика в нашем музыкальном училище, садились в круг, ставился магнитофон — и мы слушали «Невидимку». Она порвала навзничь, качеством, уровнем, по тому времени она казалась революционнейшим, что могло быть. А потом мы узнали, что так оно и есть. Вот эта «Сонька», которая могла делать наложения записи, мы узнали о кассетах «феррум», железные кассеты, они стоили дико дорого. Потом так и всё шло и шло.

Я стал дружить с Бутусовым и с Умецким, стал сбегать со своего Уралмаша, со своих уроков, к ним в гости. На Шмидта к Вячеславу или в Городок чекистов к Диме. Пиво, базары, листание журналов репродукций великих художников, которыми Дима славен. Он всегда коллекционировал хорошие альбомы.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Ну такой, знаешь, я — мальчик с Уралмаша, и взяли погрузили меня в такую вот эстетщину. Это дико вставило. Это привело меня к тому, что стал читать книжки, которые Слава приносил. Он таскался «вечно пьяный» с книжкой «Консервный ряд», Стейнбок, кажется. И «Тортилья-Флэт», это всё было зачитано до дыр. Вот эта новая музыка, новое общение, новая культура — и я буквально за 1983–1984 годы взял и перевернулся сознанием и всем. Потом эпохальное выступление в «Уралтехэнерго», нелегальный концерт на сцене с задником в виде бюста Ленина, которого убрать было некуда, а занавесить никому в башку не пришло. И всё.

Я приезжаю в группу «Флаг», а там другой фронтмен — Траппа и начинающий басист и вокалист Сергей Курзанов.

А меня увидел «Наутилус» и говорит: «Давай у нас сыграешь», — ну вот я там и вышел, сыграл в «Делоне» и в «Америке». Прямо тут же срепетировали, на коленке, между стаканами портвейна или чего-то такого. Правда, я уже тогда не выпивал, зная, что сейчас играть на саксофоне. Можно пить и потом петь, играть на клавишах, на гитаре и на басу. Нельзя барабанить и дудеть в духовые, если в тебе хоть сколько-нибудь значительное количество алкоголя. Физически не можешь — губы как пельмени или руки не поднимаются у барабанщиков.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Вот мой дебют был, с «Наутилусом», причём вот так: «Пойдём, поиграешь»!

Так вот, в 1985-м я благополучно закончил музыкальное училище имени Чайковского и, поддавшись на уговоры своей дражайшей жены Елены Юрьевны и мамы, поехал жить и работать в деревню — в Режевской район Свердловской области, село Черемисское. На должность в районном доме культуры, а по факту — директор клуба, сельского, который находился в помещении бывшей церкви, без купола, и там я год проработал. Через год я выплакал себе возвращение, потому что первые полгода я был одержим идеей перевезти всех туда. Надо мной беззлобно потешались Умецкий и Бутусов, такие потешники.

У нас два великих дуэта было великих потешников: Умецкий и Бутусов могли застебать любого, как добрый и злой следователи, такие качели из горячего в холодное; а вторые — это великолепный дуэт комиков Тэрри и Карнет. Они были не музыканты, они были такие записные бретеры, и без них было невозможно ничего.

Я постоянно был на созвоне с Димой (Умецким), поскольку он единственный был телефонизированный, и мы как-то общались. Периодически уезжал в Свердловск, как-то отвисать, потому что в деревне очень сложно было жить городскому пацану 24 лет от роду, обремененному семьей, ребенком, сараем, конюшней, огородом и всей вот этой прикладной лабудой, а свое молодое требовало выхода, и я приезжал туда по любому малейшему поводу.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

А поскольку Слава и Дима меня вели по жизненному пути, они совершенно спокойно привели меня в Архитектурный институт, мы тусили в студклубе — и в этот момент начиналась «Разлука». Эпохальная «Разлука» начинала писаться, предварительно записал Лёня Порохня, в универе, но она не выдержала критики. И тут случился я, и «давай-ка, Лёха, приходи» — и мозгами, и руками, и губами, и будем мы всё это писать.

— «Ассоциация» тогда же случилась?
— Надо сказать, всю зиму я сидел и восторгался альбомом Шевчука «Доктор Время», не косить под него, а писал акустические альбомы и сочинял электронику, потому что там волею судеб я вел танцы, в собственном же клубе, и я попсой был напичкан по самое не могу. Я до сих пор во всех интервью называю группу «Моден Токин» как учителя меня в области немудрящего, но очень подкожного и оригинального мелодизма. Спасибо Сергею Ивановичу Чернышову, который называет меня «уральский МакКартни», мелодистом, хотя я считаю, что сильным и оригинальным мелодистом был покойный Серёжа Кондаков («Отражение»). Он писал очень красивые песни, но… не судьба ему была…

Так вот, я же насочинял кучу электронной музыки, которая была вся на рояле и вот тут, в голове. И мой однокурсник Коля Петров, который работал о ту пору в городе Первоуральске, в ресторане, играли они под драм-машину, собранную собственными руками. Там были применены такие технологии, что все синтезаторы друг к дружке вязались и синхронизировались через эту драм-машину, с прерываниями, можно было нажать один аккорд и он делал такие «ту-ту-ту-ту-ту» в том темпе, в котором была настроена эта драм-машина. Совершенно идеально. Это тогда уже было то, что мы сейчас называем квантайзом. И всё удачно, легко, совершенно холодное электронное попсовое звучание легло на тот мелодизм.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

И единственное, что выгодно его отличало и, может быть, полюбилось, — тексты там были не про любовь, не про розовое с голубым, не про снежинку, тающую на щеке пунцовой, а так вот: трагедия интеллигентного хлопца, оказавшегося несцом культуры в глубинке сельской.

И мы с Колей были сильно удивлены, что эта запись получила широкую популярность в 1986 году, «Угол» — это его официальное название, а в народе он всё равно как «Деревня» шёл.

«Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели» — название не мое, оно меня восхитило, когда я в деревне прочитал один из рассказов Герберта Уэллса, странный, совершенно не фантастический рассказ. Недавно перечитал и не понял — чего я в нем тогда нашел. Впоследствии выяснилось, что это самое длинное название среди рок-групп того времени, никто длиннее не называл. И на этом давай с ней закончим.

Получилось так, что «Ассоциация» и «Разлука» писались в одно время. Это было уникальное, светлое время. Всё всегда писалось под легким «намахом» чего-нибудь такого, но очень под легким. Писалось это всегда ночью, тут же я ехал в Первоуральск к Коле, чтобы с утра писать что-нибудь из «Деревни» или из «Угла». Каждая песня писалась ровно один день и тут же сводилась. Писали на магнитофон «Комета», который был переделан на 4 монодорожки. Поэтому методом сложения, наложения, перебрасывания одной дорожки на другую получалось там невообразимое количество наложений. Всё зависело только от качества пленки — сколько она выдержит перезаписей.

И когда это пошло в люди, а я опять надолго смотался к себе в деревню и когда вернулся, оказалось, что «Деревня» уже страшно популярна. Лёша Хоменко, который прирабатывал в ресторане «Космос» на первом этаже, сказал: «Придёшь в ресторан, мы тебе сыграем».

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Оказалось, эта песня заказная. Это единственный случай, когда я свою песню слышал в ресторане, я подумал: «Вот она, слава!» Вот так я и оказался в «Наутилусе».

А поскольку я был без портов и безработный, Андрей Макаров (директор студклуба) взял да и устроил меня через профсоюз художественным руководителем студенческого клуба Свердловского архитектурного института. Ну просто халява: целый день мы с ним гоняли шары в ожидании вечерней репетиции «Наутилуса» и больше ничем не занимались. К нам никто не лез, времени было вагон. Андрей тоннами переписывал музыку и распространял, такой легкий элемент писательского бизнеса. Некоторые писатели книги пишут, а некоторые тиражируют кассеты и продают по своим каналам.

Макаров в основном это делал для друзей, не как бизнес, он обладал колоссальной музыкальной информацией, которая к нему стекалась от интеллигентных и продвинутых в музыкальном плане друзей. Там же, в клубе, снимал Лёша Балабанов, но меня не было — я был в деревне. И мою роль, и мои партии на саксофоне исполнял Витя Комаров, потому что саксофон жил в Ебурге. Я не снимался в «У меня нет друга» или «Он степ бийон», я только на подсъемки приезжал, на квартиру к Ольге Таланцевой, которая изображала флэт, с пьянками и прочими интимностями, которые изображал главный герой с главной героиней.

А я играл роль пьяного друга-дегенерата главного героя, и моя задача была только сидеть, кивать головой, а Белкин по роли задвигал какую-то телегу, совершенно непонятную. А потом, это ключевая сцена фильма, ночь, улица, фонарь, аптека, луч падает на справившего свои естественные надобности на своей возлюбленной девушке Егора. Девушка лежит, безмолвно льет слезы, камера сползает, а на полу, как принято было в ту пору, спит… я.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

То есть у кого-то произошла такая вот невнятная пьяная любовь среди пьяных спящих людей. По тому времени это был сильный ход.

На той же квартире оказалась Таня Малахова, которая сыграла «Егор, спой!».

— А к настоящему государственному кино ты же первый из наших музыку написал? «Команда 33», режиссер — заслуженный артист Удмуртской ССР, Николай Гусаров.
— Николай Николаевич меня как человек восхитил прежде всего. Не знаю его политических пристрастий, он казак, с шашкой, пан славянин — «За Русь! За матушку!». На ту пору это было неявно, ему просто нравилось заниматься кино как производством. Но это была такая странная работа, непрофессиональная, и по сегодняшнему дню я вспоминаю о ней с улыбкой. Так музыка к кино не пишется. Мы туда натолкали вплоть до того, что…

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

…Ребята из Первоуральска пару песен отдали и сказали: «Пусть она считается твоей», — представь это сегодня? Только пусть она пройдёт, давай добьём до логически вырисовывающейся песенной массы, количественной массы, не пять произведений, а пусть их будет семь. И там вошли две песни Андрея Саднова, я об этом говорю всегда и везде, потому что нигде не засвечивается этот человек, а он теперь — главный архитектор города Первоуральска.

— Всё-таки рок-клуб что-то дал?
— О Свердловском рок-клубе мне хотелось бы сказать следующее. С высоты прожитых лет я скажу: прежде всего это организация. Организация кого? Людей, которые не вписывались в официальные иные организации.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Понимаешь мою мысль? Они — либо никудышные комсомольцы, либо ярко выраженные лидеры в своих классах, в группах, лидеры по любым позициям! Там могли быть суперкрасавчики, суперпевцы, суперспортсмены, супербогатеи по тому времени, потому что они фарцевали, либо это были изгои.

Если говорить о школе, то многие из нас были изгои. Я весь 9-й класс был бойкотируем своим классом. Это отдельная история, почему и за что, я своей вины до сих пор не признаю, и уже в 10-м, когда всё нормализовалось, у нас был такой контрольный разговор по душам и все простили всех. Малы, глупы, господи — 16 лет, но год я в одиночестве просидел, и спасло меня, кстати говоря, творчество. Я сценарии писал, причем для более старших, круто.

Возвращаясь к рок-клубу, да, это организация людей, которые не вписывались ни в одну структуру из имеющихся, предлагающихся, в силу внутренних противоречий. Носить комсомольский значок — «фуууу!» — и в то же время мы в клубе жутко интересовались: «А будут у нас членские билеты? Мы будем сдавать взносы?» Мы ходили на собрания, мы голосовали!

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Мы все голосовали за то, чтобы выгнать группу «Флаг» за использование простреленного боевого красного знамени на своем концерте как «глумление и тыдытыды-далее»… Я до сих пор не понимаю, но руки были подняты.

Об этом не вспоминают, не говорят, а для меня — всё равно показатель, что никуда наша советская социалистическая сущность и не девалась! Организоваться в той системе мы не могли — мы хотели свою. Скажу жуткую вещь: мы могли быть какой угодно иной организацией, не только вот (показывает руками игру на гитаре). Объединяло что? Умение играть на гитаре, которое все прошли по лавочкам, и рифмовать более-менее удачно какие-то мысли. Я не могу сказать, что песня «Мифическая столовая» «Нау» является шедевром поэтизма. Она достаточно знаковая, но с точки зрения поэтики там тьфу и растереть. Ничего и никуда. Там нет ни смысла, ни логики, ни рифмы, ни ритма. Но нам самим тогда казалось, что это здорово, это смело, это революция!

А мы могли быть и фашистами. Национализируй нас — тот же обком сказал бы: «Будьте красными дружинниками», — и мы могли бы быть такими. Но революционные настроения с нас были сняты, на нас «повесили гитары, как автоматы», так писала Марина Пинаева, старая коммунистка, которая боролась с рок-н-роллом в ту пору.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Так что для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации, им придуманное сверху, им курируемое и опекаемое.

А это понятие «литование» текстов, которое было обязательным. Текст должен быть согласован, утвержден и поставлен штампик.

В чём несчастье всех рок-групп и рок-клубов 80-х разрешённых? Первым дали питерцам, 1981–1982 год, открыть Ленинградский рок-клуб. И долгое время туда ездили, как в Мекку, учиться, набираться опыту. И бах! В 1986 году Михал Сергеич разрешает рок-н-ролл!

Всё, первое же майское выступление — и всё, там взрыв, все полезли туда играть, эмоции «Ура, революция!» и все ходили, условно, с красными бантами и красными флажками и кричали «Мы рокеры!» тра-ля-ля. Даже не подозревая, что сидим-то мы в ДК Свердлова, на Володарского. Что с одной стороны — обком партии, с другой — горсовет и Обком комсомола за углом, всё под колпаком. До Ленина, 17 и Вайнера, 4 (УВД и КГБ по Свердловской области) вообще в тапочках можно было дойти. Это была организация, контролируемая по окружности.

И беда рок-н-ролла ещё в том, что очень быстро разрешили новый НЭП. Новую экономическую политику, но уже нового образца. Кооперативы там и прочее. И, будучи членами свердловского рок-клуба, мы уже получили первые десятки от Вадика Копьёва на коммерческом концерте в ДК УЗТМ. Всё!

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Все сразу свалили из этого рок-клуба, все сразу побежали за деньгами, поувольнялись с работ. Не думая о том, что будет завтра…

Не думая о том, что нет музыкального образования, не думая о том, что нужно учиться петь. Как-нибудь, как-нибудь. Кому-то повезло, кому-то нет. Что мы имеем сегодня? Имеем грустную картину: половина благополучно сдохли, как физические оболочки, вторая благополучно сошла с ума. Людей вменяемых, оставшихся в профессии, не уйдя в бизнес, торговлю редкими металлами и ценными бумагами, остались единицы.

Я благодарю Бога, что имею счастливую возможность сидеть и заниматься музыкой. Пусть она будет такая, но честная, это теле- кино- музыка, это реклама. Это совершенно честная работа за деньги.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Почему я сегодня не рок-музыкант? Мне не для кого быть сегодня рок-музыкантом. Я с тоской гляжу на наше поколение.

Я не хочу для них устраивать революцию и они для себя не устроят. Я с грустью смотрю на Борзыкина или Шевчука, но это тоже бизнес — быть революционером, быть ультра, быть несогласным.

Рок, по определению — музыка бунта. Рок-музыканты, по условиям жанра, не имели и не обязаны были иметь музыкальное образование, им пофиг были бемоли, диезы, тональности, размеры и прочее-прочее. Самое главное — это сказать народу правду. Словом. И подкрепить это музыкой. Но западный рок очень быстро стал частью общего шоу-бизнеса, когда нужно было уметь и писать и играть и звучать, применяя все средства для раскрутки собственного товара, будь ты хоть «Ю-ту». «Ю-ту» — вовсе не рок, это поп-группа. Для меня, лично, самый рокер — это Летов. Он всегда был коммунистом, с правой совершенно подоплёкой. Он никогда не играл хорошо, никогда не пел хорошо, никогда не сочинял хорошо, зато всегда утверждал «я буду говорить хорошо!» и эту задачу выполнял с блеском.

Я очень люблю Никонова — за его искренность и истовость, Алексея Никонова, он же Лёха Никонов. Потому что я верю в то, что он говорит. А говорит он ровно то, о чём может говорить, он не говорит более того…

Я бы ещё хотел, можно? Для меня размышления о роке становятся всё более глобальными, я говорю о русском роке. Оставь, не стирай, положи в коллекцию, всегда пригодится.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Видишь, какая вещь: мне всегда обидно, когда мы говорим о таком понятии, как русский рок, который словом «Рок» потому и называется, что он русский.

Потому что в чистом виде всё, что происходит вокруг нас, включая любой фестиваль, будь то «Старый новый рок», или «Нашествие» — никакого отношения к року это иметь не будет. Это будет показ, как журнал «Бурда моден», мы взяли, пошили костюмы и вышли на сцену показать — во, какие мы! То есть вторичность изначальная, идущая из 70-х годов. Вспомни свои школьные побеги на «Весёлых ребят», на «Красные маки», на «Песняров», в конце концов, даже на «Самоцветы». Первое отделение мы спокойно отсиживали песни советских композиторов, второе отделение открывал номер какого-нибудь Винокура, а дальше шёл «Смок он зе вота». И всё второе отделение получал невообразимый кайф от того, что он слушал вживую реплики, слышанных сквозь хрипы западных радиостанций либо на 20-й копии магнитной ленты, классики мирового рока. Либо «Квинов», но больше «Дип пёпл» и «Цепов». И все наши сегодня, которые сидя у микрофонов, говорят «я — рокер! Я вырос на «Лед Зеппелин» подписываются, что «я слизал это и положил на русскую канву». Есть один русский рокер — Митин Андрей, его мало кто помнит.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

Рок, как социальное явление и рок-музыка как жанровое определение — это разные вещи. И не надо кричать «я — рокер, на мне косуха, на мне татуха», тоска и печаль…

— Последний вопрос, Илья Кормильцев, ты с ним работал, общался?
— Про Кормильцева уже сказано очень много всего того, под чем я бы подписался под каждым словом. Мне сложно что-либо добавить. Я по интересности общения ему со мной не дотягивал. У Ильи было, как в хорошем автомобиле, пять или шесть скоростей общения с кем бы то ни было. На первой, пониженной, он разговаривал с людьми одного статуса. На шестой он разговаривал с людьми, до которых он бы сам, возможно, хотел бы дотянуться.

Помнишь, одно время был такой, издаваемый самими журнал «Микс»? его издавали Андрей Матвеев и Илья Кормильцев. Я его не мог читать. Я понимал, что они издеваются над всеми, они включали пятую скорость общения между собой и давали такие дебаты, дискусы, которые понять обычному человеку просто невозможно.

А Илья этим вот легко владел, не переживал.

Я всегда иронично к нему относился, меня всегда, с высоты прожитых лет, умиляла его манера столь по-детски непосредственным быть в обычном общении, пить кофе, пить водку, курить сигареты и играть в карты.

Алексей Могилевский: «Для меня рок-клуб — это продолжение комсомольской организации». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

В обычной жизни он был смешноватый, он был неуклюжий, он был очень порывистый.

Он очень не любил проигрывать в игры, если мы играли в карты и он проигрывал, он мог всерьёз обидеться и посчитать нас всех врагами, дай ему «Стечкина» — он всех бы нас давно перешлёпал.

Бытово, этот человек был очень упрощённый. Я бы с ним не пошёл в поход, потому что нечего там с ним делать. Но при всём при том, я отдавал должное его кулинарным пристрастиям. Это первый человек, который напоил меня граппой настоящей, итальянской, ему подарили коллеги по работе, где он работал переводчиком. И я в первый раз ел жёлтый рис. Это сейчас — посыпал шафранчиком и всё, а тогда!

Готовил он изумительно! И со свойственной итальянцам порывистостью, меня удивляло, что когда он готовил, и даже когда ел, вокруг него всё летало! Макароны, рис, хлеб, крошки! Изо рта, из рук, из тарелки — всё летало в разные стороны. Он этого не замечал. Он таких вещей вообще не замечал.

Ко многим его стихам я до сих пор отношусь с предубеждением. Возможно — я устаревший. Но я уже упарился читать рифмы «двери — звери», это как «любовь — морковь», только в профиль. Одно поёт попса, «звери — двери» поют рок-музыканты, и вся разница. Вот как-то так.

Про Илью я много бы мог рассказать, но ты же не дал мне подготовиться. А так, с налёту я попытался о нём рассказать то, что точно никто не скажет.

Юрий Дудь признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом

В публикации использованы материалы проекта «Истории Свердовского рок-клуба», авторы — Олег Ракович и Александр Рожков, продюсеры — Евгений Горенбург и Владимир Шахрин, 2011–2015 гг.