Борьба с угонщиками, бензин вместо дизеля, трудности перевода с китайского — все это в очередной серии нашего спецпроекта о екатеринбуржцах-эмигрантах и их жизни за границей.
|
---|
Евгений Галкин, 26 лет |
— Давай с самого начала: почему именно Чехия и с какой целью ты сюда поехал?
— История вообще романтическая. Мы с моей теперь уже женой вместе с 17 лет. Встречались какой-то период, потом так вышло, что расстались. Она улетела в Париж, но мне было так неуютно без нее, сердце тосковало, и я полетел вслед — думал устроить сюрприз. Узнал, где она живет, дождался у дома с цветами. Так мы помирились и с тех пор не расстаемся.
Вернулись в Екатеринбург и как-то за семейным ужином разговорились: как классно в Европе, какой там климат, какие возможности. Ну, и сам знаешь: эти утренние пробежки вдоль Сены, круассаны с кофе — все такое стильное, живое, чего в России нам очень не хватало.
Тему подхватил мой отец и предложил попробовать пожить там. Одна из самых близких к нам европейских стран — это Чехия, и мы наобум буквально в течение двух дней решили: надо!
При этом я был на 3-м курсе института, жена тоже, и мы решили, что если и делать, то прямо сейчас — пока нет обязательств в виде семьи и детей. Решились и уехали. Документы оформили в течение месяца, приехали сюда и по стандартной для всех русских студентов схеме пошли на изучение чешского языка.
|
---|
«Тут очень сложно находиться без чешского языка. Путешествовать — одно, а жить, решать вопросы коммунального свойства — без чешского языка трудно. По-английски говорит небольшая часть населения, и если хочешь задержаться, то надо выучить язык». |
Языковые курсы длились год, обучение как в школе: с 8 до 16 часов каждый день. Я попал в такую группу, где большинство курсантов были младше меня, поэтому пришлось заново проходить всю математику, экономику. Тут всех студентов изначально, еще на курсах, готовят к поступлению в институт. Я до этого обучался в УПИ на антикризисном управлении, экономфак, поэтому решил и здесь готовиться к поступлению на такую же специальность.
— Переводился или пришлось поступать заново?
— Хотел усидеть на двух стульях: учиться и в России, и в Чехии. Искал и другие варианты — в том числе перевестись, да, чтобы мне зачли часть уже пройденных предметов. Не хотелось терять время, которое я потратил на обучение в России. Но договориться с заведующим кафедрой не получилось.
В итоге здесь пришлось начинать все сначала, но чешские преподаватели оказались сговорчивыми и некоторые предметы, которые я уже знал, зачли мне автоматом. За счет этого я выиграл целый год обучения: вместо 1-го курса пошел сразу на 2-й. Закончил, получил диплом бакалавра.
— Вуз государственный или частный?
— Частный. Комическая вообще ситуация вышла: мне не хватило полбалла, чтобы пройти в государственный. Математику сдал, а чешский недотянул по баллам буквально на 0,5%. Но я не жалею. Ситуация пошла мне на пользу, в том коммерческом вузе я нашел много хороших знакомых, плюс была возможность подрабатывать. Ну, и в государственном не получилось бы зачесть мои старые оценки и я бы не оказался на 2-м курсе.
Доучился до звания бакалавра, получил диплом международного образца, который котируется во всём мире. А вот на магистра не пошел — отговорили студенты, которые там уже учились. Они сказали, что магистратура — это даже не углубление полученных знаний, а повторение того, что ты изучал на бакалавриате. Можно, конечно, было пойти — если время лишнее есть. Я решил попробовать что-нибудь свое.
Самая близкая мне тема — да как и многим парням, наверное, — это машины. Рынок Чехии я видел, туристический поток видел. Я понимал, как можно находить клиентов. К тому же был бум интернет-рекламы — клиента найти не проблема. Поэтому я решился открыть прокатную компанию, даже несмотря на то, что конкуренция здесь бешеная: в одной Праге насчитывается 250 прокатных контор!
|
---|
Именно компания Евгения помогала нам организовать весенний пробег до Берлина на красной «Калине»: нашли машину, покрасили, привели в порядок. Осталось сесть и поехать. Сейчас машина сдается на общих основаниях. Подробнее, как это было — тут и тут. |
— Ты на тот момент еще студентом был?
— Да, я долго халтурил немного: через паблики в соцсетях, через свой сайт перепродавал клиентов тем компаниям, кто предлагал более выгодные условия. Потом понял, как этот бизнес работает, и решил вложиться: занял, взял кредит, купил побольше машин. Это оказалось несложно, потому что процентные ставки в Чехии сильно отличаются от ставок в России. Да и отказов меньше: если ты делаешь нормальный первоначальный взнос, то такого риска практически нет.
|
---|
«Длинные деньги» гражданам и бизнесу в Чехии достаются проще: не под 27%, например, а под 1,63% — 7% годовых. |
Накупил машин, начал сдавать их через сайт. Сложно было поначалу: все тяп-ляп, без опыта… Но я видел, как работают другие и с какими проблемами они сталкиваются. Все русские компании открывались по одному принципу: купят 5–6 машин и сдают. Ни офиса, ни сотрудников, ни охраны, ни страховых маклеров, которые грамотно оформляют документы.
Я решил сделать иначе. Хотелось предложить такие условия, как у больших международных компаний, какие-то дополнительные сервисы, которые локальные фирмы не предоставляли. Та же доставка автомобиля в условленное место, навигатор, детское кресло. Это есть и у Hertz, и у Europcar, но ценник очень высокий. Или штрафы за несвоевременный возврат автомобиля — аналогично.
Мы на тот момент работали только с русскими туристами, а они в большинстве своем не сильны в иностранных языках. Это для нас был плюс, потому что весь персонал — русскоговорящий. Сочетание этих сервисов плюс цены было нашим сильным преимуществом.
К тому же на тот момент не было прайс-агрегаторов, которые сравнивают цены на машины по нескольким компаниям. С их появлением, конечно, средняя цена сильно упала, потому что если ты дашь высокую цену за автомобиль малого класса, то у тебя его никто не возьмет.
Но поначалу клиентов было много, цены низкие, а затраты на рекламу небольшие. Главная задача — сделать продающий сайт, который был бы прозрачным и простым в освоении.
— Все-таки почему ты пошел именно в эту сферу: сам же говоришь — на тот момент только в Праге прокатных контор было 250. Это же чудовищно конкурентная среда! По-моему, полное безумие влезать в такую тему!
— Совершенно верно! Меня все отговаривали, но это был мой первый бизнес. И я не прогадал: он кормит, приносит неплохие деньги. Хоть и даются они с очень большим трудом. Прокатный бизнес невероятно сложный. У нас уже было 5 угонов, 4 автомобиля мы нашли.
Но это не единственная сложность. Конкуренция за пользователя в интернете растет, появляется много новых игроков. Ростуризм «помогает» еще своими советами сидеть дома и никуда не ездить. Это сказывается на бизнесе, который ориентирован на русских туристов. А почему он ориентирован на русских туристов — так потому что знали методы привлечения.
|
---|
«С русскими туристами работать безопаснее, чем с кем бы то ни было. Ничего плохого не хочу сказать про чехов — очень люблю этот народ, но они и сами не скрывают, что их национальный «спорт» — обмануть кого-нибудь. И они в этом спорте далеко не на последнем месте. Надо быть готовым к тому, что они могут не заплатить. И это еще не самое страшное». |
С русскими проще работать еще и потому, что у чехов отношение к автомобилю другое. В России же как: машина — это до сих пор роскошь какая-то, а в Европе ситуация другая. Автомобиль — средство, и к этому средству относятся соответствующим образом: как к трамваю. Никто не обратит внимания, если случайно помял, поцарапал, испачкал. Ну, и чехам прокатные машины обходятся дешевле, потому что местные компании высчитывают амортизацию исходя из пробега, а у чехов он ниже, чем у русских туристов.
|
---|
Автопарк у Carlove типичен для прокатных компаний: «Шкоды», «Рено», «Фольксвагены» — для массового потребителя; «Мерседесы» — для более взыскательной публики. Машины служат прокату примерно по полгода, затем продаются на достаточно выгодных и для покупателя, и для продавца условиях. |
— Поэтому работать с ними не так интересно?
— Тут палка о двух концах — кого предпочесть. Но сейчас выбора особо нет: надо работать со всеми. Раньше Россия была кормящим рынком, но времена изменились.
— Трафик туристов из РФ упал вообще до нуля?
— Он сильно сократился. Только по прошлому году статистика говорит о падении на 45%, по 2015-му еще не видел. Но в марте, например, падение было ровно вдвое.
— Кто замещает русских туристов?
— К нам представители разных народов обращаются: были ирландцы, американцы, кубинцы, корейцы… В целом сейчас стало больше китайцев. Но с ними надо быть внимательными, не все компании дают им машины напрокат. Потому что дизельные машины часто заливают бензином, например. Их предупреждают, на лючке бензобака висит наклейка — и все равно. Был случай, когда звонили возмущенные китайцы и жаловались, что им дали плохую машину, и мы эвакуировали их из Австрии до ближайшего сервиса, чтобы промыть бензобак.
Еще китайцы не видят знаки, часто из-за этого выезжают на встречку. Или им кажется, что они могут увидеть какую-то достопримечательность и подъехать прямо к ней. Так они оказываются на Староместской площади… Не все китайцы владеют иностранным языком и объясняются на пальцах.
|
---|
Русских туристов на Вацлавской площади в этом году стало существенно меньше. Их заменили китайцы. |
— Как еще ломают машины прокатчики?
— Разные истории. Например, меняют запчасти. Есть у тебя, скажем, «Мерседес», и тебе надо поменять деталь. Берешь машину в прокате, снимаешь нужную, меняешь на свою. С русскими такого не припомню, а вот с чехами было дело. Поэтому у нас есть четкий регламент приемки машин, и если деталь поменяна, то компьютер это видит.
Еще были случаи у наших коллег, когда клиент сделал копию ключа, потом вычислили место стоянки автомобиля, открыли и обчистили машину: скрутили фары, вынули подушки безопасности, сняли руль…
— Да ладно! Это тоже какие-то организованные группировки, что ли?
— Скажу так: в криминале недостатка нет. Чехия сама по себе очень спокойная страна, но и тут хватает людей, не привыкших работать, которые ищут легкие пути нажиться. Считай, если разобрать одну машину, то можно на деталях выручить две зарплаты.
— Машины часто бьют? Или у тебя голова об этом вообще не болит — это забота страховых?
— Верно. Есть система штрафов для клиента, есть полная или неполная страховка — клиент сам вправе выбрать меру своей ответственности. Были случаи, когда машины разбивали намертво. Такие вещи решает страховая, работает отличная система выкупа автомобилей. Наша задача — быстро найти замену утраченному автомобилю, потому что мы их покупаем с прицелом на сезон. Если сравнивать с Россией, то выплаты проходят быстрее и честнее — за месяц мы такие вопросы решаем.
— Расскажи подробнее про угоны: как часто это бывает и кто этим занимается?
— По этой теме хорошо работают организованные группы. Я уже говорил, что у нас пять машин угоняли, из них мы вернули четыре. И вот тот автомобиль, который мы найти не смогли, увела именно такая — хорошо обученная банда. Они настолько подготовлены, что у них отработана система шифрования номеров, подделки документов — подделки такого высокого уровня, что эту банду на нашем автомобиле спокойно пропустила украинская граница, а потом еще и словацкая. Противопоставить им мы ничего не смогли.
— Меры борьбы с угонами существуют?
— Чтобы бороться с угонами, мы объединяемся с другими прокатами. Обмениваемся данными о подозрительных лицах, о тех, кто был замечен в подобной деятельности. Есть ассоциация автопрокатов на государственном уровне, ну а с нашей стороны — работа собственной службы безопасности. Методы, конечно, рассказать не могу, но они есть: как найти рисковых клиентов, как их вычислить, заблокировать — и прочее.
— Я слышал, что страховые тут не платят за угон автомобилей прокатным компаниям.
— Есть такая проблема: СК не платит за угон, если машину у тебя увел клиент. Считается как: ты сам отдал ключи, сам отдал документы — какой тогда угон? Поэтому выгоднее создать продвинутую службу безопасности, нежели ежедневно подвергать себя риску.
— Позиция страховщиков очень странная, если честно.
— Тут корни надо искать в 90-х годах, когда обман страховых работал в полную силу. Ты мог просто забрать машину, продать ее, получить свою долю, а потом прийти в страховую и заявить об угоне. Поэтому страховщики решили обезопасить себя в первую очередь. Они, конечно, работают и возмещают ущерб, если у клиента третьи лица машину механически вскрыли, разбили стекло, завели и реально угнали. Но если угоняет сам клиент, то СК не при делах: вы сами отдали ключи, документы — так это не угон, это вас ваш же клиент подставил!
— А полиция, Интерпол как-то помогают?
— Да. Есть схемы. В Европе всё централизованно и автоматизированно, путь до заявления в Интерпол очень короткий. Дальше — дело техники: тут камеры буквально везде, и проследить путь машины можно довольно детально. Задача — реагировать быстро. И действовать на упреждение: еще перед тем как дать машину клиенту, надо узнать о нем максимально много.
— Кто они — эти угонщики? Есть какой-то усредненный портрет?
— Машины чаще всего угоняют на Украину и под заказ. Схема отработанная: у вас арендуют автомобиль, копируют документы, возвращают, потом повторно берут — уже с дубликатами документов для угона. В течение дня угоняют на Украину, а там, как правило, все схвачено: никаких проблем на границе не возникает.
|
---|
«Братья-славяне» — это когда польская группировка в Чехии у русской фирмы угоняет машину на Украину через Словакию. |
— Что значит на заказ? Я понимаю, когда речь идет о «Кайене» или BMW X5. Но «Шкода»-то на заказ кому может понадобиться?
— Да, у нас парк бюджетных машин. И это нас удивляло: зачем угонять машину стоимостью меньше 10 000 евро?! Нецелесообразно же так рисковать. Видимо, роль играет кризис, раз люди готовы подставляться из-за таких сумм.
— Не считая угонов и этих всех проблем, какие еще сложности при ведении бизнеса в Чехии?
— Здесь не столько сложно, сколько специфично. Тут всё автоматизированно, коммуникация с учреждениями типа налоговой у нас происходит удаленно — не надо ничего заверять, подписывать на бумаге… Это существенно ускоряет все процессы.
— Персонал у тебя местный или русские?
— Поскольку мы ориентировались на поток русских туристов, то весь персонал — русскоговорящий. Есть аутсорс с чехами: работа со страховыми, учет документов — всё, что касается B2B, короче говоря. Мне лично с русскими проще работать, потому что точно знаешь, чего от них ждать.
|
---|
В Чехии малый бизнес не испытывает такого стресса от визитов в налоговую. Потому что общаются дистанционно. |
— Не замечал со стороны органов власти предвзятости в свой адрес? От той же налоговой или полиции? Или всем наплевать — русский ты или нерусский?
— Нет. Как правило, такое бывает со стороны органов, которые заведуют делами с иностранцами — ну, там, продление визы, получение вида на жительство. Разговаривают-то они уважительно, вежливо. Но документы рассматривают очень долго — например, полгода, хотя по закону — 60 дней. Но их можно понять.
Год от года поток приезжих с Украины или из России растет. Мигрантов очень много, и местные ведомства чисто физически не успевают всех обслужить. Плюс ужесточают правила, потому что в Чехию едет много людей малообеспеченных, которые хотят тут найти работу. Местные власти боятся, что они займут рабочие места самих чехов, и как-то регулируют этот процесс.
Это порой приводит к перекосам. Например, приезжают люди, которые хотят здесь не чье-то рабочее место занять, а инвестировать в страну. А к ним относятся как к трудовым мигрантам, не разделяя абсолютно.
— Несмотря на все вот эти сложности с угонами и подставами, не устал от этого бизнеса, не разочаровался?
— Ни в коем случае! Может, наивно прозвучит, но этот бизнес мне нужен, в том числе для обучения. Занимаясь прокатом, я столько узнал о маркетинге, коммуникациях, юриспруденции, о мире, в конце концов, сколько не узнать во всех университетах за годы обучения.
В чём талант, в продаже машин? Смешно.
Тогда уж действительно лучше посуду мыть где нибудь в кафешке Парижа!
Езжай мой посуду в Париже в кафе у араба, зачем России такой баласт.
Все эти статейки про счастливую Европу для лохов. Туристы видят только фасад как бы красивой жизни, но сама жизнь не так красива, проблем выше крыши.
Если там иметь нормальный бизнес, для этого нужно иметь хорошие деньги.
Ну да прямо очередь из желающих уехать.
Почему едут таджики и т.д.. потому что наши граждане вдруг решили, что оно белая кость и голубая кровь, не их дело грязная работа и тяжёлая работа, они лучше поедут толчки мыть в Европу
доучиваться не надо, всё бросил уехал в европу, где вобще-то на что-то надо не только учиться но и жить, накупил машин (чё ж не самолётов или кораблей?) пусть и в кредит и пришёл к успеху.
Браво, чо.
До конца не дочитал, надеюсь там были ценные советы для нищих лохов как перестать быть нищими лохами
Хотя наверно мажор раз за столом дома предлагают попробовать пожить в Европе
У родителей есть деньги, то и дети здесь устраиваются не плохо.
«Длинные деньги» гражданам и бизнесу в Чехии достаются проще: не под 27%, например, а под 1,63% — 7% годовых. - Это вообще полная пурга. Деньги в Европе не дуются проще, и такого количества кредитов там не выдают - спрос не большой. Там граждане деньги умеют считать и кредитную петлю на шею одевать не спешат.
Езжу часто по делам, слегка тему знаю, лезть в непонятный высококонкурентный бизнес - это глупо.
Статейка явно провокационная и уже не первая, типа как хорошо в ЕС, это лапша на уши для маргиналов и люмпенов.
Хочешь иметь достойный бизнес в ЕС - нужны достойные деньги.
Мои знакомые купили готовый бизнес - пять ресторанов в Чехии, не шикуют, но на жизнь хватает
Нормальная тема - в Чехии взял под 2%, в России дал под 15%. Кто не понял успеваем, любителям халявы на заметку.
наварованозаработано здесь. бизнес - там. тема!почему я так считаю? да, все просто. бизнес же он не сразу там сделал. А до этого учился, жил и ел. Это там не дешего. надо, как минимум тысяч 20 евро в год и это только жить, а учиться еще столько же.. такчто без папика не катит вообще. а потом еще надо машин купить, персонал нанять. Он еще про службу безопасности постоянно говорит свою личную. Значит родитель или родители как-то со структурами нашими ФСБ или МВД связаны иначе откуда инфа? Ну или там обустроил, но это еще допденьги...