Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Сейчас всем нужно немного успокоиться». Первое интервью с новым директором «девятки»

18 декабря 2015, 13:20
«Сейчас всем нужно немного успокоиться». Первое интервью с новым директором «девятки»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Лариса Кулькова рассказывает о своем неожиданном назначении, первоочередных задачах школы, принципах работы с коллективом преподавателей и взаимоотношениях с «непростыми» родителями учеников. А также о субординации с начальницей Евгенией Умниковой, опыте работы с ее сменщицей и дальнейшей судьбе нового подчиненного — Александра Кулагина.

По всем признакам, новый директор Лариса Кулькова — наиболее компромиссная фигура в недавно разрешившемся конфликте вокруг «девятки». Еще на прошлой неделе она возглавляла школу №69: в городе ее называют школой — партнером сетевого взаимодействия (специализируется на подготовке начальных классов и является поставщиком учеников для гимназий №9, №2, №1). На эту позицию она перешла с должности замдиректора «девятки» по научно-методической и правовой работе — проработала в гимназии семь лет под началом Екатерины Сибирцевой. Ей, к слову, совершенно очевидно уготована роль начальника Управления образования Екатеринбурга, после того как Евгения Умникова уйдет на пенсию. Иными словами, Лариса Кулькова — человек в «девятке» свой, что, впрочем, совершенно не защищает ее от конфликтов с преподавательским составом.

Учитель с 25-летним стажем. В Екатеринбурге с 2006 года, до этого работала в Лесном, в 71-й школе, а ранее еще много где. Недавно Лариса Кулькова стала победителем в номинации «Директор-новатор» на престижном всероссийском конкурсе «Директор школы» (ранее она оказалась в лауреатах конкурса на звание лучшего директора Екатеринбурга этого года).

Лариса Ивановна — дочь военного и жена военного, к переменам привычная. Разумеется, нынешний статус она считает самым сложным, в первую очередь потому, что сейчас ей придется параллельно вести два проекта — №9 и №69. Ситуацию в гимназии необходимо ввести в рабочее русло, ну и ресурсный центр, безусловно, останется под ее опекой.

— Как вас встретили на новом месте?
— Я работаю в «девятке» уже два дня. Встретили меня там достаточно спокойно. Конечно, чувствуется, что коллектив на нервах: обстановка из-за последних событий довольно напряженная. Но какого-то недоверия или нежелания работать дальше у преподавателей нет. Со многими из них я давно знакома. До того как стать директором 69-й школы, я была заместителем директора по научно-методической работе 9-й гимназии. Я прекрасно общалась и с педагогами, и с учениками, и с родителями. Надеюсь, что доверие, которое было между нами, поможет быстро гармонизировать отношения внутри коллектива.

— Я воспринимаю вас как некую компромиссную, примиряющую фигуру. С одной стороны вы свой человек в «девятке», с другой — вы не Евгения Умникова. Или вы считаете себя фигурой конфликтной?
— Я бы не говорила так категорично. Не конфликтная и не примиряющая. Я думаю, что мое назначение было обусловлено тем, что я понимаю, как коллектив относится к своей работе. Это профессиональное и глубоко нравственное отношение. Преподаватели практически живут своей работой, они остро чувствуют свою ответственность за свой труд.

— В общественном сознании все выглядит так, будто вы пришли в «девятку», чтобы всех успокоить и подготовить место для Евгении Умниковой. Вы чувствуете, что вы здесь ненадолго?
— Нет, я этого не чувствую. Насколько мне известно, Евгения Леонидовна никогда не собиралась становиться директором 9-й гимназии. Поэтому я не считаю, что меня поставили директором временно, чтобы подготовить это место для кого-то другого. Вообще вопросы назначения и снятия руководителя решает учредитель. Учредитель в данном случае — это управление образования Екатеринбурга. Причем эти вопросы решаются не одним человеком, а коллегиально. Учитывается много факторов: как человек справляется с поставленными задачами, как он взаимодействует со структурами управления…

— То есть насколько он свой в системе?
— Нет, не насколько он свой в системе… Есть такое понятие, как служебная субординация. Прежде всего мы с Евгенией Леонидовной находимся в поле профессиональных отношений.

— Вы сказали, что все решения в управлении образования принимаются коллегиально. В то же время есть властный, харизматичный лидер — Евгения Леонидовна, которая вполне может единолично принять какие угодно решения. В данном случае я предполагаю, что ваше назначение на пост директора «девятки» — ее личное решение.
— Нет, я так не считаю. Давайте я расскажу, как всё происходило. В понедельник, 14 декабря, мне позвонили из управления образования и пригласили к Евгении Умниковой. Назначили определенное время, когда я должна была прийти. Евгения Леонидовна в присутствии своего заместителя предложила мне стать руководителем гимназии №9. Она сказала: «Есть мнение, что вы справитесь. Мы вам доверяем».

— То есть всё так формально происходит? Она вам даже чаю не предложила?
— Я думаю, что это было бы просто неуместно.

— У вас были сомнения или вы сразу приняли предложение Евгении Умниковой?
— Не могу сказать, что это предложение стало для меня неожиданностью. Я следила за ситуацией вокруг гимназии и искренне переживала. За время работы в «девятке» я успела прикипеть к ней душой и сердцем. Поэтому я не сомневалась. Первая мысль, которая у меня возникла, — мне очень хотелось, чтобы гимназия не потеряла свое лицо, сохранила репутацию. Ведь последние события были восприняты неоднозначно. Все это вызвало сомнения. Что будет дальше? Не снизится ли уровень образования в гимназии? Свое решение я сообщила уже на следующий день, 15 декабря.

— В списке было четыре кандидата. Как вы думаете, а конкурс вообще был?
— Мне об этом не известно, но думаю, что у управления образования были свои планы относительно каждой из кандидатур.

— Больший трепет сейчас у вас вызывает общение с преподавательским составом или с родителями, которые все последнее время выходили на митинги?
— С родителями пока никаких контактов у меня не было. Они не звонили, не выражали желания поговорить. Я это общение пока тоже не инициирую. Думаю, что все должно произойти само собой, естественно. Но если у родителей возникнут ко мне вопросы, я готова разговаривать с каждым, вести диалог и находить компромисс.

— С каждым индивидуально? Или будет большое родительское собрание?
— Если нужно, то индивидуально. Что касается собрания, то оно будет, но, скорее всего, уже после каникул.

— В 69-й гимназии ваше место, скорее всего, займет ваша подруга, с которой вы вместе работали в Лесном. Со стороны это смотрится так: в сентябре появляется новый человек, Наталья Серегина, которая через полгода становится и. о. директора школы №69, а затем и директором, а вы переходите в 9-ю гимназию. Есть ощущение, что все было спланировано заранее.
— У нас с Натальей Вадимовной рабочие отношения. Она работала заместителем начальника Управления образования города Лесной в то время, когда я работала учителем и заместителем директора в школе №71. То есть формально я была ее подчиненной. В 2006 году я переехала в Екатеринбург. Недавно Наталья Вадимовна перешла в школу №71, а уже весной руководитель 71-й школы позвонила и сказала мне, что Наталья Вадимовна ищет работу в Екатеринбурге. Мне как раз нужен был заместитель директора по воспитательной работе. Так и получилось, что с сентября Наталья Вадимовна начала работать в 69-й школе.

Почему была предложена именно ее кандидатура на должность и. о. директора? Наталья Вадимовна занимается только административной деятельностью. У нее нет учебных часов. Это значит, что дети не будут испытывать стресса при смене учителя в середине учебного года. Кроме того, она хорошо влилась в коллектив. Она понимает задачи учебного заведения, хорошо и понятно общается с родителями и с детьми.

— Это правда, что предложение от Евгении Умниковой вы получили только 14 декабря и раньше никаких сигналов не поступало?
— После того как я приехала из Москвы с конкурса «Директор года», 2 декабря меня пригласили в управление образования. Евгения Леонидовна поблагодарила меня за то, что Екатеринбург был достойно представлен на всероссийском конкурсе, и пожелала дальнейших успехов. Разговоров о назначении на должность директора не было.

— В то время уже были списки кандидатов?
— Впервые списки я увидела 27 ноября. Подруга прислала мне СМС, в которой была одна фраза: «Посмотри новости, ты в списках». Я с удивлением увидела этот список, но, если честно, то даже не придала этому значения. Решила, что поговорю с коллегами, когда приеду из Москвы. Но потом забыла об этом. Дело в том, что никаких звонков ни от учредителя, ни от коллег, ни от средств массовой информации не было, и эта тема сама собой для меня отошла на второй план.

— Давайте поговорим о первоочередных задачах. Я так понимаю, что у вас сейчас есть задача стратегическая — не уронить честь гимназии, и есть задача тактическая — получить лицензию.
— Первое, что сейчас необходимо сделать, — это успокоить коллектив. Самая главная задача — нормальная учебная обстановка. Вторая задача — пройти процедуру государственной аккредитации. Для этого делается все и администрацией гимназии, и коллективом учителей. Содействует и управление образования Екатеринбурга.
В дальнейшем я надеюсь, что гимназия получит статус региональной площадки профильного ресурсного центра. Это значит, что начиная с 8-го класса гимназисты смогут выбирать для себя специализацию. В будущем это облегчит поступление в вуз. Еще один аспект — наладить взаимодействие с системой высшего образования, с УрФУ и Педагогическим университетом. Молодые специалисты получат возможность проходить практику в гимназии.

— Что будете делать с Александром Кулагиным?
— Александр Сергеевич на данный момент продолжает работать учителем истории в гимназии. Он заканчивает учебный год с 10–11-ми классами. Дети не должны страдать от смены учителя в середине учебного года. Дальнейшие перспективы мы не обсуждали. Он ни с какими предложениями ко мне не обращался. Вчера был подписан трудовой договор с ним до 31 мая 2016 года, а также приказ о его назначении учителем.

— Наверняка у вас есть представление о том, что происходит с человеком, который идет против системы? Что будет дальше с Александром Кулагиным?
— Идти или не идти против чего-то — это выбор каждого человека и каждого руководителя. Но мое личное убеждение, что нужно идти не против чего-то, а бороться за что-то. Я еще раз повторю, что одна из компетенций учредителя — назначать и снимать директоров. Все это происходит в правовом поле. Все оценки, которые были даны этому событию, лежат в эмоциональном поле.

Если Александр Сергеевич выступит с предложением продолжить работу в системе образования или, наоборот, не продолжать, я думаю, что оно будет рассмотрено. Никто не говорит о том, что теперь этот человек — отрезанный ломоть. Но обсуждать сейчас проблему и создавать вокруг нее ажиотаж, я думаю, никто не намерен. В том числе и сам Александр Сергеевич.

Нужно немного подождать. Дать время спокойно поработать и Александру Сергеевичу, и гимназии. Через два-три месяца я готова говорить о результатах.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU