Этим летом министр образования и науки Дмитрий Ливанов анонсировал создание 150 крупных региональных университетов во всех регионах России. По сути это означает, что в скором времени сотни вузов-одиночек станут частью многопрофильных опорных вузов, превратившись в департаменты и факультеты. Таким образом чиновники рассчитывают устранить неэффективные учебные заведения и ускорить экономическое и социальное развитие регионов — профиль каждого мегавуза будет соответствовать лидирующей отрасли местной экономики.
Неделю назад Евгений Куйвашев провел закрытое совещание, на котором решился вопрос объединения двух педагогических вузов Екатеринбурга — УрГПУ и РГППУ. Не исключено, что в скором времени под объединение попадут еще несколько крупных учебных заведений: Горный университет, УрГЭУ, Лесотехнический и Аграрный университеты. По неофициальным данным, ему уже даже придумали название: Уральский государственный университет природных ресурсов. Правда, сам ректор УГГУ Николай Косарев пока не подтверждает и не опровергает информацию о грядущем объединении — ждет инициативы сверху.
— У вас есть планы по объединению?
— Сейчас в повестке дня этот вопрос не стоит. Для того чтобы произошло объединение, нужно две вещи. Первое — желание коллективов вузов. О том, есть это желание или нет, я не знаю. На ученом совете мы это не обсуждали. Чтобы это обсуждение состоялось, должен возникнуть импульс. Второе — это мощная, тщательно проработанная концепция развития на ближайшие пять лет, которая должна пройти процедуру конкурсного отбора в Министерстве образования России. Очевидно, что в первом этапе, который пройдет 15 декабря, принимать участие мы не будем. Всего формирование опорных вузов будет проходить в три этапа.
— От кого должен последовать этот импульс?
— Просто желания ректоров недостаточно. Таким импульсом может стать решение региональных властей. Должно стать понятно, что именно власть считает региональным опорным вузом. Пока такого импульса не было.
— В нынешних условиях объединение — это, скорее, благо или необходимая мера, которая позволит вузам-одиночкам выжить?
— Ректорам и коллективам вузов нужно четко понимать, как объединение может улучшить деятельность университетов. На сегодняшний момент у нас в стране есть не очень положительные примеры, когда объединение не принесло ничего, кроме сумятицы. Старые научные школы, устоявшиеся коллективы, которые механически объединены в общую университетскую структуру, часто перестают быть управляемыми. Есть примеры, когда, получив большие государственные деньги, университеты не отрабатывают показатели…
|
---|
— Предполагается, что объединение должно аккумулировать федеральное финансирование и запустить перемены к лучшему.
— Как я понимаю, создание нового университета предполагает новый кампус, площадку с новыми технологиями, оборудованием, новыми подходами. Тогда был бы какой-то эффект. К сожалению, все это требует очень больших затрат. Наш вуз получает федеральное финансирование. Вопрос в том, как много этих денег. Хватает их только на то, чтобы еле-еле зарплату платить и делать необходимые платежи, или остаются средства на развитие? Объединение в региональные вузы, конечно, предусматривает финансирование, которое должно пойти на развитие университета, но уровень не такой большой: 200 млн на три года.
— Пока самым вероятным вариантом кажется ваше объединение с Уральским государственным экономическим университетом. Вы даже территориально находитесь рядом…
— Объединение может быть не обязательно с УрГЭУ или не только с УрГЭУ. Все университеты, которые так или иначе связаны с природными ресурсами, потенциально могут входить в это объединение. Создание регионального Университета природных ресурсов, который курировал бы вопросы образования и науки, связанной с природными ресурсами, нефтью, рудами, лесом, — это важный элемент развития региона. До сих пор экономика Урала развивается за счет сырья. Хотя есть и машиностроение, и военно-промышленный комплекс, и сельское хозяйство.
— Сейчас в УрГЭУ довольно сложная ситуация: вуз остался без руководства. По неофициальным данным, Михаил Федоров даже не сможет участвовать в выборах на пост ректора…
— Кандидаты на пост ректора проходят пять ступеней: это и совет ректоров, и одобрение губернатора, обсуждение кандидатур в Минобре, аттестационная комиссия министерства и, наконец, на конференции происходит избрание ректора. Эта многоступенчатая система для Михаила Васильевича Федорова оказалась не очень удачной. Михаила Васильевича не поддержал совет ректоров Свердловской области, не поддержали губернатор и министерство. Поэтому сейчас участвовать в выборах он в принципе не имеет права.
|
---|
— Наиболее вероятный кандидат на пост нового ректора УрГЭУ — вице-премьер областного правительства Яков Силин? (за несколько минут до интервью в кабинете Николая Косарева прошло совещание с участием Якова Силина. Из кабинета Яков Петрович вышел в приподнятом настроении, — прим. 66.ru).
— Не будем пока забегать вперед. Коллектив университета на тайном голосовании должен будет решить, кто из трех кандидатов, имена которых окажутся в списке, станет ректором. Мы же будем взаимодействовать с тем, кого выберет коллектив. У меня хорошие отношения со всеми: и с Михаилом Васильевичем Федоровым, и с Яковом Петровичем Силиным, и с нашим директором Института мировой экономики Александром Николаевичем Семиным, который также участвует в конкурсе на должность ректора УрГЭУ. Сейчас мы будем наблюдать за тем, как будут проходить назначение исполняющего обязанности и, очевидно, выборы. Это с 1 января 2016 года ректоры будут назначаться, а сейчас предстоит очень сложная, длительная процедура.
— Вы сами готовы возглавить опорный вуз, если все же будете участвовать в объединении?
— Свято место пусто не бывает, поэтому я бы пока об этом не говорил. У нас ведь много желающих проявить себя в управлении людей, которые видят себя реформаторами системы образования. Правда, очень часто из этого ничего хорошего не выходит. Но с точки зрения значения Горного университета для Урала и для нашей Свердловской области это очень важный момент, что Горный университет может быть флагманом при объединении. И, конечно, большое влияние здесь будет иметь руководитель объединенного вуза. Вопрос в том, хватит ли у него воли и квалификации, чтобы переломить негативные процессы. Противоречия будут в любом случае.
Фото: архив 66.ru