Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Евгений Дорожкин о слиянии УрГПУ и РГППУ: «Вузам-одиночкам просто не дадут денег»

9 ноября 2015, 10:00
Евгений Дорожкин о слиянии УрГПУ и РГППУ: «Вузам-одиночкам просто не дадут денег»
Фото: архив 66.ru
Сразу после закрытого совещания, на котором решился вопрос объединения двух педагогических вузов Екатеринбурга, ректор РГППУ Евгений Дорожкин посетил стеклянную студию Портала 66.ru и рассказал о грядущих вузовских реформах.

«Квалифицированные кадры — это здоровая экономика. Кадры готовят учителя, а учителей — мы», — объясняет ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Евгений Михайлович Дорожкин. Профпед — один из компонентов нового единого вуза, амбиции которого распространяются не только на подготовку лучших педагогов на Урале, но и на формирование образовательной политики в регионе.

В следующем году в уральской столице на базе РГППУ и УрГПУ будет создан опорный вуз. Предполагается, что он должен аккумулировать федеральное финансирование и запустить перемены к лучшему. Как сложится — неизвестно. Мы поговорили с ректором РГППУ Евгением Дорожкиным, чтобы понять логику слияния двух самобытных вузов.

— Чем новое образовательное учреждение будет отличаться от суммы двух старых?

— Сегодня каждому вузу необходимо развитие, а это предполагает занять лидирующие позиции у себя в регионе. Объединение позволит улучшить финансовый блок, привлечь федеральное и региональное финансирование. Поодиночке это сделать нереально.
Здесь и задачи стоят сложные. Контингент студентов дневного отделения должен составлять более 20 тыс. человек. Консолидированный бюджет — более двух миллиардов рублей. Будущий вуз должен готовить студентов по более 20 укрупненным программам. Магистрантов и аспирантов должно быть более 20%. Это серьезный шаг на пути к появлению глобального игрока на Урале.

«Мы притянем сюда студентов из соседних областей, не только из Уральского федерального округа».

— Получается, опорный университет — это второй УрФУ?

— Да, но только социально-гуманитарной направленности. Мы убеждены, что вуз должен заниматься серьезной наукой. Поэтому каждый работник должен выполнять в год НИР не менее чем на 200 тыс. рублей. Будут публикации в научных журналах, в том числе и зарубежных.

Сегодня в вузах многие преподаватели не имеют профильного образования. Они доморощенные педагоги. Такого больше не будет: все вузовские работники будут иметь психолого-педагогическую подготовку. Очень часто лекции в вузах неинтересные. Но это не вина лектора, а его беда. Чтобы избежать скучных рассказов, преподаватель должен обладать определенным набором знаний. Мы готовы взять на себя обязанность по подготовке нескучных специалистов.

Я убежден, что вуз должен заниматься и образовательной политикой в Свердловской области, вопросами корпоративной культуры. Наши выпускники идут и в систему общего дошкольного образования, и в систему среднего профессионального образования. Важно и позиционирование вуза во внешней среде. От качества образования напрямую зависит, как будет развиваться экономика. Мы, может, не всегда это соизмеряем, но это факт.

— Из ваших слов следует, что сегодня главный вуз Урала — УрФУ — не справляется с этими задачами. Так ли это?

— Уральский федеральный университет заточен под другие задачи. Сегодня УрФУ совместно с Уральским отделением Академии наук позиционирует себя как серьезный научный центр. А социально-гуманитарный блок он пока не закрыл и, наверное, не хочет закрывать. Поэтому, понимая свою ответственность, мы заявляем, что замыкаем на себе весь социально-гуманитарный блок.

— Есть какие-то положительные сигналы от свердловских властей?

— Мы получили от председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера гарантии участия в проекте. Правда, только на словах. Власти будут участвовать в финансовом обеспечении «в разумных пределах». Мы пока расшифровываем эти «разумные пределы». Во всяком случае есть понимание, что нас услышали. И это уже хорошо.

— Вы сказали, что плотно взаимодействуете с региональными властями, а как идут переговоры с муниципалитетом?

— У обоих вузов есть программы по повышению квалификации, которыми пользуются муниципальные служащие и работники отрасли образования. Сегодня есть понимание востребованности РГППУ на внешнем рынке. Я думаю, что здесь мы найдем понимание с городом.

Евгений Дорожкин будет претендовать на главный пост в новом вузе.

— Расскажите про юридическую процедуру объединения.

— Процесс только стартовал. В рабочую группу по подготовке программы объединения войдут по три представителя от каждого вуза. Потом готовый документ мы сдаем в Министерство образования Российской Федерации, и оно в течение января-февраля принимает решение о победителе.

— На каких условиях будет происходить слияние вузов?

— Слияние двух вузов — это сумма всего имущества, всей материально-технической базы. В результате появляется третий вуз, с новым названием и формой собственности, автономная организация, а РГППУ и УрГПУ, в свою очередь, ликвидируются.

— Что будет со зданиями?

— У нового вуза будет единый комплекс. Вузы расположены буквально в 500 метрах друг от друга. Так что больших проблем, думаю, не будет по определению главного здания.

— Как быть с ректором? Кто возглавит опорный университет?

— Это вопрос к Министерству образования Российской Федерации. Оно примет решение, поскольку ректор в этом вузе назначаемый.

— Вы будете претендовать на пост?

— Конечно.

— Изменится ли в едином педагогическом вузе численность административного корпуса и преподавательского состава? За чей счет произойдет оптимизация?

— Оптимизация, видимо, произойдет за счет обоих вузов. По конкретным позициям сейчас не скажу, но, думаю, вы согласны, что два ректора новому вузу будут не нужны.

— Как прошли вчерашние переговоры, на которых было решено заявиться на конкурс федерального Минобразования? Принципиальных разногласий, я так понимаю, не возникло. А есть ли детали, по которым позиции двух вузов не совпали?

— Голосование за создание опорного вуза было практически стопроцентным. Споры возникли относительно названия нового университета. Члены ученого совета УрГПУ внесли такое название, как «Бажовский университет». Члены ученого совета РГППУ напомнили о значимости профессионального образования и наименования «Российский университет» (вузов, в названии которых присутствует часть «Российский», в стране насчитывается 12). Было бы неправильно забыть эту часть.

— Интересен денежный вопрос. При создании университета наверняка потребуется и федеральное финансирование, и региональное. О какой сумме идет речь?

— Каждому вузу Москвой дополнительно будет выделяться до 100 млн рублей в год на программу развития. И не меньше 20% от этой суммы должен выделить субъект, муниципальное образование или частный капитал. Это минимум требований, которые предъявляет Министерство образования.

«Опыт подсказывает, что выживает сильнейший».

— Сегодня в стране, регионе идет укрупнение всего — от коммерческих структур до университетов. Для образования это благо, когда крупные вузы подминают под себя более мелкие, самобытные?

— Весь мировой опыт подсказывает, что выживает сильнейший. Хотим мы этого или не хотим. Ведущие мировые бренды — Гарвард и Йель — там десятки тысяч студентов, огромные территории. А почему ведущий регион на Урале должен иметь малокомплектные вузы? На международной арене мы должны себя позиционировать как регион с крупными вузами. Посмотрите, один федеральный университет уже создан. Я думаю, что процесс становления вскоре закончится и он станет сильным игроком на международном рынке образовательных услуг и научных исследований.

Вторым серьезным образовательным учреждением Свердловской области должен стать опорный вуз социально-гуманитарной направленности. Если у нас будет больше 30 тысяч студентов, то с таким игроком будут все считаться.

— Конкуренция между вузами заканчивается…

— Готовят учителей многие вузы, что, наверное, неправильно, поскольку заниматься сапогами должен все-таки сапожник. Да, решение по объединению позволит уменьшить внутреннюю конкуренцию. Хотим этого или не хотим, но сейчас ряд программ мы ведем совместно, и это неправильно — и с позиции государства, и с позиции родителя, который не знает, куда направить своего ребенка. Надо было давно прийти к этому единственно правильному решению и объединить усилия. Это позволит повысить конкурентоспособность региона на федеральном уровне за счет грантов и заказов.

— Перед 1 сентября у стен педуниверситета мы провели видеоопрос будущих учителей и выяснили: студенты понимают, что зарабатывать много они не будут. Как коррелируются ваши мегазадачи с реальностью, где педагоги много не получают? Как привлечь в вуз способных, талантливых людей?

— Роль учителя всегда была социально значимой. И сегодня есть населенные пункты, где учитель — божество, на него молятся, его слушают все от мала до велика. Ему рассказывают обо всех бедах и невзгодах, иногда он является даже третейским судьей. Ведь там он тоже немного получает, но уважение, почитание, думаю, его поднимает в глазах односельчан.

— То есть учитель — это социальная миссия?

— Огромная социальная миссия! Это первое. Второе: как только мы этому молодому человеку, будущему педагогу, дадим портфель современных знаний, за ним выстроится очередь. Не он пойдет искать себе место работы, а он будет отбиваться от работодателей.

Кроме того, есть такое понятие, как «учительская династия». Это специальность династий, это уже есть в сознании молодого человека. Он начинает погружаться в профессию с рождения, интерес к преподаванию, как говорится, впитывается с молоком матери.

Сегодня мы начинаем разговаривать с бизнесом, который должен предоставлять различные социальные пакеты. Успешные, финансово независимые люди пришли к пониманию, что не всё в деньгах измеряется. Ну и самое главное: не все способны быть миллиардерами у нас.

Технический университет обошелся УГМК в 1,3 млрд рублей.

— Вам не обидно, что видные бизнесмены региона, такие как Андрей Козицын из УГМК, создают свои образовательные учреждения вместо того, чтобы спонсировать, например, опорный вуз?

— А кто будет работать в его Техническом университете? Я вам скажу: специалисты, которых подготовим мы. Кроме того, стимулировать бизнес выделять деньги — это задача региональных властей. От настойчивости и лоббистских возможностей областного правительства будет зависеть размер субсидий, в какой пропорции поучаствует в них бизнес.

— Запрос региона сейчас в чем? В рукастых мужиках, которые работают в реальном секторе, собирают конкретные детали и продают их за конкретные деньги, или в создании такого интеллектуального слоя, который даже объективно измерить не получится?

— А кто этого рукастого мужика научит? Если ему никто не подскажет, как стать рукастым, он рукастым и не станет. Кто его допустит до современных станков с навороченными вычислительными машинами? Конечно, и рукастые мужики нам нужны, но сначала мы должны подумать именно о педагоге.

— Дорога к всеобщему процветанию, вероятно, будет долгой...

— Если мы не встанем на этот путь, он будет еще дольше. Надо сделать первый шаг, понять вектор развития, куда мы идем, чего нам всем не хватает, тогда будет легче идти, интереснее идти и самое главное — по понятной траектории.