Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

12 ноября 2015, 22:27
Фото: 66.RU
Говорят, что светскому мероприятию известный бизнесмен предпочел охоту вдалеке от Екатеринбурга. Впрочем, где на самом деле находился Тимур Горяев, можно только гадать.

Бывший владелец концерна «Калина» и основатель Mallino Development Group Тимур Горяев специально приехал из Лондона в Екатеринбург, чтобы представить свою новую книгу, полное название которой «Шпаргалки для боссов. Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте». Правда, на самой презентации, которая прошла этим вечером в мебельном салоне Graffo, он так и не появился, решив сохранить интригу.

Как позже выяснилось, бизнесмен все же встретится с избранными читателями. Правда, когда и где — пока неизвестно. Гостям вечера предложили купить один из 500 авторских экземпляров с автографом Тимура Горяева (стоимость каждого — 500 рублей) и посмотреть, есть ли в нем закладка с надписью «90 минут с Тимуром Горяевым» — по сути, приглашение на встречу. Повезло не всем — закладки нашли не более двадцати гостей.

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

Наталья Попкова предложила сотрудникам «Калины» вспомнить заповеди, которые написал для них Тимур Горяев, но назвать все десять не смог никто.

В итоге новую книгу Тимура Горяева представляла шеф-редактор журнала «Бизнес и жизнь» Наталья Попкова. Она, кстати и записала «Шпаргалки» со слов Горяева. После того как бизнесмен перестал быть колумнистом журнала, редакция решила сделать ему подарок и собрала под одной обложкой все когда-либо вышедшие тексты под его авторством. Пролистав самиздат, бизнесмен понял, что нужно делать настоящую книгу — «если что-то делать, то нужно делать хорошо».

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

Презентация книги не обошлась без бананов, и это не случайно. Над оформлением книги работал дизайнер журнала «Бизнес и жизнь» Павел Матяж, сделавший главными героями своих иллюстраций обезьян. «Почему обезьян?» — спросите вы. «Такая метафора», — отвечает Матяж.

В шутку Наталья Попкова назвала себя секретаришкой Тимура Горяева: бизнесмен фактически надиктовал ей книгу за несколько дней в Лондоне. Позже книга цензуре не подвергалась, Горяев подписался под каждым своим словом, не изменил ни одно из высказываний, хотя говорит он порой остро, резко и даже жестко.

Одна из глав «Шпаргалок» называется «Заповеди — водопад открытий». В ней Тимур Горяев сформулировал 10 заповедей, которым, по его мнению, должен был следовать каждый работник «Калины». На презентацию пришло довольно много сотрудников концерна, но ни один из них так и не смог вспомнить все 10 заповедей, хотя сам Тимур Горяев говорил: «Сотрудник «Калины» мог забыть, как маму зовут, но это помнить был обязан».

Именно поэтому мы решили начать публикацию книги с этой главы. Итак, 10 заповедей Тимура Горяева.

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

Наталья Зайцева — бессменный помощник и правая рука Тимура Горяева. Именно она уговорила бизнесмена написать книгу.

Заповеди — водопад открытий

Я помню наморщенные лбы своих заместителей и подчиненных, когда я объявил им, что теперь мы будем жить по-новому. «А не спятил ли наш-то в очередной раз?» Подозреваю, что примерно эта мысль крутилась у них в голове, когда выяснилось, что генеральный, посидев несколько вечеров, состряпал какие-то заповеди. Общие правила управления внедрять намного сложнее, чем, скажем, чисто технологические процедуры. Это тонкая материя, и объяснить людям, что это правильно, бывает нелегко — в такие моменты вам оказывается нужна вся ваша воля и репутация. Директору же главное — быть последовательным и применять заповеди в том числе и прежде всего к себе.

Процесс внедрения был кровавым, небыстрым. Многие долго не понимали, на хрена мне это все надо, но свою жизнеспособность и чисто управленческую эффективность блок заповедей, этот свод правил, своеобразный кодекс, доказал очень быстро. Результаты оказались просто поразительными. И сбоев не было ни разу. Когда правила в виде заповедей вбиты в голову как гвоздь и стали частью корпоративной культуры — руководить намного легче.

Когда ближний круг сотрудников понял, чего же я от них хочу, это стало работать. Чтобы облегчить процесс «вживления» заповедей, мы придумали знаменитые синие книжечки, которую каждый сотрудник получал, когда устраивался на работу. Кроме обращения генерального, в брошюрке были заповеди. Сотрудник «Калины» мог забыть, как маму зовут, но это помнить был обязан. Всего заповедей было 10. Я старался формулировать тексты заповедей так, чтобы максимально коротко и емко они отражали всю суть требования к сотруднику.

Первая заповедь: «Соблюдай заповеди Господни, и Бог поможет тебе»

Эта заповедь была самой общей, и ее появление на первом месте обусловлено тем, что хотелось начать торжественно и есть у нас в обществе такой стереотип поведения: мы частенько свои этические нормы поведения сверяем с религиозными кодексами. Я в этом не вижу ничего плохого — потому что религиозные заповеди очень инструментальны, понятны, они не противоречат тому поведению, которое мы требуем от сотрудников.

Все остальные заповеди были чисто управленческими и к этому замполитскому зачину уже отношения не имели.

Вторая заповедь: «Покупателем твоей продукции является твоя мама, твой ребенок, твой любимый человек»

Эта заповедь — про качество и про отношение сотрудников к тому, что мы делаем. Это требование все делать хорошо, с любовью, настроением, ответственностью — без всяких там «нормально» «и так сойдет». Уборщицам первого призыва, помню, я объяснял, как должен быть вымыт пол.

Когда я твердил, что восемь часов чистой тряпкой нужно все время мыть от сих и до сих, — это как-то не очень впечатляло, потому что они в принципе не понимали, насколько должно быть чисто и что такое вообще это «чисто». Мы тогда раз и навсегда договорились, что все время чисто должно быть так, как у них дома на кухне в праздник. За минуту до прихода гостей. И всё всем стало понятно, и всё стало получаться.

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

Третья заповедь: «Самый страшный грех в компании — ложь своему руководителю»

Невозможно руководить компанией, если информация директору поступает искаженная, — это бессмыслица какая-то. Ложь страшнее воровства и страшнее отсутствия результата. Соврешь хоть в мелочи — сразу пробкой вылетишь за ворота. Потому что ложь уничтожает доверие и уважение между людьми, а я в такой компании работать не хочу.

Эта заповедь внедрялась очень тяжело, но даже с нашей лукавой российской ментальностью это оказалось возможно, потому что ставки высоки. Есть знаменитая история про минский трамвай, который заново запускали в Белоруссии немцы во время оккупации.

На Пасху 1943 года на торжественном открытии трамвайной линии минские мужики с гиканьем бросились занимать места в салоне — немцы остановили вагон и предупредили: «Найн, сначала в трамвай заходят немцы, потом женщины и дети, потом вы». Снова посадка — история повторяется, мужики первыми набились в трамвай. Немцы снова остановили трамвай, всех мужиков вывели и здесь же на площади расстреляли. Все выучили урок быстро.

Четвертая заповедь: «В компании не наказывают за ошибки. Каждый имеет право на ошибку. В компании наказывают за невыполнение своих прямых обязанностей»

Эта заповедь — как наведение резкости для руководителей, которые любят применять власть. Мы официально сказали: ничего нет страшного в том, что кто-то что-то попробовал, — без ошибок не бывает успехов, это обязательная часть управленческого процесса, нормальный результат любого развития. А вот если человек откровенно забивает на свои обязанности и тратит рабочее время на личные дела или ерунду — он по шапке гарантированно получит. Если у человека много свободного личного времени на работе — это всегда недоработка руководителя.

Презентация бизнес-шпаргалки Тимура Горяева прошла без Тимура Горяева. Публикуем 10 заповедей сотрудников «Калины»

Пятая заповедь: «Задача, выполненная на 99%, считается невыполненной»

«Да мы практически все сделали» — у нас такое не проходило. Нельзя быть почти беременной. Результат у сотрудника или отдела либо есть, либо нет. Моя любимая заповедь.

Шестая заповедь: «Отвечать нужно только на вопрос, который тебе задали»

Эта заповедь стала самой цитируемой. В компании все время проводилось очень много совещаний, и постоянно я боролся с тем, что ответ подчиненного оказывался никак не связанным с вопросом. Да, он был большим, развернутым, художественно оформленным, но с вопросом никак не связанным. «Вы не даете мне сказать», «Вы дослушайте», «Помню, я как-то»… Не надо, вас не об этом спросили.

Я доводил своих директоров до озверения, но выдрессировал их мыслить именно в таком формате, и дальше уже они шли тренировать своих подчиненных — начальников отделов.

Седьмая заповедь: «Завершённая работа оценивается только по полезному результату для компании, а не по тому времени, сколько она заняла»

Нередко ко мне приходили и докладывали: мы тут три недели бились, бились… «Ребята, — отвечал я, — это все прекрасно, но что компания с этого вашего «бились, бились» получила? Какой практический результат — как его измерить в деньгах, тоннах, единицах?» Люди привыкли в итоге к этой идее измеряемости всего и вся в компании.

Восьмая заповедь: «Подразделение оценивается по самому слабому сотруднику»

Это отличный стимул для руководителей своих людей обучать и избавляться от безнадежных слабаков. На ежемесячном подведении итогов каждый сотрудник отчитывался индивидуально и называл конкретные свои показатели — в этой ситуации тот, кто хуже всех работает, вычислялся очень быстро и всем становился известен. То есть весь коллектив видел, кто у них в цепочке самое слабое звено.

Даже если все до единого в отделе звезды, но среди вас затесался один болван — он один вас всех и утопит. Бизнес — суровый спорт, и сентиментальным тут не место: от чмошников надо вовремя избавляться — чем быстрее, тем всем лучше.

Иногда же бывает, что плохих сотрудников держат в компаниях специально — на них всегда все можно свалить. Спасительный козел отпущения нужен многим руководителям: «Ну вы же знаете, у меня в отделе Иванов, он портит мне все показатели, но он хороший человек, многодетный отец — уволить жалко. А как он на лыжах ходит…»

Эта заповедь во всех такого рода сомнениях и соплях ставила точку.

Девятая заповедь: «В компании нет места подвигу. Подвиг — это всегда результат чьей-то некомпетентности или безответственности».

В нас десятилетиями воспитывали трепетное отношение к любым актам героизма, мужеству в сложных ситуациях, терпению в страдании, самоотречению.

На Западе есть очень хорошая пословица: «Терпение — это добродетель ослов». Довольно цинично, но в корне правильно. Поэтому, когда мне начинали рассказывать, как вся бригада под проливным дождем и ледяным ветром ночью разгружала фуры, я вызывал начальника и устраивал разнос. Потому что он людям не обеспечил спецодежду, не сделал навесы и тому подобное.

Другой начальник хвалился: «Да мы эту машину вдесятером взяли и подняли на четвертый этаж». Я отвечал просто: «Я вас уволю сейчас всех — на фиг вы мне нужны с надорванными пупками? Вы не подумали, прежде чем делать, не составили план погрузочно-разгрузочных работ. Следующую машину тоже придется нести наверх на себе? Нельзя, что ли, заказать кран, вынуть панель из стены и аккуратно поставить оборудование на этаж? Два стропальщика и один крановщик за 20 минут решат всю проблему — и без надрыва. Не надо мне «раньше» — надо вовремя. Не надо со сверхусилием — надо по плану».

Работа не должна быть подвигом никогда, потому что подвиг — это безрукость, головотяпство, некомпетентность. Желание бравировать неприятностями — оно у русских в крови. Но на деле оказывается, что Александры Матросовы никому не нужны.

Десятая заповедь: «Всё возможно. Нужно только определить необходимый ресурс — денежный, человеческий, временной»

Стандартная ситуация в кабинете у руководителя: если он спрашивает, можно ли что-то сделать, ответ: «Это невозможно». Я и тогда, и сейчас резко обрывал всё, что следовало за словом «невозможно». Это слово вообще было запрещено произносить. «Для того чтобы это сделать, мне надо…(перечислить)», — вот такой ответ в концерне насаждался как правильный.

Не так давно обсуждали проект развития одной производственной площадки во Франции — я спрашиваю менеджеров, можно ли организовать паркинг грузовых машин на новом объекте. Они разбираются, всё считают и приходят с готовым решением: «Невозможно, на территории нет места». Я предлагаю купить пустырь рядом с шоссе — выясняется, что нам не разрешат власти: шоссе очень загружено и маневры наших машин сильно помешают движению. Менеджеры хором: опять невозможно. Я тогда предлагаю организовать туннель под шоссе — так, чтобы никому не мешать. Они смотрят на меня, оторопев. Но для меня тут нет ничего невозможного, я просто давно живу с этой привычкой — все в этой жизни считать возможным.

Я часто слышал мнение, что эта крохотная система управления в виде заповедей, которой я так гордился, слишком жесткая, внедряется как-то слишком агрессивно и бескомпромиссно. Но в успешных компаниях, которые реально ориентированы на результат, по-другому и не бывает. Еще великий Ли Куан Ю, создатель современного Сингапура, сказал: «Многие напрасно недооценивают эффективность насилия». У всех западных менеджеров, позицию и стратегию которых я уважаю, есть что-то подобное. Может быть, их принципы не сформулированы так наглядно, но, если они в состоянии уволить целый цех неэффективных сотрудников, значит, какой-то кодекс за этим стоит.

Фото: 66.ru. Иллюстрации: Павел Матяж