Во время возвращения из командировки в Екатеринбург у меня из багажа вытащили косметичку. Кто это сделал — сотрудники аэропорта или служащие перевозчика — неизвестно. Я понимаю, что мужчины-читатели сейчас ухмыльнутся, мол, мелочь какая, но женщины меня поймут. Там было все самое-самое: уход, кисти, любимые средства…
Не стоит рассматривать эту публикацию как мелкую месть провинциальной журналистки большой авиакомпании. Просто на собственном примере я могу подробно объяснить, почему бесполезно пытаться получить компенсацию за украденные вещи. Лучше просто махнуть рукой и купить новое.
После грустного поста в «Фейсбуке» мне начали писать другие такие же пострадавшие. И я нашла множество историй о том, как пассажиры сталкиваются с равнодушием авиакомпаний.
Сергей:
— Когда забрал свой рюкзак с багажной ленты, обнаружил, что все ручки, спинка и верхняя часть рюкзака залиты машинным маслом. Представитель компании сказал, что максимум, на который я могу рассчитывать, — это извинения от компании. То есть ни о каком возмещении вреда можно даже и не думать.
Клара:
— При регистрации багажа у S7 что-то перепутали, и в аэропорту в Москве разбираться не захотели. Якобы ни за что они ответственности не несут. Ну и, как в сказке, из чемодана пропала дорогая вещь.
Друзья в «Фейсбуке» утешали меня фотожабами. |
Ситуации, конечно, разные, но авиаперевозчики работают по одному и тому же принципу, умело обосновывая отказ от компенсации внутренними правилами. Сначала пассажиру будет казаться, что у него есть шанс. На самом деле нет.
Итак, представим, что вы только что прилетели и получаете свой багаж. Взяли сумку, всё в порядке, поехали домой. Разматываете чемодан — и оказывается, что внутри не хватает каких-то вещей. Что делать в таком случае?
Сначала идем в полицию и пишем заявление. Подробно описываем ситуацию. Приготовьтесь к тому, что полицейские сразу скажут, что шансов найти пропажу почти нет.
Далее обращаемся к перевозчику. В моем случае это был S7. В офисе авиакомпании мне выдали список из восьми документов, необходимых для подачи претензии.
Допустим, вы, как и я, никакие документы не выкидывали. И надежда еще жива. Вот и маршрутная квитанция, и посадочные талоны, и багажные бирки…
Документ под пунктом четыре — это первая отмазка для перевозчика. «Коммерческий акт о неисправности багажа» нужно оформлять при получении багажа на ленте. То есть вы должны прямо при получении чемодана, на полу аэропорта распотрошить свои вещи и проверить, не пропало ли что-то. Если обнаружили, что пропало, — ни в коем случае не выходите из помещения, где получали багаж. В противном случае при пересечении зоны прилета перевозчик откажется от ответственности. У меня как раз был такой случай. Я обнаружила пропажу у ленты, но по незнанию перешла границу.
Еще есть пункт под номером семь. «Сведения о весе поврежденного багажа» — то есть если вы действительно прямо на месте обнаружили недостачу, нужно взвесить прибывший чемодан. И если вы заранее не заключали договор и не указывали точную стоимость багажа, не страховали его, то можете рассчитывать на компенсацию в размере 20 долларов (если рейс международный) или 600 рублей (если летали по России) за килограмм.
Конечно, у каждой авиакомпании свои правила. Но в целом они похожи.
Сергей Антонов, пресс-секретарь «Уральских авиалиний»:
— Согласно Воздушному кодексу РФ и правилам авиакомпании «Уральские авиалинии», если пассажир обнаружил недостачу багажа, то ему следует обратиться в Службу розыска багажа в аэропорту, которая составляет акт о неприбытии багажа, в котором указываются инициалы заявителя, номер рейса, дата, маршрут, номер багажной бирки, количество, вес не прибывшего багажа и другое. Пассажир должен сохранять акт до принятия решения по его претензии.
Итого получается, что документов для оформления претензии не хватает. И никак их уже не получить. Вы можете все-таки написать претензию, но из-за нехватки доказательств вам откажут. И даже при хорошем раскладе вымученные 600 рублей не покроют поездку на такси туда-обратно в аэропорт, чтобы оставить заявление.
В официальном колл-центре мне посоветовали отправить заказное письмо «Почтой России» на имя генерального директора. Ждать ответа месяц.
Представители компании S7:
— А доказательства у вас есть, что у вас была косметичка? По правилам, вы должны обнаружить потерю, не выходя из аэропорта. Мы деньги вам не вернем, мы только примем претензию. Такие правила, понимаете?
На фото совладелец компании Владислав Филев. |
От бездействия авиакомпаний не застрахован никто. Однажды неприятная история случилась с известной уральской певицей Юлией Чичериной. Исполнительница случайно забыла в салоне самолета ноутбук с материалами для нового клипа. Представители авиакомпании так и не смогли вернуть потерянный компьютер, ссылаясь на то, что его в салоне попросту не нашли.
Александр Звонарев, юрист:
— Авиакомпании отвечают только за вес багажа. То есть если бы багаж пришел на один килограмм легче, то они бы заплатили 20 долларов. Когда вы сдаете вещи, вы можете указать объявленную ценность. Но за это придется платить значительно дороже. А сейчас невозможно доказать, что у вас что-то там было.
Единственный выход, поясняет юрист, — ждать разбирательства полиции. Но при этом преступник должен признаться в содеянном и подтвердить точное количество похищенных вещей. Мое заявление в полиции. Если что — мне позвонят.
Если честно, мы не воспользовались, потому что деталь действительно не самая нужная :). Но сам факт подхода несколько отличается, как вы можете заметить.
При получении багажа - увидел, что сломана ручка чемодана, сама обшивка чемодана порвана и так, по мелочи. Чемодан недорогой, на рынке купленный.
Подошел к представителям авиакомпании, дали, примерно, такую же бумажку, сказали, соберите доки. Дали бланк, написал тут же на месте заявление на повреждение (5 минут времени).
Документы никакие не собирал, чек на чемодан не нашел, в ремонт не носил. Сумма в заявлении была указана 3000 руб.
Через две недели позвонили, попросили отправить фото повреждений, отправил по электронке.
Еще через два дня позвонили, сказали, приходите, напишете заявление на перевод денег.
Пришел, написал, указал банковские реквизиты.
Еще через неделю поступили деньги.
Все норм.
Хотя, здесь нарушение налицо. С кражей, наверняка, всё хуже.
1) Вы сколь угодно может обвинять авиакомпанию, но она здесь ни при чем. Загружают и выгружают багаж сотрудники аэропорта. Сотрудники авиакомпаний в аэропорту - это пилоты, стюардессы и представитель, не путать с регистраторами на стойках - это тоже сотрудники аэропорта и все. Кто из них трогает ваш багаж? Никто!
2) Почему вы не написали претензию Кольцово и аэропорту вылета?
И комментарий, к вопросу о профессионализме.
Почему вначале тезис "не знаю кто виноват", а весь дальнейший материал "виноват перевозчик".
Почему не сделали "не знаю кто виноват", а в дальнейшем "во всем виноват Путин".
Ваш текст подойдет для поста в FB, но на месте главреда, гонорар я бы вам не заплатила.
Как-то видела, как в Мюнхене разгружали самолет, на котором я прилетела. Баварский грузчик так бодро чемоданы швырял, что у пассажиров сердце кровью обливалось))) А все наших ругают, хотя большой разницы нет)
Первый вопрос куда выкинули?
Второй вопрос, как в этой истории появился представитель s7 и зачем ему оправдываться?
Ликбез: при потере багажа обращаются в специальную службу Lost&Found, а дальше ждут, информацию и сам чемодан.
Третий вопрос почему вы бездарного журналиста написавшего судя по всему заказной материал, называете молодец?
- У вас пропали вещи?
-Нет, вещи мне вернули... ЧЕМОДАН ГДЕ?
тем не менее, так оно и есть, почему - вам выше написали
и не стоит экономить на упаковке багажа, если вам пленку разрежут - это точно повод получить документ из четвертого пункта, да и косметички в ручной клади обычно везут, не?
2. Если замка не было, то почему? У нас даже в кафе или гостинице из сумок тырят вещи.
3. Если замок был, то при получении не смотрели целый или нет?