Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

При Контееве такого не было. Екатеринбург превратился в Шанхай

7 января 2016, 08:00
репортаж
При Контееве такого не было. Екатеринбург превратился в Шанхай
Фото: 66.ru,архив 66.ru
Каждый мелкий коммерсант считает своим долгом приклеить на стену вывеску о своем крошечном бизнесе — ремонте обуви или, например, продаже лакокрасочных материалов. В итоге фасады городских зданий пропали под толстым слоем треш-рекламы. О том, почему ни мэрия, ни главный художник города не могут очистить Екатеринбург от незаконной рекламы, портящей имидж города-миллионника, читайте в материале Портала 66.ru. В качестве бонуса — подборка стихийной рекламы из разных районов Екатеринбурга.

Многие коммерсанты и производители вывесок уверены, что согласованию подлежат только рекламные конструкции. Все, что не подпадает под это определение (в частности — рекламные и информационные вывески), законом не регулируется. Зачем тратить время на то, чтобы носить бумаги в кабинеты чиновников, когда можно просто договориться с управляющей компанией (а в некоторых случаях — с владельцем или с жильцами дома). Так город хаотично зарастает незаконной рекламой. Причем вывески, самовольно развешанные коммерсантами, не сходят с городских фасадов годами.

Сотрудник рекламной компании:

— Если раньше вывески носили на согласование в Главархитектуру, получали определенные рекомендации (тут шрифты уменьшить, а тут сделать по высоте как у соседей; поярче или, наоборот, более блекло), то теперь получается — делай что хочешь. Форменный бардак, куча безвкусицы и дешевой отсебятины. А может, это и хорошо, меньше беготни: получил согласие управляющей компании да жителей дома — и всё. Больше времени можно уделять производству.

В мэрии признают, что из-за пробелов в законодательстве многие предприниматели обходят стороной их кабинеты и лепят рекламу своих организаций везде где только можно. При этом чиновники настаивают, что согласовывать вывески все же нужно. В противном случае будет нарушено главное правило: реклама должна соответствовать общему стилю города и оформлению каждого конкретного здания.

Объехав несколько районов, мы пришли к выводу, что в Екатеринбурге это правило нарушается постоянно, в том числе — в центре.

Одна из визитных карточек города — улица Вайнера. Согласована только одна линия — та, на которой находятся информационные вывески с названиями компаний: «СпортЛайн», «СП Компьютер» и так далее. Все остальное, говорят чиновники, — самовольное изменение фасада здания. Следовательно, должно быть демонтировано.

На торговом или офисном здании развешивать вывески можно, только следуя единой концепции, согласованной департаментом архитектуры. У «Мегаполиса» такая концепция есть, и она согласована. Но администрация ТЦ явно ее нарушает. Как говорят в мэрии, наклейки на окнах (реклама мехового салона) быть не должно. Еще одно нарушение на этом фото — растяжка над проезжей частью. Главный художник города Дмитрий Фогель пообещал, что скоро ее там не будет. Ждем.

Когда-то это был красивый торговый центр. Посмотрите, во что он превратился сейчас.

За формирование визуального образа города отвечает главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель. Также за красотой городских фасадов следит специально созданная комиссия, в которую входят: квартальные, чиновники Главархитектуры, департамента управления муниципальным имуществом, комитет благоустройства города. Они решают, какая рекламная конструкция или вывеска соответствует, например, фасаду хрущевки, а какая — фасаду торгового центра.

«Штендеры — зло», — комментирует главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель рекламу на Вайнера. При этом на официальном сайте городской администрации говорится, что получать разрешение на установку штендера в департаменте по управлению муниципальным имуществом администрации не нужно, так как эта конструкция не является «средством стабильного территориального размещения рекламы».

Комиссия во главе с Дмитрием Фогелем ездит по разным районам Екатеринбурга дважды в месяц. Но, как говорят в мэрии, охватить весь город невозможно, поэтому находить нарушения чиновникам помогают квартальные. Они должны следить за тем, чтобы разработанная комиссией концепция не нарушалась. Кроме того, у них есть полномочия выписывать административные штрафы.

Но наш объезд городских улиц показал: и у квартальных, и у чиновников до многого руки не доходят. Объяснить это иначе мы не можем: некоторые нарушения настолько очевидны, что не заметить их просто невозможно. Особенно в тех случаях, когда незаконная вывеска или баннер висят больше года. Так, например, произошло с остановкой «Ботаническая», которую хозяева шашлычной самовольно переименовали в Durum Kebab.

Остановка «Durum Kebab». Название шашлычной на баннере оказалось в десять раз крупнее, чем название остановки, которое оказалось где-то с краю, в левом углу. На это фото попали и другие нарушения, которые допустили хозяева шашлычной: например, рекламная вывеска с самсой и шаурмой (в правом углу).

Меховой салон на Свердлова, 58, обклеивший своими красотками памятную доску матери уральского скульптора Эрнста Неизвестного, поэтессе Белле Дижур, снял вывеску только после того, как информация об этом попала в СМИ. До этого момента до незаконной рекламной вывески никому не было никакого дела. Фото: Иван Дубровин

На этом здании на Щорса, 56 была согласована только вывеска, все остальное — вне закона. Судя по всему, собственник здания без согласования с мэрией разрешил компаниям-арендаторам обклеить фасад рекламными вывесками (по правилам, здесь должна быть информационная стела или указатели предприятий). Еще одно нарушение — реклама находится на ограждении (лестница).

Главный художник города рассказал Порталу 66.ru, что он, конечно, недоволен тем, как сейчас выглядит реклама на фасадах зданий.

Дмитрий Фогель, главный художник Екатеринбурга:

— Появляется много несанкционированной, ни с кем не согласованной рекламы, на установку которой отсутствуют разрешительные документы. Это самоуправство в чистом виде. Предприниматели полагают, что если закроют весь фасад своей рекламой (вывески, таблички, баннеры и пр.), то добьются результата. В итоге всё, чего они добиваются, — это создание массового информационного «спама», которого возникает все больше, при этом он становится все ярче, и так — до бесконечности.

Предприниматели пользуются недоработками в законодательстве, говорит Дмитрий Фогель. В частности, согласно статье 14.37 КоАП РФ, за самовольное размещение рекламной конструкции юрлица должны заплатить штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей, в то время как индивидуальные предприниматели и физлица платят в сотни раз меньше: 1–5 тысяч рублей. Кроме того, бороться с треш-рекламой можно при помощи ст. 12 областного закона «Об административных правонарушениях», которая предусматривает ответственность за самовольное изменение внешнего вида фасада здания.

Дмитрий Фогель:

— В скором времени должно появиться постановление главы администрации Екатеринбурга «Об утверждении Правил размещения дополнительного оборудования на фасадах». Документ предусматривает, что каждое здание, строение, жилой дом и другие объекты недвижимости будут иметь свой паспорт, в котором будет четко прописано, в частности, где именно нужно размещать вывеску с названием предприятия, а где можно, например, установить рекламную конструкцию и в каком виде, вплоть до их точных размеров, способов крепления и цветовой гаммы.

Но на то, чтобы провести паспортизацию всех зданий Екатеринбурга, может потребоваться десять лет, а то и больше.

Даже если это будет сделано, следить за исполнением стандартов будут все те же квартальные, которые на протяжении года упорно не замечали огромный баннер шашлычной на «Ботанической», и управляющие компании, махом согласовывающие рекламные вывески на фасадах домов.

Гуляя по Екатеринбургу и снимая по-азиатски беспорядочную рекламу на улицах города, мы не раз вспоминали о китайских городах — Пекине или, например, Шанхае. Причем в некоторых случаях китайские неоновые вывески кажутся куда более строгими и упорядоченными, чем нелепая кричащая реклама на фасадах домов уральской столицы.

Мы не просто объехали несколько районов города, снимая незаконно установленные или просто неэстетичные рекламные конструкции, вывески и растяжки. Мы задокументировали каждую из них, чтобы сделать официальное обращение к городским властям. Все фотографии мы передали главному художнику Екатеринбурга Дмитрию Фогелю. Ждем решительных действий со стороны мэрии.

Фото: 66.ru,архив 66.ru