Прокуратура Свердловской области взяла на контроль качество горячей воды, которая поступает в жилые дома Екатеринбурга. Как рассказали Порталу 66.ru в пресс-службе УК «Верх-Исетская», поводом для внимания со стороны ведомства стала ситуация, возникшая между управляющей компанией и свердловским филиалом «ЭнергосбыТ Плюс».
По данным областного Управления Роспотребнадзора, если жители недовольны качеством горячей воды, они должны требовать у управляющих компаний установить, что вода не соответствует нормативам, и провести перерасчет за некачественную услугу. Однако УК сталкиваются с тем, что поставщики горячей воды в досудебном порядке не корректируют плату, а расчеты управляющих компаний не принимают.
При этом, как рассказывают в «Верх-Исетской», чтобы провести перерасчет жильцам конкретного дома, УК сначала должна обратиться в суд и доказать на основании показаний общедомовых приборов учета, лабораторных исследований горячей воды и заявлений граждан, что корректировка правомерна, — и уже потом произвести перерасчет. Для этого коммунальщики должны действовать с поставщиками, однако, сетуют в УК, ресурсоснабжающая компания их документы не принимает: либо вообще отказывается провести перерасчет, либо применяет свою методику расчетов.
Наталья Сарычева, начальник управления по расчетам и учету ресурсов УК «Верх-Исетская»:
— Позиция ресурсоснабжающей компании в суде как минимум удивляет. Приведу яркий пример. Жителям дома №18 по улице Антона Валека в течение половины месяца ресурсоснабжающая организация поставляла горячую воду ненадлежащего качества: вода была ниже 60 градусов, проще говоря, холодной. Однако в расчете поставщика размер снижения платы составил 85 копеек. Возникает логичный вопрос: каким образом управляющая компания должна распределить эту сумму на 97 жителей этого дома? При этом по нашим расчетам сумма корректировки должна была составить 9 700 рублей. Разница очевидна.
По техническому заключению независимой экспертной компании (пробы воды были взяты на вводе в дом — то есть в том месте, куда вода поступает непосредственно от поставщика), горячая вода является не питьевой, а технической. Прокуратура начала по этому факту проверку.
Андрей Курьяков, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Свердловской области:
— В соответствии с действующим законодательством, жители города и области имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, в частности — горячей воды. Если они платят за горячую воду питьевого качества, именно такую они и должны получать. Поскольку до 2022 года, по словам поставщиков, качество горячей воды улучшить невозможно (до 2022 года в Екатеринбурге будет действовать открытая схема теплоснабжения), мы сейчас работаем в направлении соотношения качества воды и уровня оплаты. Говоря образно, если человек покупает подержанный автомобиль, он не должен за него платить как за новый. Меры реагирования уже принимаются.
В пресс-службе свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» на запрос журналиста Портала 66.ru ответили, что разногласия по качеству поставляемых ресурсов урегулируются в судебном порядке, и напомнили, что качество горячей воды зависит от двух сторон: теплоснабжающей компании, которая поставляет ресурс до внешней стены здания, и управляющей компании, обеспечивающей техническую исправность внутридомовых сетей.
Ольга Воробьёва, руководитель пресс-службы свердловского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:
— Зачастую теплоноситель на ввод в дом приходит надлежащего качества по температурным параметрам, но до конечных потребителей вода может поступить с температурой ниже установленных норм по причине плохой изоляции сетей внутри дома.
Кто прав в этой ситуации — будут разбираться суд и прокуратура, однако пока они этим занимаются, страдают жильцы, которые исправно платят за коммунальные услуги.
Напомним, по данным исследования Портала 66.ru, в Екатеринбурге около 75% воды — холодной и горячей — не соответствуют нормам СанПиН. Вместо того чтобы исправлять ситуацию, свердловский Роспотребнадзор слегка изменил нормы по питьевой воде, допустив «временное отклонение» до марта 2016 года. При этом в ведомстве признают, что плохое качество воды связано с состоянием источников водоснабжения (в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны и невозможности их сделать), а также с неэффективностью систем подготовки воды и вторичным ее загрязнением в распределительных сетях.