Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

14 сентября 2015, 11:25
Фото: Антон Буценко для 66.ru
В МОАП ввели экзамен «на культуру» для водителей и кондукторов. Один из тех, кто практикует культурное общение с пассажирами каждый день, — «капитан» 50-го автобуса Олег Леонтьев. Но из-за небольшого ДТП, которое, как говорит водитель, на него повесили несколько лет назад, он второй год подряд не может попасть на конкурс лучших в профессии.

Олег Леонтьев продал грузовую машину, вместе с которой объехал пол-России, перебрался из Алапаевска в Екатеринбург и устроился на 50-й маршрут (автобус с номером 1887). Говорит, что решение изменить свою жизнь далось ему легко — всегда хотелось работать с людьми. Не остановили даже скромная зарплата, городские пробки и лихие маршрутчики, которые, как признается Леонтьев, в первое время сводили с ума. Если вы когда-нибудь ездили с Олегом, то наверняка запомнили его. Свой автобус он называет «лайнером», в дороге рассказывает пассажирам сказки, забавные истории из собственной жизни, интересные факты о городских достопримечательностях или даже сочиненные на ходу стихотворения.

Особая гордость Олега — книга отзывов. Вот только несколько из них: «Самый атмосферный автобус в Екатеринбурге», «Даже не верится, что такое чудо есть у нас в Екб», «Я уверен, что сегодня мы все приедем домой в прекрасном настроении», «Если бы все водители автобусов были такими, как Олег, я бы всегда ездила только на общественном транспорте», «Просим наградить «капитана» 50-го маршрута за находчивость». Вот только награждать «капитана» пока никто не спешит. Почему — Олег Леонтьев рассказал в интервью Порталу 66.ru.

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «Прошу отметить премией экипаж автобуса за творческий подход к работе. Для пассажиров очень важно путешествие в доброй атмосфере».

— Наверняка вы слышали историю Виктора Лукьянова, которого называют лучшим кондуктором Санкт-Петербурга. Не выдержав издевательств коллег, он подал заявление на увольнение. Сейчас он работает стюардом в экскурсионном автобусе. У вас были подобные проблемы, когда вы устроились в МОАП?
— Меня тоже сначала долго считали белой вороной, по поводу внешнего вида подшучивали. Всех удивляло, что я хожу на работу в отглаженных брюках, в рубашке, с галстуком. Думали, что я выпендриваюсь. Я пытался убедить коллег, что так должен выглядеть каждый водитель! У нас ведь, в Екатеринбурге, водители ходят кто в чем. В тапках, в сланцах на босу ногу, в майках на голое тело. Товарищи из ближнего зарубежья, которые гоняют на коммерческих автобусах, надевают футболки, тюбетейки. Вы где-нибудь видели, чтобы такое было? В других странах, в той же Европе? Это же просто разгильдяйство! Первое время у меня было ощущение, что я в какую-то деревню попал… По поводу общения с пассажирами тоже замечания были. Начальник говорил: «Тебе микрофон зачем дали?» — «Остановки объявлять». — «Так и объявляй! Что ты там всякой ерундой занимаешься?!»

— Сами пассажиры готовы общаться?
— Пассажиры обычно радуются моим экспромтам. Подходят, благодарят за хорошее настроение. Иногда, когда я на ходу сочиняю стихотворения, даже аплодируют.

— Можете сейчас что-нибудь прочитать?
— Вот, например, одно: «Голубой вагон качается. Наш автобус набирает ход. Да, возможно, скоро смена кончится, но наш лайнер движется вперед. И еще один мы рейсик сделаем. А потом наступит долгожданный наш обед. Чтоб с обеда снова с вами встретиться И пройти тот круг, как в кругосвет». После этого стихотворения ко мне подошла женщина — заслуженный педагог России: «Я сейчас коллегу похоронила, — говорит. — Мне было так грустно. Но когда я проехала в вашем автобусе, мне как-то легче стало». 31 декабря, когда я работал в костюме Деда Мороза, пассажир подарил мне пакет с конфетами: «Вы знаете, я этот подарок вожу с собой уже несколько дней. Это вам!» Я спрашиваю: «А за что?» Он говорит: «Просто мне нравится ездить в вашем автобусе. Я его всегда ловлю».

— Тот образ, который создаете вы, распространен в Европе, где все водители — в выглаженной униформе, подтянутые, вежливые. Водитель муниципального транспорта там уважаемая профессия. Что нужно сделать, чтобы у нас было так же?
— Все зависит от руководства предприятия. Если начальник скажет, что водитель должен быть опрятным, красиво одетым, то что-то изменится. Но если руководству все равно, то ничего не произойдет. У нас в музее хранится костюм, который раньше носили водители свердловских автобусов. Голубого такого цвета, с нашивками. Мне он нравится. Я узнал, за сколько такой можно сделать. Оказалось, недорого. Можно тысяч за пять сшить. Спросил, сможет ли мне предприятие оплатить хотя бы 50% стоимости. Отказали.

— После того как вы пересели на автобус, ваш доход сильно упал?
— Раза в два-три, наверное. Раньше я работал на грузовой машине, каждый день ездил в новый город. У меня была наработана своя клиентская база. Заработок был стабильный, механизм отлажен. Но в какой-то момент я понял, что удовольствия мне это больше не приносит. Сейчас, когда я работаю на автобусе, общаюсь с людьми, я понимаю, что я на своем месте…

— Сколько сейчас получаете?
— Сначала платили неплохо. 30–35 тысяч, иногда до 40 доходило. Сейчас 25–26. И то задерживают. Почему зарплата так упала, нам никто не объясняет. То есть если работать по установленному графику, то чистыми выйдет 25–26 тысяч. Нынче у нас на сентябрь — 177 часов. Ну вот, если я все эти часы отработаю, то получу порядка 26. Говорят: хотите получать больше — берите дополнительные смены, сверх графика.

— Берете?
— Обязательно! Но тогда домой съездить некогда. У меня семья живет в Алапаевске, а я здесь — в общежитии. Перевезти в Екатеринбург пока возможности нет. Снимать дорого, а ипотеку нам никто не даст. И так у большинства водителей. Многие ведь, как и я, из других городов. Из Шадринска, Кургана, из Башкирии есть. Два выходных дня все равно нужны, чтобы домой съездить. Чтобы дети не забыли, как отец выглядит. Понимаете? У меня ведь дома трое детей.

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «Я считаю вклад водителя в создание «погоды в доме» очень важным, поскольку большинство людей тратят в дороге два часа своей жизни каждый день. Пассажиры улыбаются, возникает меньше конфликтов».

— В той же Европе сотрудники общественного транспорта запросто могут не выйти на работу, если считают, что их права ущемляются, что у них недостаточно высокая зарплата. Например, в Лондоне этим летом несколько дней не работало метро. У нас такое невозможно — сразу уволят?
— Да, нам бы сразу сказали: не нравится — увольняйтесь! Проблемы с зарплатами не только у водителей. У нас, например, нормальных мойщиков нет, которые могут помыть автобус хотя бы снаружи. Изнутри мы сами моем. Люди, которые будут мыть салон, видимо, не предусмотрены. А может, и предусмотрены, но у предприятия нет денег, чтобы платить за эту работу. Вот никто и не идет. Получается, что состояние автобуса полностью зависит от отношения к нему экипажа.

— В частную транспортную компанию не думали пойти?
— К ним я не пойду ни за какие деньги. Дело в том, что у нас — график работы, а у них — план. Для них главное — сколько денег они соберут с пассажиров. Им не важна жизнь людей, не важна их безопасность. Они гоняют, путают красный сигнал светофора с зеленым. Тут подрезал, там подрезал. Я пытался разговаривать с ними: «Ребята, давайте дружить». С кем-то удается найти общий язык, с кем-то нет. Конечно, у них там тоже свои артисты цирка… Я всегда пассажирам объясняю: «Уважаемые пассажиры! При выборе транспортного средства для передвижения по маршруту будьте внимательны и осторожны. Постарайтесь не пользоваться коммерческим транспортом, потому что там не знают правила дорожного движения. Помните: вас кто-то ждет дома». Все-таки главным приоритетом муниципального транспорта является безопасность пассажиров. С этим у нас строго.

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «У водителя явно поэтические способности. Человек он внимательный и даже может работать экскурсоводом».

— Как-то вы сказали, что мечтаете работать на экскурсионном автобусе. Причем совмещать две должности — водителя и гида.
— Пока на экскурсионный автобус меня не берут, потому что нет необходимого стажа работы. Я вожу автомобиль с начала 90-х, автобус — последние два года. А нужно три. Я уже даже ходил в одну неплохую компанию. Видел, на каких автобусах они ездят. Там одни европейцы: «Вольво», «Мерседес»… Проехался на «Мане». Представляете, такой большой, красивый лайнер? Как только я сел — почувствовал себя человеком. Это так возносит! Ощущаешь себя по-другому. Как будто у тебя миллион в кармане!

— Вам, кстати, руководство не предлагало проводить мастер-классы для других водителей?
— Нет, зато у нас ввели экзамен на культуру.

— В чем он заключается?
— Мы должны знать названия остановок, основные достопримечательности города, как проехать с одного конца Екатеринбурга на другой. Только культура ведь не в этом. Важно, как мы с пассажирами общаемся. По логике нашего начальства, я могу вообще ни с кем не разговаривать, просто автоматику нажимать, включать названия остановок. Главное — определенное количество часов безаварийно отъездить. Я, например, общаюсь с пассажирами, но у меня часов не хватает, поэтому надбавка за культуру у меня будет небольшая.

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «Ехал 50-м маршрутом под управлением капитана Леонтьева. Это так приятно. Вежливый, неординарный водитель — большая редкость в нашем городе»

— Многие сдают экзамен?
— Есть те, кто вообще отказывается его сдавать. У нас 80% иногородние, кто-то не умеет говорить грамотно, кто-то не хочет сдавать экзамен просто из принципа. Но ведь конфликты чаще всего из-за того и возникают, что кондуктор не умеет общаться с пассажирами. У нас был случай, когда из-за ремонтных работ перекрыли остановку «Ясная». Мы объезжали это место по Чкалова. А народ стоит через перекресток на остановке и ждет автобуса. Потом люди поняли, что автобусы здесь останавливаться не будут, что их на другой остановке ловить нужно. И вот заходит одна женщина и давай ругаться. Кондуктор начала ругаться в ответ… Я слушал, слушал, а потом говорю: «Тихо! Прошу внимания! Уважаемые пассажиры, водитель и кондуктор не виноваты в том, что на пути ведутся ремонтные работы. Есть поправка, изменение маршрута. И это не наша вина, что вас не предупредили о том, что автобусы пойдут в объезд». Слышу, в салоне все замолчали… «Вот видите, у нас тишина. Всё прекрасно. Ну что? Поедем покатаемся». И всё, конфликт исчерпан. Я всегда объясняю кондуктору, что весь этот негатив потом плохо отразится на нашем предприятии и на нашем экипаже. Мы все будем на нервах. Зачем это нужно?

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «Уважаемый Олег! Спасибо за хорошее настроение. Вы лучший водитель автобуса. Буду учиться у вас!»

— Будете водить новые низкопольные МАЗы, которые приехали к нам из Белоруссии?
— Пока не знаю. Если дадут — буду. Но я, если честно, уже к своему автобусу привык. Для меня мой автобус — все равно что друг. Я ухаживаю за ним, поэтому он у меня столько времени без ремонта. Это ведь тоже что-то значит… На самом деле ведь неважно, низкопольный автобус или нет, новый он или нет. Все зависит от людей. Вот недавно я проезжал мимо площади 1905 года, подошла ко мне женщина и говорит: «Я, знаете, с инвалидом, а у вас автобус не низкопольный». — «Проблем нет!» Я поставил автобус на ручник, выхожу, прошу пассажира помочь. Мы вдвоем инвалидную коляску подняли в салон. Если женщина с коляской стоит на остановке и ни один человек не подойдет, чтобы помочь ей, я выхожу и помогаю. Никаких проблем. Человек благодарен, говорит спасибо. Если я вижу, что стоит бабушка, говорю: «Молодые люди, джентльмены, уступите, пожалуйста, место бабушке». И место уступают. «Огромное вам спасибо от нашего экипажа!» И мы едем дальше.

Самого вежливого водителя автобуса в Екатеринбурге второй год снимают с конкурса профмастерства

Из книги отзывов Олега Леонтьева: «Приятно и радостно, что есть люди, влюбленные в свою профессию».

— Вашу кандидатуру выдвигали на конкурс профмастерства от МОАП, что не получилось?
— Да, раз в год у нас проходит конкурс, это что-то вроде «Человека года». Выбирают лучшего в професии. Недавно меня приглашали в главное управление МОАП на Челюскинцев. Я разговаривал с замом генерального директора по персоналу. Но она мне сказала, что мою кандидатуру парк зарубил. В прошлом году — потому что у меня было ДТП, где я якобы виноват. В этом году, как я понимаю, по той же причине.

— Почему «якобы»?
— Ситуация там была неоднозначная. По правилам стоянка на остановках запрещена. Но все остановки, особенно в вечернее время, у нас забиты легковушками. Подъехать очень трудно, а мы должны останавливаться как можно ближе к остановке, чтобы не высаживать пассажиров на проезжей части. Я начал подъезжать и задел зеркало у легковушки (оно просто сложилось). А эта машина недавно уже была в ДТП. То есть когда я к ней подъехал, она стояла с помятым крылом.

Подбегает ко мне водитель и начинает объяснять, что ничего страшного не произошло. Давай, мол, разъезжаться. Говорит, был пьяный, попал в ДТП, удар пришелся на левую сторону. «У вас, — спрашивает, — все равно страховку-то оплатят?» Я настоял на том, чтобы вызвать дознавателей. Пока ждали, он взял и отъехал за остановку. Дознаватели сфотографировали его машину, а автобус почему-то не стали. Говорят, это и не нужно. Я пытался возмущаться, но ничего не добился. В итоге вышло так, будто я ему весь бок вынес. Только почему-то на автобусе ни одной царапины не было…

Я, конечно, позвонил в компанию, но от нашего предприятия никто не приехал, чтобы посмотреть и разобраться в ситуации. Никто не стал этим заниматься. Наказали меня на 10 тысяч, а потом два года подряд с конкурса снимали.

Книга отзывов Олега Леонтьева
Антон Буценко, 66.ru

Фото; видео: Антон Буценко для 66.ru

Ирина Варкентин