Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

7 августа 2014, 19:30
Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
Александр, вынужденно переселившийся в Екатеринбург, не может встать на учет как беженец.

Александр по образованию инженер-строитель, ему 60 лет, до недавнего времени он жил в Донецке, но вынужден был покинуть родной дом, поскольку оставаться там было слишком опасно.

Когда началась война между ДНР и Украиной, взрослый сын Александра ушел в ополчение самопровозглашенной республики. Мужчина тоже не остался безучастен — возил в осажденный Донецк медикаменты и воду на своем автомобиле. Из города вывозил детей.

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

На обычной легковушке Александр возил лекарства в Донецк и в Луганск.

Однажды его машина «засветилась» на фотографиях возле штаба ополченцев. С этого дня Александра начали преследовать. Возле его дома стали появляться подозрительные люди, разыскивающие его. На электронку, в почтовый ящик и на сотовый телефон приходили послания с угрозами. Самое обычное послание выглядело так: «Готовься! От пяти до семи лет».

По словам Александра, это обычное наказание за сотрудничество с ополченцами (к таковому относится и поставка медикаментов). За более серьезную помощь силам ДНР можно получить до 12 лет тюрьмы. Пенсионер не стал дожидаться визита украинских силовиков и полтора месяца назад покинул родной город.

Ему повезло: во время перемирия Александр успел проскочить через свободный коридор до российской границы. В то время мужчина не думал, что покидает свой дом надолго. С собой взял в основном различные инструменты, даже теплую одежду не захватил — надеялся вскоре вернуться. Но судьба распорядилась иначе.Теперь в Донецке война, и пенсионер не уверен, есть ли у него квартира.

Еще находясь в Донецке, Александр через интернет познакомился с екатеринбурженкой Верой. Женщина очень переживала за своего нового знакомца и звала его в Екатеринбург: город большой, да и правительство нашей страны обещало встречать беженцев с распростертыми объятьями. Александр принял приглашение Веры и приехал в наш город.

Уральская столица встретила мужчину двояко — теплом простых жителей и полным безразличием чиновников.

Александр:

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

— Видно, что обычные люди очень сопереживают, поддержка огромная. А вот чиновникам все безразлично. Статуса беженца мне не дают. На работу пытаюсь устроиться, но с этим тяжело — я ж пенсионер, не берет никто.

Временное пристанище Александр нашел в этом старом здании на улице Попова. Здесь располагается фонд помощи беспризорным детям, который по мере сил помогает и украинским беженцам. В особенности таким, как Александр, — тем, кого чиновники отказываются признавать официально.

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

Вот такой приют для беженцев оборудовали неравнодушные люди на Попова, 16.

Условия в помещении, где живет гость из Донецка, прямо скажем, не фешенебельные. Вера рассказывает, что раньше здесь было вообще плохо, но благодаря сочувствующим комнату с кухней сделали пригодной для жилья.

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

Вещи сюда принесли сочувствующие. Они же сделали здесь минимальный ремонт.

Пока Александр все свободное время проводит здесь же — сортирует и раздает вещи другим беженцам, вообще всячески старается помочь землякам, так же, как и он, перебравшимся в Екатеринбург. Здесь же трудится Вера. Параллельно мужчина ищет работу и вместе с новой подругой обивает пороги всевозможных ведомств, пытаясь добиться хотя бы временного вида на жительство и обещанной материальной помощи.

Александр:

— Мне повезло, что у меня Вера есть, без нее пропал бы. Она тут все знает, и женщина такая пробивная, общительная. Без нее пропал бы. Сейчас вот вместе помогаем новоприбывшим. Многие же, как и я, уезжали налегке. А попадая в новые условия, теряются.

Вера и правда приняла самое деятельное участие в жизни Александра. Уже на третий день они подали документы в УФМС. Как уверяет Вера, на стенде рядом с 216-м кабинетом, где оформляют беженцев, они прочитали объявление, обещающее украинским беженцам выплату единовременного пособия в размере 40 000 рублей. Но этой суммы Александру не выплатили.

Вера (женщина очень просила не показывать ее лицо: говорит, что родственники и так за нее очень переживают):

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

— Ничего ему не дали. Насчет оформления документов сказали ждать сообщения — почтой или SMS. А вот насчет статуса беженца и выплат…В общем, сказали, что статуса беженца Александру не дадут. Про деньги и говорить нечего — мне сказали, что могут дать ему 100 рублей. И все. И крутись как знаешь. А 40 000 — это, вроде как, на семью, хотя на стенде ничего такого не было.

Я наведался в УФМС, чтобы найти тот самый стенд, обещающий 40 000 единовременной выплаты, но его не нашел. Веру это не удивило, женщина вспоминает, как спорила с сотрудниками ведомства по поводу этого объявления, — она уверена, что его просто убрали от греха подальше.

В итоге Александру не дали даже 100 рублей. Вера и Александр обращались за материальной помощью и в областное правительство, и в социальные службы — там их отправляли в УФМС.

Вера:

— Я когда в приемной облправительства была, сказала им, что мне стыдно за наш город. Простые люди всем чем могут помогают, а чиновники лишний раз не почешутся. Перед телекамерами-то все орлы, а в разговорах один на один говорят: «А зачем он сюда приехал?». А как же все эти заявления про помощь беженцам? Люди верят, едут сюда на последние деньги, а их за беженцев не признают. И куда им податься? Нам говорят, что статус беженца дают только тем, кому угрожал Порошенко. Так что, нам теперь его самого привезти в качестве свидетеля?

Сейчас Александр ждет временного вида на жительство. Ждет уже больше месяца. Работу пенсионеру найти трудно — как только узнают его возраст, сразу отказывают.

По словам Веры и Александра, таких неучтенных беженцев в Екатеринбурге десятки. Они часто обращаются на Попова, 16, за одеждой, вещами первой необходимости и другой помощью. Через ночлежку, в которой обитает Александр, прошло уже 17 человек — это как пересадочная станция из прошлой жизни в новую. И организовали эту станцию обычные люди, вопреки бездействию властей.

Неучтенные беженцы. Уральские чиновники игнорируют спасшегося из Донецка пенсионера

Дверь в пристанище для беженцев всегда открыта. Для всех — висит на одной петле и не закрывается.Но люди, сбежавшие от войны, рады и такому пристанищу. Надеются, что здесь они ненадолго.

Между тем в Кольцово с невероятной помпой встречают самолеты МЧС, доставляющие уже признанных беженцев. А таких, как Александр — самостоятельно добравшихся до Екатеринбурга, — чиновники отчего-то не жалуют.

Фото: Евгений Лобанов; 66.RU