Всего три дня назад Екатеринбург оказался окутан густым смогом, который образуется из-за дыма котельных, выхлопных газов автомобилей и, конечно, пыли. Ее в городе скопилось столько, что можно вывозить тоннами. Все ждали снега. Снег выпал, но его оказалось явно недостаточно. Тем более что из-за перепадов температуры он тут же растаял. Теперь в городе есть и пыль, и грязь, и слякоть. Эта история повторяется каждый год, и пока коммунальщики не смогли придумать, как эффективно ее решить.
Исследования природы уральской грязи начались два года назад. Заведующий кафедрой транспорта и дорожного строительства УГЛТУ, профессор, член-корреспондент РАН Сергей Булдаков сделал анализы бесплатно, воодушевившись интересом к этой проблеме со стороны городских властей. За годы работы он понял, что для решения проблемы грязи и пыли Екатеринбургу не хватает только двух вещей: политической воли и сильной личности, которая возьмет проблему под свой контроль.
Три дня назад Екатеринбург утопал в пыли и был окутан густым облаком смога... |
...а сегодня на дорогах грязь и растаявший снег. Фото: Максим Ряпасов |
— Мы выработали методику, по которой изучали грязь. Привезли комок снега с дороги и стали его просеивать. То, что не могли сделать сами, делали при помощи Академии наук. Нам удалось выяснить, что у грязи осенью, летом и зимой одни и те же составляющие. Это глина, пыль, песок. Пыли — до 10%, минеральная часть — до 60% (песок), соли 5%, около 5% органики (битум)… Мы думали, что обнаружим окись кадмия, как на шипах, резине. Но ничего этого нет.
Грязь и пыль на дороги заносят автомобили, проезжающие по обочине и газонам, строители, коммунальщики и службы благоустройства. Неправильно устроенные рядом с дорогой газоны тоже становятся источником грязи. «Грязь очень раздражает людей. Но она раздражает месяц. Если бы были выборы в этот месяц, может быть, что-то и зашевелилось бы. Но быстро эти проблемы не решить», — считает Сергей Булдаков. |
Для того чтобы решить проблему грязи и пыли в городе, нужно чиновников усадить за один стол и обязательно пригласить ГАИ. Я разговаривал со многими и могу сказать: каждый в отдельности все понимает, но работать вместе не могут. Не все же зависит от Липовича.
Начать нужно с какого-то плана. Для ГАИ можно поставить задачу следить за тем, чтобы грузовики и КамАЗы не выезжали на дороги с грязными колесами. Прямо перед выездом со строек или с проселочных дорог должны стоять мойки. Помыл колеса — и едь себе дальше. Они же канавы копают и грязи привозят с собой очень много. Вот они выехали на дорогу — и все это вытащили, а потом другие автомобили повезли дальше. Второй вопрос — перекрытие участков дорог. После дорожных работ минимум 12 часов по этой дороге ездить нельзя. Потому что температура асфальтобетона 140 градусов. Битум, щебень между собой еще не схватились, а мы запускаем машины. Перетерпи ты день! В результате дорога некачественная, появляются провалы и ямы, в которых скапливается грязь и пыль.
«Цифры — это частота волн, которые там возникают, для каждой частицы. То есть какие частицы имеют какую волну. Зимой снега 85%, 20% соли было, органика — 2%, песок, пыль — до 30 процентов», — комментирует Булдаков. |
«Одна из причин, почему наши дороги грязные, заключается в том, что на их содержание дают мало денег. Сейчас только дождь будет — по Россельбану проехать будет невозможно». |
Посмотрите, сколько машин грязных ходит. Автомобилисты помоют их, но через день погода изменится, и они снова будут грязные ездить. Замкнутый круг. Года три назад попробуй на грязной машине выехать, сразу оштрафуют. А сейчас — ничего. Только если номер не видно. При этом сказать, что грязь заносят в город только машины, нельзя. Если где-то есть грунт, то его обязательно ветром выбросит на дорогу. Раньше соль с песком была. Сейчас эти соляно-песчаные смеси не применяют. Применяют соль с водой. В Финляндии применяют крошку — раскидывают, потом собирают.
Вся грязь, которая скапливается вдоль дороги, потом опять оказывается на ней. И здесь ничего нового нет. Что касается пыли… Летом же мы пыли не удивляемся. Сейчас у каждого ДЭУ появилось по одному пылесосу, но при минусовой температуре использовать их нельзя, чтобы не было гололеда. Пылесосы, которые купили только два года назад, забирают в себя грязь. А до этого они только пыль поднимали.
Результаты исследований грязи по заказу города. |
Для города сейчас грязь и пыль — это не самая большая проблема. Я вам приведу простой пример: в эту пятницу мэр Нижнего Тагила Носов сам ездил смотреть проект нового моста. Потому что это серьезно: мост ведь может упасть. Хоть кто-то следит так за пылью? Хоть где-то было такое? Кто-то разбирается, как бороться с пылью и с грязью? У чиновников сейчас нет такой задачи.
Для решения проблемы нужно, чтобы появилась яркая, харизматическая личность, как Ельцин или Россель, которая бы фанатично занималась этой проблемой. Не было бы Ельцина — не было бы дороги на Серов. Потому что он заставил все заводы, и в Тагиле, и в Серове, работать.
«Если снег будут убирать с бордюров, а не только с дорог, то грязи будет меньше. Если снег начинает таять, то все идет на дорогу, иногда прямо с грунтом. Поэтому оставлять снег на обочинах нельзя. В документах по содержанию прямо сказано, что в марте, предположим, снег выпадает только трижды. А если больше? Это значит, что на уборку нужно больше денег. Кроме того, техника только появляется». |
Сейчас чиновникам не до этого. Им деньги надо выделять, ехать на место, проблемы решать. Вот если бы Куйвашев так же проехал по городу и сказал: «Так, пыль убрать!» — то дело могло бы сдвинуться с мертвой точки. Но у нас есть торги на уборку снега, а торгов на уборку пыли — нет. Почему? Потому что это никому не надо. Проблема возникает эпизодически. Пришла — ушла. У чиновников есть проблемы посерьезнее. А подышать — мы подышим, сейчас снежок пойдет активнее, и все успокоится.
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru