Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Профессор Сергей Булдаков: «Я знаю, кто избавит Екатеринбург от грязи»

грязь
29 ноября 2013, 14:48
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Этот человек лично занимался исследованием грязи несколько лет, и теперь можно смело сказать, что он знает о ней все. Заведующий кафедрой транспорта и дорожного строительства УГЛТУ рассказал, кто сможет очистить Екатеринбург от слякоти и пыли.

Всего три дня назад Екатеринбург оказался окутан густым смогом, который образуется из-за дыма котельных, выхлопных газов автомобилей и, конечно, пыли. Ее в городе скопилось столько, что можно вывозить тоннами. Все ждали снега. Снег выпал, но его оказалось явно недостаточно. Тем более что из-за перепадов температуры он тут же растаял. Теперь в городе есть и пыль, и грязь, и слякоть. Эта история повторяется каждый год, и пока коммунальщики не смогли придумать, как эффективно ее решить.

Исследования природы уральской грязи начались два года назад. Заведующий кафедрой транспорта и дорожного строительства УГЛТУ, профессор, член-корреспондент РАН Сергей Булдаков сделал анализы бесплатно, воодушевившись интересом к этой проблеме со стороны городских властей. За годы работы он понял, что для решения проблемы грязи и пыли Екатеринбургу не хватает только двух вещей: политической воли и сильной личности, которая возьмет проблему под свой контроль.

Три дня назад Екатеринбург утопал в пыли и был окутан густым облаком смога...

...а сегодня на дорогах грязь и растаявший снег. Фото: Максим Ряпасов

— Мы выработали методику, по которой изучали грязь. Привезли комок снега с дороги и стали его просеивать. То, что не могли сделать сами, делали при помощи Академии наук. Нам удалось выяснить, что у грязи осенью, летом и зимой одни и те же составляющие. Это глина, пыль, песок. Пыли — до 10%, минеральная часть — до 60% (песок), соли 5%, около 5% органики (битум)… Мы думали, что обнаружим окись кадмия, как на шипах, резине. Но ничего этого нет.

Грязь и пыль на дороги заносят автомобили, проезжающие по обочине и газонам, строители, коммунальщики и службы благоустройства. Неправильно устроенные рядом с дорогой газоны тоже становятся источником грязи. «Грязь очень раздражает людей. Но она раздражает месяц. Если бы были выборы в этот месяц, может быть, что-то и зашевелилось бы. Но быстро эти проблемы не решить», — считает Сергей Булдаков.

Для того чтобы решить проблему грязи и пыли в городе, нужно чиновников усадить за один стол и обязательно пригласить ГАИ. Я разговаривал со многими и могу сказать: каждый в отдельности все понимает, но работать вместе не могут. Не все же зависит от Липовича.

Начать нужно с какого-то плана. Для ГАИ можно поставить задачу следить за тем, чтобы грузовики и КамАЗы не выезжали на дороги с грязными колесами. Прямо перед выездом со строек или с проселочных дорог должны стоять мойки. Помыл колеса — и едь себе дальше. Они же канавы копают и грязи привозят с собой очень много. Вот они выехали на дорогу — и все это вытащили, а потом другие автомобили повезли дальше. Второй вопрос — перекрытие участков дорог. После дорожных работ минимум 12 часов по этой дороге ездить нельзя. Потому что температура асфальтобетона 140 градусов. Битум, щебень между собой еще не схватились, а мы запускаем машины. Перетерпи ты день! В результате дорога некачественная, появляются провалы и ямы, в которых скапливается грязь и пыль.

«Цифры — это частота волн, которые там возникают, для каждой частицы. То есть какие частицы имеют какую волну. Зимой снега 85%, 20% соли было, органика — 2%, песок, пыль — до 30 процентов», — комментирует Булдаков.

«Одна из причин, почему наши дороги грязные, заключается в том, что на их содержание дают мало денег. Сейчас только дождь будет — по Россельбану проехать будет невозможно».

Посмотрите, сколько машин грязных ходит. Автомобилисты помоют их, но через день погода изменится, и они снова будут грязные ездить. Замкнутый круг. Года три назад попробуй на грязной машине выехать, сразу оштрафуют. А сейчас — ничего. Только если номер не видно. При этом сказать, что грязь заносят в город только машины, нельзя. Если где-то есть грунт, то его обязательно ветром выбросит на дорогу. Раньше соль с песком была. Сейчас эти соляно-песчаные смеси не применяют. Применяют соль с водой. В Финляндии применяют крошку — раскидывают, потом собирают.

Вся грязь, которая скапливается вдоль дороги, потом опять оказывается на ней. И здесь ничего нового нет. Что касается пыли… Летом же мы пыли не удивляемся. Сейчас у каждого ДЭУ появилось по одному пылесосу, но при минусовой температуре использовать их нельзя, чтобы не было гололеда. Пылесосы, которые купили только два года назад, забирают в себя грязь. А до этого они только пыль поднимали.

Результаты исследований грязи по заказу города.

Для города сейчас грязь и пыль — это не самая большая проблема. Я вам приведу простой пример: в эту пятницу мэр Нижнего Тагила Носов сам ездил смотреть проект нового моста. Потому что это серьезно: мост ведь может упасть. Хоть кто-то следит так за пылью? Хоть где-то было такое? Кто-то разбирается, как бороться с пылью и с грязью? У чиновников сейчас нет такой задачи.

Для решения проблемы нужно, чтобы появилась яркая, харизматическая личность, как Ельцин или Россель, которая бы фанатично занималась этой проблемой. Не было бы Ельцина — не было бы дороги на Серов. Потому что он заставил все заводы, и в Тагиле, и в Серове, работать.

«Если снег будут убирать с бордюров, а не только с дорог, то грязи будет меньше. Если снег начинает таять, то все идет на дорогу, иногда прямо с грунтом. Поэтому оставлять снег на обочинах нельзя. В документах по содержанию прямо сказано, что в марте, предположим, снег выпадает только трижды. А если больше? Это значит, что на уборку нужно больше денег. Кроме того, техника только появляется».

Сейчас чиновникам не до этого. Им деньги надо выделять, ехать на место, проблемы решать. Вот если бы Куйвашев так же проехал по городу и сказал: «Так, пыль убрать!» — то дело могло бы сдвинуться с мертвой точки. Но у нас есть торги на уборку снега, а торгов на уборку пыли — нет. Почему? Потому что это никому не надо. Проблема возникает эпизодически. Пришла — ушла. У чиновников есть проблемы посерьезнее. А подышать — мы подышим, сейчас снежок пойдет активнее, и все успокоится.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru