Всего три дня назад Екатеринбург оказался окутан густым смогом, который образуется из-за дыма котельных, выхлопных газов автомобилей и, конечно, пыли. Ее в городе скопилось столько, что можно вывозить тоннами. Все ждали снега. Снег выпал, но его оказалось явно недостаточно. Тем более что из-за перепадов температуры он тут же растаял. Теперь в городе есть и пыль, и грязь, и слякоть. Эта история повторяется каждый год, и пока коммунальщики не смогли придумать, как эффективно ее решить.
Исследования природы уральской грязи начались два года назад. Заведующий кафедрой транспорта и дорожного строительства УГЛТУ, профессор, член-корреспондент РАН Сергей Булдаков сделал анализы бесплатно, воодушевившись интересом к этой проблеме со стороны городских властей. За годы работы он понял, что для решения проблемы грязи и пыли Екатеринбургу не хватает только двух вещей: политической воли и сильной личности, которая возьмет проблему под свой контроль.
Три дня назад Екатеринбург утопал в пыли и был окутан густым облаком смога... |
...а сегодня на дорогах грязь и растаявший снег. Фото: Максим Ряпасов |
— Мы выработали методику, по которой изучали грязь. Привезли комок снега с дороги и стали его просеивать. То, что не могли сделать сами, делали при помощи Академии наук. Нам удалось выяснить, что у грязи осенью, летом и зимой одни и те же составляющие. Это глина, пыль, песок. Пыли — до 10%, минеральная часть — до 60% (песок), соли 5%, около 5% органики (битум)… Мы думали, что обнаружим окись кадмия, как на шипах, резине. Но ничего этого нет.
Грязь и пыль на дороги заносят автомобили, проезжающие по обочине и газонам, строители, коммунальщики и службы благоустройства. Неправильно устроенные рядом с дорогой газоны тоже становятся источником грязи. «Грязь очень раздражает людей. Но она раздражает месяц. Если бы были выборы в этот месяц, может быть, что-то и зашевелилось бы. Но быстро эти проблемы не решить», — считает Сергей Булдаков. |
Для того чтобы решить проблему грязи и пыли в городе, нужно чиновников усадить за один стол и обязательно пригласить ГАИ. Я разговаривал со многими и могу сказать: каждый в отдельности все понимает, но работать вместе не могут. Не все же зависит от Липовича.
Начать нужно с какого-то плана. Для ГАИ можно поставить задачу следить за тем, чтобы грузовики и КамАЗы не выезжали на дороги с грязными колесами. Прямо перед выездом со строек или с проселочных дорог должны стоять мойки. Помыл колеса — и едь себе дальше. Они же канавы копают и грязи привозят с собой очень много. Вот они выехали на дорогу — и все это вытащили, а потом другие автомобили повезли дальше. Второй вопрос — перекрытие участков дорог. После дорожных работ минимум 12 часов по этой дороге ездить нельзя. Потому что температура асфальтобетона 140 градусов. Битум, щебень между собой еще не схватились, а мы запускаем машины. Перетерпи ты день! В результате дорога некачественная, появляются провалы и ямы, в которых скапливается грязь и пыль.
«Цифры — это частота волн, которые там возникают, для каждой частицы. То есть какие частицы имеют какую волну. Зимой снега 85%, 20% соли было, органика — 2%, песок, пыль — до 30 процентов», — комментирует Булдаков. |
«Одна из причин, почему наши дороги грязные, заключается в том, что на их содержание дают мало денег. Сейчас только дождь будет — по Россельбану проехать будет невозможно». |
Посмотрите, сколько машин грязных ходит. Автомобилисты помоют их, но через день погода изменится, и они снова будут грязные ездить. Замкнутый круг. Года три назад попробуй на грязной машине выехать, сразу оштрафуют. А сейчас — ничего. Только если номер не видно. При этом сказать, что грязь заносят в город только машины, нельзя. Если где-то есть грунт, то его обязательно ветром выбросит на дорогу. Раньше соль с песком была. Сейчас эти соляно-песчаные смеси не применяют. Применяют соль с водой. В Финляндии применяют крошку — раскидывают, потом собирают.
Вся грязь, которая скапливается вдоль дороги, потом опять оказывается на ней. И здесь ничего нового нет. Что касается пыли… Летом же мы пыли не удивляемся. Сейчас у каждого ДЭУ появилось по одному пылесосу, но при минусовой температуре использовать их нельзя, чтобы не было гололеда. Пылесосы, которые купили только два года назад, забирают в себя грязь. А до этого они только пыль поднимали.
Результаты исследований грязи по заказу города. |
Для города сейчас грязь и пыль — это не самая большая проблема. Я вам приведу простой пример: в эту пятницу мэр Нижнего Тагила Носов сам ездил смотреть проект нового моста. Потому что это серьезно: мост ведь может упасть. Хоть кто-то следит так за пылью? Хоть где-то было такое? Кто-то разбирается, как бороться с пылью и с грязью? У чиновников сейчас нет такой задачи.
Для решения проблемы нужно, чтобы появилась яркая, харизматическая личность, как Ельцин или Россель, которая бы фанатично занималась этой проблемой. Не было бы Ельцина — не было бы дороги на Серов. Потому что он заставил все заводы, и в Тагиле, и в Серове, работать.
«Если снег будут убирать с бордюров, а не только с дорог, то грязи будет меньше. Если снег начинает таять, то все идет на дорогу, иногда прямо с грунтом. Поэтому оставлять снег на обочинах нельзя. В документах по содержанию прямо сказано, что в марте, предположим, снег выпадает только трижды. А если больше? Это значит, что на уборку нужно больше денег. Кроме того, техника только появляется». |
Сейчас чиновникам не до этого. Им деньги надо выделять, ехать на место, проблемы решать. Вот если бы Куйвашев так же проехал по городу и сказал: «Так, пыль убрать!» — то дело могло бы сдвинуться с мертвой точки. Но у нас есть торги на уборку снега, а торгов на уборку пыли — нет. Почему? Потому что это никому не надо. Проблема возникает эпизодически. Пришла — ушла. У чиновников есть проблемы посерьезнее. А подышать — мы подышим, сейчас снежок пойдет активнее, и все успокоится.
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Должны быть парки - причем там где не могут оказаться "случайные" машины. И парковки.
В прошлом, если не ошибаюсь году, было так же и с теми же, наверное, лицами. Однако очень быстро переобулись, видимо получив указание мерских- и опять частные авто во всем виноваты.
А что от него зависит? Ухудшение автоусловий?
Да, пыль ЭТО НАНОСНОЕ! Теперь к теме, которая многим не нравится, но от этого никуда не девается. Мы и наши дети, дышим этой пылью и приносим ее в свои дома. На простом примере просто оцените с этой стороны чем мы дышим, что приносим в дом? Власть делает вид, что ничего не происходит. что опасности нет. Чиновники лгут. Вот это все с кладбища разносится и по дорогам. и в воздух, и в дома, и в систему водоснабжения городского водопровода! Это не просто бесхозяйственность. это преступление.
Заронить в такого идею - установить у всех газонов высокие поребрики, чтобы после дождей почвогрунт не смывало на проезжую часть - и уже полдела, намного чище станет. И машины перестанут заезжать на газоны.
Предложения:
1. бороться с парковкой на газонах -- заборы у поребрика ставить.
2. как поймать землю, которую ветер сдувает с земли на дороги -- я не знаю, ну не класть же везде тряпки на газоны. Остается только поехать к финнам/шведам и прочим за опытом.
3. Грязь со стройки -- строителей тупо заставить мыть свои авто. Такое заставление Липовичу наверно не трудно сделать :) А кстати, есть нормальные фирмы -- Атомстройкомплекс почему-то моет свои машины и не жжужит :)
Увы! многие земляки и гастеры вообще не думают о чистоте- "живу как хочу понимаешь!" Культуру жития неплохо было бы повысить! Вот и превратились в Грязёбург!!!
даже такой как грязь и пыль, при соответствующем финансировании, разумеется, но причина
видна невооруженным взглядом любого здравомыслящего человека. Здесь в комментах
уже неоднократно говорилось, что уровень газонов должен быть ниже уровня проезжей части дорог и тротуаров, а полотно дорог и тротуаров должно быть немного "горбатыми", с уклоном в
2-3 градуса в стогрону газона, тогда вся земля будет смываться при дожде и мойке дорог в газоны, а не наоборот, как сейчас. Это единственная причина грязи на наших дорогах.
Необходимость мыть грязные колеса авто, также как и грязную обувь, для разумного
чкловека является само-собой разумеющимся. но не определяющим. Бордюры должны быть
высотой не более 5-7 см, только чтобы автомобили чувствовали край дороги, при этом уровень газона ниже асфальта на 10 см. Тогда и на газонах парковаться будет неудобно - как выкарабкиваться то на дорогу? Бордюры устанавливать с интервалом в те-же 5-7 см. для стока воды в газон, и лужи уйдут в прошлое. Конечно, переустройство газонов потребует немалых
денег и времени, но другого решения проблемы просто нет. Наказ Ройзману - сделай город чистым и от грязи, а не только от наркотиков, и город тебя не забудет!