Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

фоторепортаж Евгений Ройзман
28 ноября 2013, 15:30
Фото: Ирина Баженова; 66.RU
Евгений Ройзман рассказал, при каких обстоятельствах проходила продажа акций ООО «Ура.ру» и в каком случае он бы мог отказаться от участия в выборах главы города.

Ленинский районный суд приступил к допросу свидетелей со стороны защиты. Первым в зал суда был вызван мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он ждал этого момента с 10 утра, однако судья Александр Тараненко вызвал его только в 13:30. Все это время чиновник просидел в коридоре вместе с журналистами, которых судья удалил из зала после того, как прокурор предоставил распечатки материала Znak.com с фотографиями засекреченных свидетелей около Свердловского областного суда.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

СМИ запретили находиться в зале суда до начала прений сторон, поэтому фотографий Ройзмана из зала суда не будет.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

На вопрос судьи: «Место работы, если работаете?» — Ройзман ответил просто: «Глава города Екатеринбурга». «В близких отношениях с обвиняемой или с кем-либо из участников процесса состоите?» — «Нет».

Евгений Ройзман начал свой рассказ с обстоятельств продажи доли в ООО «Ура.ру» бизнесмену Алексею Боброву (сейчас он является владельцем «Ура.ру»). «Переговоры» начались примерно в ноябре 2011 года.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

— Аксане угрожали возбуждением уголовных дел. Предупреждали, что «уничтожат». В какой-то момент на нее вышел заместитель полпреда по УрФО. Ей предлагали вид на жительство, где она захочет, только бы она согласилась уехать. Продавать Аксана ничего не собиралась. Я поехал с ней на встречу с Бобровым. Потому что девчонка, одна, боится. Суть разговора такова: Бобров сказал, что ему агентство не нужно. «Я оказываю услугу. Считай, что я даю такую взятку. Мне администрация президента поставила такие условия», — сказал Бобров. Предложил 10 млн долларов (из них 5 млн наличными, а оставшаяся доля — по трудовому договору). Подписание произошло в Австрии, все были довольны.

Ранее в зале суда Алексей Бобров заявил, что никто на него влияния не оказывал. По его версии, дело обстояло иначе: «С ноября 2011 года Панова изъявила желание продать часть информагентства «Ура.ру». Аксана решила продать часть акций, потому что ей нужны были деньги», — рассказывал Бобров. Сначала Панова просила 10 млн долларов, но сторговались на меньшей сумме.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

Зато в суде согласились показать журналистам Ройзмана по телевизору. И на том спасибо.

По словам Ройзмана, непонимание между новым совладельцем «Ура.ру» и Пановой началось после того, как в СМИ попала информация о получении взятки в 7 млн рублей начальником отдела по разработке организованных преступных групп УМВД РФ по Екатеринбургу Сергеем Рахмановым от продавцов «Таганского ряда». Суммарно, по словам следователей, он вымогал 14 млн. Также журналисты писали о том, что Рахманов покровительствовал нескольким массажным салонам Екатеринбурга. «Панова стала об этом писать. Сразу начались звонки отовсюду: «Зачем вы это пишете? Не надо!» — вспоминает Ройзман. Звонили из полиции, из правительства. После этого события стали развиваться стремительно.

Евгений Ройзман:

— Руководством ГУВД Свердловской области было сделано предложение Пановой упоминать полицию только в позитивном контексте. Не писать про фонд («Город без наркотиков», — прим. 66.ru) и не поддерживать меня. Ей предложили большие деньги. Она отказалась. С ней начали разговаривать все — заместитель генерального прокурора, губернатор. Откровенно запугивали. Она взяла и написала об этом как есть весной 2012 года на сайте.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

Ройзман сразу успокоил журналистов: «Если мой допрос закроют, я постараюсь сделать все, чтобы мои показания стали известны».

После того как в отношении фонда «Город без наркотиков» было возбуждено несколько уголовных дел, в здании фонда начались обыски, губернатор Евгений Куйвашев заявил о создании центра «Урал без наркотиков». «Аксана нас поддерживала, вошла в конфронтацию с Куйвашевым», — рассказал Ройзман.

Евгений Ройзман:

— Мне стал звонить Бобров, просил прекратить: «Женя, или ты ее заткнешь, или все…» Бобров говорил, что отстоит Аксану, не отдаст ее. Потом она поняла, что, если есть уголовное дело, то должно быть и заявление. Заявление было от некоего Лебедева. А Лебедев — это адвокат Боброва! Бобров пытался оправдаться: мол, был такой момент, когда нужно было пойти на компромисс. «Я же не говорил, что я хороший. Ситуация тяжелая. Меня заставляют силовики… Им надо, чтобы она не писала, чтобы она молчала», — сказал Бобров.

По словам Ройзмана, Бобров сам неоднократно в его присутствии говорил, что «Аксана денег не брала». Но позже, под давлением силовиков, изменил свое мнение и стал использовать информагентство Ura.ru для достижения личных целей. «Бобров пытается попасть на прием к Паслеру, Паслер отказывается его принимать. Тут же разгромная статья на Ura.ru про Паслера», — привел пример Ройзман.

«Это моя вина, что Аксана попала в такую ситуацию. Если бы я сказал: «Не имей дел с Бобровым», то она бы не имела. Я думал, что это приличные люди», — заключил Ройзман.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

Аксана Панова сама задавала вопросы Ройзману. «Аксана Рашидовна, давайте все-таки на вы», — попросил судья, когда обвиняемая в очередной раз обратилась к свидетелю на ты.

Перед выборами мэра города Ройзману поступали предложения снять свою кандидатуру в обмен на «решение ситуации по Пановой». Он признался, что отказался бы от участия в предвыборной кампании, если бы верил людям, от которых исходило предложение.

Евгений Ройзман:

— Мне откровенно угрожали: если я пойду на выборы, то ее посадят. «Или ты сейчас снимаешься с выборов, и мы решаем вопрос по Аксане. Или ты ничего не делаешь, и Аксана будет сидеть». Я вам честно скажу: если бы я разговаривал с людьми, которым я мог бы верить, я бы отказался от выборов. После выборов мне передали от губернатора, что ее судьба зависит от моих голосований и голосований моих соратников.

«Куйвашев жалеет, что развязал травлю». Мэра Екатеринбурга допросили по делу Пановой

Под конец допроса Ройзмана в зале суда стало жарко.

По словам Ройзмана, губернатор Евгений Куйвашев в личном разговоре с ним признал свою вину в уголовном преследовании Пановой. «Я дал отмашку. Сказал: делайте с ней что хотите», — цитирует Ройзман губернатора. Но сейчас Куйвашев об этом сожалеет.

Евгений Ройзман:

— Мы сейчас пытаемся наладить контакты. Он (Евгений Куйвашев, — прим. 66.ru) искренне сожалеет о том, что произошло. Он так говорит. Я ему в глаза смотрел. Я думаю, что это правда. «Я боюсь поссориться с силовиками», — это я вам передаю дословно слова Куйвашева.

На вопрос прокурора Георгия Паникарова, каких именно «силовиков» Ройзман имеет в виду, мэр сказал так: «Бородин и Пономарев. ФСБ в этом не участвовала». При этом Ройзман несколько раз подчеркнул, что все потерпевшие в деле Пановой так или иначе связаны с губернатором или его приближенными.

Также Евгений Ройзман опроверг заявление засекреченных свидетелей о том, что он якобы угрожал им. Речь, напомним, идет о Татьяне Бондаренко и Игоре Волкове (имена свидетелей изменены).

Евгений Ройзман:

— Что касается рассекречивания свидетеля Татьяны Бондаренко, то все и так всё знают. Она никогда не была подругой Аксаны. Никогда бы в жизни Аксана не стала с ней разговаривать. Я никогда в жизни с ней не разговаривал. Видел ее два раза в жизни. Она не вполне нормальная. Нехорошо пользоваться услугами таких свидетелей.

Допрос свидетелей продолжается. Сейчас свои показания дает жена потерпевшего — предпринимателя Константина Кремко.

Напомним, что главного редактора интернет-газеты Znak.com Аксану Панову обвиняют сразу по трем статьям — «Мошенничество», «Вымогательство» и «Злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, Панова незаконно сняла со счета Ura.ru 12 млн рублей и присвоила их, вымогала у двоих бизнесменов порядка 4 млн рублей в обмен на прекращение негативных публикаций.

Сама Аксана Панова считает, что все уголовные дела против нее были сфабрикованы и носят политический характер. Ей грозит до 15 лет лишения свободы.

Фото: Ирина Бажнова; 66.RU

Ирина Варкентин