Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уральское Сколково: кто и как строит дороги в будущее?

29 июля 2013, 10:00
Уральское Сколково: кто и как строит дороги в будущее?
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Мы узнали, где учат тех, кто будет строить дороги к «Экспо-2020», проектировать высокоскоростные магистрали и запускать «Сапсаны».

На недавно прошедшем «Иннопроме» вице-мэр по транспорту и благоустройству Екатеринбурга Евгений Липович активно пропагандировал развитие общественного транспорта, впрочем, как всегда. По мнению чиновника, будущее города именно за современными автобусами, электробусами, трамваями. Но просто так горожан не заставить отказаться от личных автомобилей. Нужно сделать все для того, чтобы общественный транспорт стал как минимум безопасным, как максимум — еще и удобным и эффективным.

К примеру, презентованный на «Иннопроме» электробус оборудован системой видеонаблюдения. Привычные камеры оснащены специальной интеллектуальной системой распознавания пассажиров, которая с помощью математических алгоритмов позволяет автоматически высчитать пассажиропоток. Получается, что система, изначально призванная работать на безопасность, сегодня может помочь повысить рентабельность перевозок.

«В этом электробусе мы можем онлайн получать информацию о количестве пассажиров. Это важно для проектирования расписания или при подсчете нужного числа машин на маршруте. Увы, такие системы учета пассажиров пока редкость», — сетует вице-мэр.

«Действительно, по городу автобусов, оснащенных таким оборудованием, не ездит, а вот на междугородних и пригородных маршрутах специальными видеокамерами оснащены 40 автобусов», — рассказывает Дмитрий Брусянин, директор научно-исследовательской части Уральского государственного университета путей сообщения. Сама технология по заказу минтранса была применена именно в УрГУПС.

Компромиссное решение

Перед сотрудниками вуза стояла задача решить насущную проблему транспортников — найти компромисс в вопросе междугородних перевозок автобусами и электричками.

Дмитрий Брусянин, директор научно-исследовательской части УрГУПС:

— Одна электричка может увезти 600 пассажиров, а один автобус — всего 40 человек. И если 100 человек — это пустая электричка, то те же 100 человек — это три хорошо наполненных автобуса. Соответственно, в час пик утром и вечером людям нужно предложить железнодорожный экспресс. А днем, когда электрички ездят незагруженные, надо максимально использовать автобусы. Это вполне логичный вывод, но раньше транспортники не действовали сообща, каждый выстраивал маршрут исходя из собственных интересов. Оперативное управление системой мониторинга пассажиропотока, возможно, поможет и автобусам, и электричкам.

Кроме комбинирования железнодорожного и автотранспорта в зависимости от потока людей, специалисты вуза предложили Минтрансу реализовать концепцию транспортных пересадочных узлов. Суть в том, что автомобильный транспорт может быть «подвозящим», а железнодорожный — основным. Например, автобус может собрать пассажиров с разных районов города и привезти на железнодорожный вокзал, чтобы из города в город доехать уже на электричке. По плану, осуществляться такие перевозки должны по единому билету. Это поможет разгрузить автомагистрали — раз, будет более удобно для пассажиров — два.

Система мониторинга пассажиропотока, которую разработали в УрГУПС, работает по принципу автоматического распознавания людей. В упрощенном виде такая технология уже есть практически в любой цифровой «мыльнице».

В транспортном деле используется усложненная модель: система не просто умеет считывать людей, но и передает все данные на сервер, где их соотносят с показаниями GPS и временем суток. На основе этих данных можно выстраивать маршрутную сеть в зависимости от пассажиропотока. Для того чтобы полученная в ходе мониторинга информация смогла приносить реальный экономический эффект, молодые ученые рассчитали коэффициент разумной наполняемости и уже с учетом этого показателя выстроили маршрутную сеть. Как говорят в вузе, этот проект они завершают в декабре 2013 года, так что уже в начале следующего года мы сможем увидеть результаты работы ученых.

Этот проект, впрочем, не единственный в Уральском университете путей сообщения. После выставки промышленных инноваций мы отправились в этот вуз, чтобы узнать, как будет развиваться транспортная инфраструктура города, кто и как работает над тем, чтобы наши дороги были лучше, а передвигаться по ним было проще.

Инновации рождаются в головах студентов

Проектно-изыскательский институт Уральского университета похож на секретную современную лабораторию. Вход — по отпечатку пальцев, внутри ряд похожих друг на друга светлых кабинетов, где за большими мониторами тихо работают люди. С приходом современных технологий большая часть работы переместилась в компьютер.

За этой дверью рождаются лучшие транспортные инновации.

Примерно 40% штата проектного института — это студенты, которые с третьего курса привлекаются к работе на конкретных проектах, например, реконструкция железнодорожного пути или обновление контактной сети. Благодаря такой работе студенты получают не только опыт, но и оплату.

Андрей закончил третий курс по специальности «Строительство железных дорог». Сейчас он проходит практику в проектно-изыскательском институте и участвует в проекте по проверке железнодорожных путей, подходящих к космодрому Плесецк. Фактически он также вносит вклад в успешный запуск ракет с космодрома.

Несмотря на то что вуз традиционно считается железнодорожным, далеко не все проекты, над которыми работает проектно-изыскательский институт, относятся к железной дороге. «Второй наш крупный заказчик — это Росавтодор. Пока мы проводим исследования дорог и мостов по всей России, потом планируется задействовать институт и в строительстве. Например, недавно специалисты обследовали мост через Каму в Набережных Челнах и проводили серьезное исследование федеральной трассы М5. В Екатеринбурге по муниципальному контракту проверяют объездную дорогу, трамвайный мост по улице Бебеля и несколько пешеходных мостов», — рассказывает начальник проектно-изыскательского института.

Конкурс на специальность «мосты и транспортные тоннели» на строительном факультете УрГУПС стабильно высокий. Те, кто сегодня учится здесь, завтра будут проектировать и строить дорожные развязки и мосты к чемпионату мира по футболу в 2018 году и «Экспо-2020». Более того, студенты стройотряда Университета путей сообщения в этом году снова отправились на олимпийскую стройку в Сочи. В 2012 году отряд «Урал» уже получил звание лучшего студенческого стройотряда России.

Раньше в проектно-изыскательский институт брали всех смышленых студентов, а сейчас попасть сюда не так-то просто. Рассчитывать на место может только тот студент, который освоил системы автоматизированного проектирования, знает основы программирования и владеет иностранным языком. Последнее важно, потому что участники проектно-изыскательского института регулярно перенимают опыт у зарубежных коллег. В этом году команда института ездила во Францию и в Швейцарию на железнодорожные выставки.

Испытание на прочность

Еще одна святая святых вуза — лаборатория, вернее, целый комплекс лабораторий. Официально он называется «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта», однако тут проходят испытания не только для железной дороги.

«К примеру, однажды мы на одном из лабораторных стендов проводили испытания по заказу медицинской академии. Медики разработали лекарство для укрепления костей и, чтобы проверить его эффективность, привезли к нам кости. Не человеческие, конечно, а крысиные. Мы испытывали их на сжатие и растяжение, фиксировали, при каких нагрузках они ломаются», — рассказывает директор научно-исследовательской части УрГУПС. Но это, конечно, исключение. Большая часть испытаний так или иначе связана с дорогами. Недавно на этом же стенде проводили испытания фибробетона.

Аспиранты измеряли несущую способность нового материала. В результате этой научной работы строителям даются вполне реальные и применимые в жизни рекомендации, в каких условиях и при какой нагрузке можно использовать фибробетон.

А вот этот опытный образец — кусок нового высокотехнологичного асфальта. Производитель заявляет, что несущая способность такого дорожного покрытия в несколько раз выше, чем у традиционного асфальта. Так ли это на самом деле, проверят студенты и аспиранты.

На «Иннопроме» в прямом эфире транслировали испытания бетонных балок с углекомпозитной арматурой. Происходило испытание вот в этой климатической камере.

Такая большая камера позволяет тестировать совершенно разные материалы. В камере создается разная температура, можно воссоздать климат Краснодарского края и Полярного Севера. Одновременно на опытный образец подается разная нагрузка. При помощи специальных датчиков, которые фиксируют все деформации, специалисты производят все изменения прочностных характеристик. Результаты подобного исследования — незаменимая вещь для строителей, без них невозможно понять, насколько хорош тот или иной современный материал, в какой климатической зоне и при каких нагрузках его можно применять.

Центр также сертифицирован на проведение испытаний локомотивов. Единственный на Урале и один из немногих в России. Локомотивы целиком сюда, конечно, не загоняют, все испытания проходят либо на полигоне железной дороги, либо под Москвой. Специалисты УрГУПС выезжают на место со съемным оборудованием. Некоторые испытания, впрочем, проводят и в стенах университета.

Эта установка позволяет тестировать детали локомотивов на устойчивость к двум главным для железной дороги нагрузкам: вибрация и температура. Слева расположен вибростол, который способен смоделировать все возможные в реальной жизни вибронагрузки, а справа — климатическая камера. Она может наезжать на вибростол, таким образом можно тестировать образцы на воздействие сразу двух факторов.

Совсем недавно здесь проводили испытание по заказу немецкой фирмы.

Гоночный болид своими руками

Как оказалось, тестировать чужие разработки — это далеко не все, что умеют делать студенты уральского транспортного вуза. В одном из студенческих научных коллективов, например, ребята собрали гоночный болид своими руками. Сейчас готовятся отправиться в Италию — на соревнования.

Скоростную уральскую красавицу назвали «Акула». Сможет ли она быть настолько же быстрой, как ее морская тезка, ребята проверят в сентябре на соревнованиях.

Началось все еще в 2011 году. Никита Домашов тогда только поступил в УрГУПС и учился на первом курсе механического факультета. Тогда при кафедре проектирования и эксплуатации автомобилей решили создать научный коллектив. Никто и не думал, что дело дойдет до серьезных международных соревнований. Но команда студентов подобралась не робкого десятка: узнали про соревнования «Формула студент» и решили: надо участвовать.

Никто из них пока не представлял, как делать автомобили. Начали изучать литературу, обыскали весь Интернет, расспросили преподавателей… и в итоге за один год придумали и воплотили свою мечту о гоночном автомобиле, сначала на бумаге, а потом и в реальности.

Университет, оценив серьезность намерений ребят, решил помочь: выделил отдельную аудиторию, финансово поддержал, ведь покупка необходимых составляющих — удовольствие недешевое. 13–16 сентября команде предстоит участвовать в международной гонке «Формула студент». Поездку в Италию для научного коллектива студентов также оплачивает вуз.

«Вот вернемся из Италии и приступим к сборке нового автомобиля. В голове уже вертится много идей», — говорит вице-капитан команды Никита Домашов.

Такой интерес ребят к автомобилестроению вполне оправдан: многих участников студенческой гонки приглашают на работу крупные автомобильные гиганты вроде Mersedes и BMW, а кто-то продолжил свою карьеру в «Формуле-1» и сейчас работает инженером ведущих команд.

Быстрее, выше, сильнее и креативнее

Как это ни удивительно, студенты УрГУПС успевают не только над научными проектами работать, но и занимать призовые места в спортивных состязаниях и творческих конкурсах.

Для того чтобы только перечислить все награды студентов Уральского университета путей сообщения, понадобится не один час. В большом спорткомплексе витрина с кубками и медалями занимает всю стену.

Первое место в турнире по боксу на приз губернатора Свердловской области, второе место в чемпионате УрФО по армспорту, третье место в чемпионате России по армспорту, третье место в турнире по фитнес-аэробике, третье место в соревнованиях по плаванию среди вузов Екатеринбурга, третье место среди команд по футболу в универсиаде вузов Екатеринбурга… И это лишь краткий перечень спортивных достижений студентов в 2012 году.

Недавно в вузе открыли секции гребли на байдарках и каноэ и парусного спорта. Благо, у вуза есть собственный выход к городскому пруду.

То, что вуз спортивный, заметно сразу. Даже летом, когда занятий нет, по просторному парку УрГУПС бегают студенты. Неудивительно, что вуз входит в тройку самых некурящих учебных заведений области.

Доступ в тренажерный зал и на стадион у студентов свободный, так что заниматься можно не только во время занятий физкультурой.

А если железки тягать в свободное время не хочется, то можно найти дело по душе. Юмористам дорога в КВН, в вузе целых пять команд, поэтам — в литературно-художественную студию, художникам — в ИЗО-студию, модницам — в театр мод «Глянец», музыкантам — в рок-клуб или студию эстрадного вокала, танцорам — в танцевальные коллективы, их в УрГУПС три. Клуб экспериментальной истории «Стальной путь», сельскохозяйственный отряд и волонтерское движение — чего здесь только не найдешь.

Елена Романова, начальник управления по воспитательной и внеучебной работе УрГУПС, говорит, что такой разнообразный досуг — не просто развлечение, а огромная воспитательная работа. «Наша цель — раскрыть человека, найти в нем талант и развить, будь то тяга к науке или актерскому мастерству», — говорит она.

Известный всей стране Сергей Светлаков — тоже выпускник УрГУПС, играл когда-то в студенческой команде КВН. И хоть он не стал «путейцем», в университете им очень гордятся. Пожалуй, даже не меньше, чем бывшим губернатором, а ныне первым вице-президентом ОАО «РЖД» Александром Мишариным.

И в толпе абитуриентов, которые этим летом подают документы в УрГУПС, есть те, кто мечтает стать Светлаковым, а есть те, кто грезит о карьере Мишарина. Кто кем вырастет — пока говорить рано. Но одно можно сказать точно: от этих ребят будет зависеть то, по каким дорогам мы будем ездить и ходить через пять-десять лет.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru