Бюджет Свердловской области — увесистый многостраничный том, разобраться в котором обычному человеку, мягко говоря, непросто. Мы решили узнать, что же на самом деле значат для нас с вами все эти цифры и перечни доходов-расходов, нужно ли бояться дефицита бюджета и почему область проедает больше, чем зарабатывает. Первым человеком, к которому мы обратились за «расшифровкой» бюджета Свердловской области на 2013 год, стала министр финансов региона Галина Кулаченко — по сути, главный ответственный за бюджет.
|
---|
Проект закона об областном бюджете на 2013 и — плановый — на 2014–2015 годы занимает сотни страниц и весит пару килограммов. Особо неравнодушные к судьбе региона могут скачать бюджет в электронном виде на сайте Минфина. |
— Большинство обывателей про бюджет области знают только две вещи: что он дефицитный и это, конечно же, ужасно, и что «явно куча денег тратится не туда». Первый вопрос: дефицит бюджета — это действительно так плохо, как принято считать?
— Основные параметры бюджета — это доходы, расходы, дефицит (или профицит), госдолг. С доходами и расходами, надо полагать, всем понятно. Дефицит и госдолг большинству кажутся какой-то угрозой. Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и это, конечно, не очень хорошо, но поверьте, и не так плохо, как принято думать — мол, мы тратим больше, чем зарабатываем, а это, как известно, путь к нищете и банкротству… На самом деле предельный размер дефицита бюджета, который можно допускать, заложен в Бюджетном кодексе и не может превышать 15% доходов, которые область получает в виде собственных доходов. Также есть законодательные ограничения у государственного долга области, установленные тем же Бюджетным кодексом: не более 100% собственных доходов. Но мы и не намерены наращивать долг до таких величин. Госдолг у нас сейчас около 15% доходов и выше 30% не поднимется, даже несмотря на расходы, связанные с грядущим чемпионатом мира по футболу и выставкой «ЭКСПО-2020». Вообще, главное — это не сам факт дефицита, а то, на что эти деньги расходуются.
Несмотря на то, что по объему консолидированного бюджета за 2012 год Свердловская область занимала одно из первых мест в УрФО, по размеру бюджетных доходов на душу населения мы — третьи с конца. Еще меньше только в Курганской и Челябинской областях. |
— И на что они тратятся в Свердловской области? Оправдан ли бюджетный дефицит конкретно в нашем регионе?
— Давайте разберемся в самой структуре нашего бюджета. На мой взгляд, не должен бюджет формироваться так, чтобы на текущие не возобновляемые расходы тратилось более 55% бюджета. У нас в области, к сожалению, в 2013 году на это предусмотрены средства в объеме 71% бюджета. А вот, к примеру, в Тюменской области 40% бюджета — это социальные расходы, и 60% — инвестиционные.
— То есть никакой у нас не «бюджет развития»?
— У нас бюджет, как обычно заявляется, социальной направленности. С такой структурой бюджета трудно думать о завтрашнем дне. Почему-то об этом не принято говорить, но я считаю, что, к примеру, вопросы социальной поддержки нужно решать по-другому. Льготы должны предоставляться только тем, кто действительно в них нуждается, то есть малообеспеченным.
|
---|
«Давайте наконец оценим эффективность — экономическую и социальную — существующих мер социальной поддержки и четко определим категории граждан, которым нужна социальная защита именно на региональном уровне. Дальше — нужно установить условия, объемы и порядок предоставления им государственной помощи. Прошу правильно понимать мои слова: не отменить социальную поддержку вовсе, но сделать ее понятной для всех: и для тех, кто эти льготы получает, и для тех, чьи налоги на это расходуются». |
— То есть вопрос не в том, что надо тратить меньше, а в том, что тратить нужно по назначению?
— Конечно. И те люди и организации, которые платят налоги, тоже должны понимать, каким образом и на какие цели распределяются их деньги. И наша задача — убедить каждого налогоплательщика в том, что его деньги, поступающие в бюджет в виде налогов, не распыляются. И моя позиция как министра финансов тут такая: отказываемся от популистских решений и ищем средства внутри уже принятого бюджета. В противном случае мы рискуем утратить устойчивость бюджета и возможности развиваться и повышать качество жизни.
— Каждого льготника проверять будете — нужна ему помощь или может обойтись?
— Сейчас ситуация такая, что, например, федеральный льготник получает свои льготы за счет областного бюджета. И на самом деле немало у нас льготников, которые получают 3–4 выплаты за один и тот же вид соцуслуги. К примеру, зачем всем пенсионерам льгота по проезду на транспорте? Кто-то вообще не пользуется транспортом, у кого-то есть своя машина, кто-то готов сам платить за проезд. А есть и тот, кто действительно не может оплачивать проезд, им мы обязаны помогать, но поддержка должна оказываться исходя из доходов семьи и установленного прожиточного минимума в регионе. Это предмет для обсуждения, в том числе в контексте социальной справедливости, и наведения порядка в этом финансовоемком секторе. Я убеждена: если социальные выплаты будут направляться только тем, кто нуждается в поддержке, мы увидим эффект и освободившиеся финансовые резервы.
По уровню доходов бюджета наша область — одна из самых «богатых» в УрФО, впереди только Ханты-Мансийский округ. |
— Проблема нашего бюджета только в том, что слишком много денег уходит на «социалку»?
— Не только. У нас по сравнению с другими регионами значительно больше бюджетных учреждений. Необходима оптимизация бюджетной сети. В нашей области лучше всего продвигается в этом направлении здравоохранение — там уже работает система, когда «деньги ходят за пациентом». Это означает, что финансирование лечебных учреждений осуществляется не по смете, а за оказанные услуги. И если учреждение невостребовано, то зачем оно?
— Огромное количество бюджетных учреждений — следствие непродуманной политики последних лет?
— Возможно. И поэтому сейчас нужно всем вместе работать над сокращением неэффективных расходов.
— Каким образом?
— Мы уже начали внимательно изучать конкретные расходы, составлять перечень ведомственных услуг, просчитывать стоимость этих услуг, определяться с их стандартами: как они должны оказываться, в каком объеме, сколько должны стоить. В идеале, к которому мы стремимся, оказываться должно ровно столько услуг, сколько востребовано, и оплачиваться из бюджета должен только такой объем услуг. Схема такая: мы предусматриваем авансирование госучреждения, потом оно предъявляет акты выполненных работ или услуг, мы проверяем их качество, в том числе вместе с потребителем, и потом уже оплачиваем.
|
---|
На образование и медицину Свердловская область тратит большую часть бюджета, чем соседние регионы, а на «национальную экономику» — то есть инвестиции — меньше всех в УрФО. |
— Как прописать эти стандарты? Можно попытаться как-то формализовать стандарты в медучреждениях, но как прописать стандарты, допустим, в культуре?
— И в культуре, и в спорте можно эти стандарты создать. Мы этим плотно занимаемся с октября прошлого года — начали с образования. Сейчас в ведомственном перечне чуть более десятка услуг, мы проанализировали, и оказалось, по самым грубым подсчетам, что их на самом деле около трех тысяч видов. Если мы все это детализируем, будем составлять госзадание именно по этому перечню. Каждая услуга, естественно, стоит по-разному, мы должны научиться считать.
— Не опасаетесь, что после введения такой схемы, таких оценок окажется, что две трети госучреждений не отвечают стандартам и неэффективны?..
— Возможно. Будем принимать решение о дальнейшей судьбе таких учреждений.
— Так можно закрыть все сельские школы и больницы…
— Ну смотрите: вот есть участковая больница. Мы проанализировали контингент пациентов за год и увидели, что в данной больнице преобладает такой вид услуг, как «сестринский уход». Так давайте определимся: это больница или социальное учреждение? Проверим работу такого учреждения и, если есть социальный и экономический эффект, установим ему другой статус.
— А как быть с работниками неэффективных госучреждений?
— Надо подумать, чем занимать людей, как создавать другие рабочие места, возможно, в других населенных пунктах и отраслях. Я считаю, что решение многих вопросов в этом случае реально и этим надо заниматься серьезно. Конечно, сразу всего не сделать, но двигаться надо в этом направлении. И быть готовым к работе в новых условиях тоже надо.
|
---|
«У нас в некоторых районах детские сады заполнены на 30%. Здание построено на 150 детей, а ходят туда только 50. При этом все оно отапливается, освещается и так далее. А искать и принимать новых детей руководству неинтересно — ничего же не изменится по финансированию и зарплате, а забот будет больше — так какой смысл?» |
— С таким подходом вы наверняка уже кучу врагов себе нажили?
— Я была готова к этому, но неприятие оказалось не таким сильным, как я думала. По крайней мере внешне я вижу, что есть понимание, и надеюсь, что мы придем к нормальной структуре бюджета и эффективному расходованию средств. Хотя да, скорее всего, менеджмент в госучреждениях поменяется, и в большом объеме.
— А те госучреждения, которые останутся, должны будут не просто оставаться «получателями бюджетных денег», но и отрабатывать каждую копейку?
— Ну, во-первых, возможно, многие учреждения будут сохранены. Во-вторых, суть реформирования в бюджетном секторе — дать им больше самостоятельности. Когда у меня как у руководителя появится самостоятельность, поверьте, я найду способ сэкономить и заработать.
|
---|
«У нас есть два резервных фонда. Один, объемом 1 млрд руб., предназначен для ликвидации чрезвычайных ситуаций и финансирования непредвиденных расходов. В прошлом году, например, именно из него брали деньги на поиски пропавшего самолета. Второй — резервный фонд Свердловской области, в нем 2 млрд руб. Это «подушка» на самый крайний случай, совсем негативной ситуации с поступлением доходов. За последние годы ни разу деньги из этого фонда не тратились». |
— Какая все-таки основная статья доходов областного бюджета?
— Налог на прибыль организаций, НДФЛ и акцизы. Структура тут примерно такая же, как и во всех соседних регионах. Но есть такой интересный показатель — валовый региональный продукт на душу населения. По этому показателю мы на 19-м месте по России, а по прибыльности предприятий — на 10-м месте. То есть относительно других субъектов Федерации у нас больше предприятий, работающих с прибылью. Это означает, что производят на самом деле другие области больше, чем мы, но мы производим эффективнее. Еще один любопытный момент — это уровень бюджетной обеспеченности. Это отношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов. У нас оба эти индекса составляют 0,908. После «выравнивания» уровень бюджетного обеспечения в Свердловской области составляет единицу. Это «эталон», с единицей мы на всю Россию — единственные. Чуть больше или меньше показатели в Пермском крае, Оренбургской, Самарской и Кемеровской областях. Но, конечно, чем больше этот уровень, тем лучше. В Москве, например, он составляет 3,399. Одно из самых низких значений — 0,554 в Дагестане.
|
---|
Так выглядит структура доходов бюджета Свердловской области за 2012 год. |
— И все-таки Свердловская область больше производит или торгует? Мы все-таки «опорный край державы» или уже нет?
— Производства, конечно, больше. Несмотря на то, что некоторые предприятия у нас закрываются, мы все-таки «область рабочих». Все-таки «опорный край державы».
Ай лукавая- сразу заметно, что чиновник. Льгота по проезду на транспорте обсуждалось в этом ключе уже- платить всем, чтоб не было расслоения по месту жительства. там где нет хорошей транспортной инфраструктуры дополнительные деньги уходят на оплату доставки товара или услуги. Кроме того, областники и по городам, бывает, ездят. А насчет "льгота всем пенсионерам по проезду на транспорте"- лажа полная. Так что, мадам чиновник, говорите конкретнее- "надо снять с пенсионеров все льготы, чтобы чиновникам слаще жилось. Хотя на фоне достаточно здравых рассуждений это не заметно.
Пенсионеры бывают разные.
Вот работающий пенсионер допустим с пенсией 8 тыс. и зарплатой 20 тыс. или больше. У него есть льготный проезд, по пенсионному удостоверению бесплатное посещение музеев раз в месяц, скидки на те же билеты разные. Он что, не в состоянии это оплатить?
Вот пенсионер с государственной или муниципальной пенсией, равной или превосходящей среднюю зарплату в Екатеринбурге. Он что, тоже не может проехать по полной плате? (я не говорю о том, что проезд в общественном транспорте завышен, это априори), или в кино сходить за 100 рублей?
А есть совершенно бедные пенсионеры, которые никогда не были госслужащими или муниципальными служащими, которые не могут работать. Изначально льготы задумывались именно для таких людей. Но пользуются ими все пенсионеры.
Ну, исходя из этого практически все имущие. 23 тыр на семью из 2 взрослых и ребенка, по их нормативам, вполне достаточно. Никому никаких льгот!!! А то себе, любимым, ни на что не хватит! Ни на виллы, ни на яхты.
Да, а ангары на болоте, непонятно для сего нужные, сколько стоит содержать, да кредиты выплачивать? А изумрудная комната, в формате изложенного, и этот ЭКСПО 2020 за каким похреном нужны??? Уж очень эффективные расходы, ну прям никто из жителей области обойтись без них ну никак не может.
На такое интервью одна реакция - . Кроме себя, всех остальных клиническими идиотами считают. Мерзко.
27.11.03 REGNUM
Чья рука хозяйничает в бюджетном кармане города?". Редакция газеты получила текст постановления прокуратуры об устранении нарушений, которые допустили чиновники мэрии в 2004 году. В разделе, посвящённом исполнению бюджетного законодательства, есть такие формулировки: "Допускаемые нарушения не только не устраняются, но и приобретают более завуалированный характер". "При заключении контрактов выявлены вопиющие случаи бесконтрольного расходования бюджетных средств". "Нарушения приобрели системный характер".
Годом ранее прокуратура проводила аналогичную проверку и её результаты были весьма похожими. Тогда мэр Степан Киричук издал распоряжение по устранению нарушений бюджетного законодательства, но, очевидно, оно не было выполнено. Лидируют в списке нарушителей заместитель главы города, директор департамента финансов Галина Кулаченко. Затем другие заместители мэра - В.Федоренко и С.Кабанов. Возможно, в команде главы города произойдут изменения.