Прописывать концепцию музея Андрей Гавриловский пригласил опытного художника, автора первого музея Высоцкого в Москве на Таганке, арт-директора галереи «Сэм Брук» Василия Богачева. Осмотрев материал, эксперт наметил лейтмотив экспозиции и заодно оценил яркие особенности уральской архитектуры.
Василий Богачев, арт-директор музея Высоцкого:
— Мы с Никитой Высоцким были знакомы лет 20, и однажды он попросил моей помощи в создании московской экспозиции, посвященной его отцу. Я занимаюсь современным искусством, поэтому и работал на проекте как художник, создавая музей на Таганке. Состояние здания для музея там было плачевное: раньше в нем располагались и клуб, и научный отдел, все выходили. Ведь я вырос на Высоцком, дитя того времени. Затем мы снимали фильм «Высоцкий: спасибо, что живой». А не так давно Никита предложил мне заняться созданием музея в Екатеринбурге, и я принял его предложение.
— Экспозиция в Екатеринбурге будет посвящена визиту Высоцкого в наш город?
Василий Богачев: Владимир Семенович посещал ваш город в 1962 году, он тогда служил в театре имени Пушкина, ездил на театральные гастроли и останавливался в БК «Большой Урал». Мы уже побывали там, посмотрели номер, в котором он жил.
Обстановка очень интересная, есть стол, письма, которые он писал своей супруге из этого самого номера. Например, он ей пишет о стихах, которые здесь сочинил, описывает свою жизнь и обстановку, о цыганах рассказывает, которые внизу толкаются. Мы решили целиком воссоздать этот номер в экспозиции музея. Также в экспозиции появится его автомобиль, «тот самый» Mercedes, который удалось приобрести Гавриловскому. Когда я вернусь в Москву, попрошу наших историков поднять все архивы, чтобы максимально точно воссоздать в музее атмосферу тех лет.
— Знаменитая машина уже в Екатеринбурге?
Андрей Гавриловский: Пока нет, автомобиль все еще находится в области, с ним не все так просто.
— Василий, ваш музей на Таганке планирует предоставить «Высоцкому» личные вещи Владимира?
Василий Богачев: Уже предоставил. На первом этаже «Высоцкого» есть макет спектакля «Гамлет» и личный столик Высоцкого, за которым он накладывал грим.
Андрей Гавриловский: Личные вещи Высоцкого копились у нас давно. Никита дарил нам посмертную маску отца, знаменитый свитер и некоторые другие вещи. Они копились у нас, пока в какой-то момент не стало понятно: пора звать специалистов и делать музей. Притом делать это красиво и так, чтобы наш музей не повторял существующие экспозиции.
— Чем наша экспозиция будет отличаться от московской?
Андрей Гавриловский: Мы хотели вехами показать его жизнь, взять 1938 год, 1942, показать, каким было его детство, воспроизвести его комнату. Тогда даже не комнаты были, скорее углы для детей. В Екатеринбурге он был два раза: в 1962 и 1964 годах, для этого мы уже взяли вещи из гостиницы, родные двери из его номера и постараемся полностью воссоздать комнату. Это же все — уходящая история, интересно, на какой мебели люди в то время жили, на каких кроватях спали, на чем сидели, как творили. Это же не просто Высоцкий, это история и нашей жизни.
Василий Богачев: Помимо этого мы хотели предложить жителям Екатеринбурга принять участие в создании музея и поделиться вещами того времени. Нас интересуют плакаты, фото, мебель, одежда. Мы считаем, что новому поколению будет интересно почувствовать культурный пласт, быт 80-х годов, когда вокруг была атрибутика Олимпиады. Мы узнали, что многие рассказывают о своих встречах с Высоцким, и будем благодарны за рассказы и фотографии с этих встреч.
— Насколько перспективно расположение музея, площади? Во сколько выльется это удовольствие?
Василий Богачев: Для музея предполагается отличное помещение — больше 250 квадратных метров, имеются две большие витрины, выходящие на фасад здания, что также можно использовать в экспозиции, разместить там афиши выступлений.
Андрей Гавриловский: Музей будет находиться на этаже 1А. Первые два окна выходят в фойе, из них видно дорожное кольцо на улице Малышева. Откроемся мы не позже 25 января, возможно, получится сделать экспозицию раньше. Вход предполагается сделать бесплатным. Говорить о деньгах пока не будем, так как проект только начался, но то, что обойдется он недешево, понятно.
— На самом деле башня «Высоцкий» в нашем городе — спорное сооружение, многие считают, что Высоцкий был простым человеком и не одобрил бы такое название, тем более — размещение там музея. Вы, Василий, с этим не согласны?
Василий Богачев: Я был во многих грандиозных зданиях мира и, что сказать, ваш небоскреб мне понравился. Не в курсе вашей истории, но знаю, что Высоцкий был человеком с хорошим чувством юмора, думаю, что ему бы также понравилось. К слову, у меня было некоторое время для того, чтобы ознакомиться с архитектурой вашего города, и я могу сказать, что жители зря переживают: ваш город уже нечем портить. Архитектура у вас очень странная, здесь хорошо поработали большевики в 1917 году. Я был у вас в музее истории Екатеринбурга и видел, каким он был до этого и что с ним потом сделали. Сейчас он эклектичный, все здания из разных эпох, ничем не связаны друг с другом. Очень понравилась скульптура напротив Храма на Крови, при том что сам храм чудовищный и стоит рядом с «Газпромом». Под памятником комсомольцам я нашел разваливающийся кусочек старой стены, где под дулом пулемета гулял наш последний царь, это интересно и странно. Памятник афганцев очень хороший, я видел много скульптур на эту тему и могу сказать, что ваш — один из самых удачных. Беседки красивые на набережной. Клавиатуру увидел, а рядом — старые здания из красного кирпича. Очень красивые, но уже сыпятся. Все в плачевном состоянии, это болезнь страны, и в Москве вы найдете все то же самое. Идеальный вариант — в Америке, когда старая архитектура и бизнес-часть города — это два разных района. В России все, к сожалению, не так.
Фото: www.liveinternet.ru; nnm.ru; 66.RU