Со стороны митрополит Кирилл кажется древнеегипетским сфинксом, веками хранящим свою тайну: спокойная, едва заметная улыбка, мягкий взгляд за прозрачными прямоугольными стеклами очков, четкая геометрия седой окладистой бороды. Наклон головы выражает полное внимание к собеседнику, даже если слова говорящего лишены всякого смысла.
Появление владыки в любом месте вызывает легкий ажиотаж. Прихожане так и норовят приложиться к его руке, словно к иконе. Ради того, чтобы получить благословение, люди готовы стоять часами. В мире, где приняли заповедь о любви, но не исполнили ее, им хочется прикоснуться к этой любви, а потом прийти опять, когда та иссякнет. Поэтому даже сегодня, в будний день, около собора в Полевском собралось много людей…
Утро 21 мая, Полевской. Около собора во имя Св. апостолов Петра и Павла стоят местные жители. В основном женщины пенсионного возраста, тут же мамаши с грудными детьми в колясках, вокруг носятся буйные чада постарше. Прислонившись к стене собора, стоят мужчины с побитыми жизнью лицами. Утренняя служба запланирована на 9 часов, но черная «Тойота Камри» подъезжает к храму с опозданием минут на 20.
Служебный автомобиль митрополита екатеринбургского и верхотурского Кирилла застрял в пробке на выезде из Екатеринбурга. В пути владыка несколько раз одергивает водителя Максима, идущего на обгон: «Не нарушай. Не надо ничего, не спеши». |
Владыку встречают прихожане и священники. Во главе процессии настоятель храма отец Сергий. Митрополита проводят в собор готовиться к предстоящей литургии.
Архиерейская служба длится более двух часов. |
В маленькой церквушке Полевского не протолкнуться. Несколько бабушек не выдерживают и усаживаются на лавку около окна, но большинство прихожан стойко держатся на ногах. Люди плотно стоят плечом к плечу, никто и не думает уходить. Женщина средних лет в синем платке вполголоса подпевает церковному хору голосом профессионального певчего. |
Утренняя литургия посвящена дню памяти Иоанна Богослова, поэтому в текст богослужения включены молитвы к святому.
Владыка несколько раз обращается к прихожанам со словами: «Христос воскресе!» — на этой неделе заканчивается праздник Святой Пасхи. |
После службы начинается крестный ход: люди стараются поскорее занять место в процессии, следующей за владыкой, наступая друг другу на ноги и задевая локтями. Девушка в белом платке замешкалась у выхода и оказалась на пути истово верующих бабушек. Толпа жестко оттесняет ее к стене.
До конца недели владыке предстоит провести еще несколько служб: В Екатеринбурге, в поселке Исток, в Верхотурье… |
После крестного хода митрополит останавливается перед храмом и, взятый в плотное кольцо верующими, произносит небольшую речь.
— Мы перестали чувствовать не только Бога, но и простые человеческие законы. Все то, что раньше было доблестью, славой и силой человека, сегодня становится поношением, — люди не сводят восторженных глаз с владыки, ловят каждое его слово. — Я желаю всем нам сегодня в память об апостоле евангелисте Иоанне Богослове почувствовать необходимость того, чтобы мы были рядом с кем-то, чтобы мы понимали, что часто от нас зависят очень многие вещи в жизни и бывает так, что не вернешь ничего и будешь жалеть... А не вернешь, а человек погибает рядом с тобой…
Владыка поздравляет настоятеля храма отца Сергия с 45-летием и желает ему «доброго здравия и помощи Божией». Передает просфору. Вспоминаем слова митрополита: «Когда составляешь план, то стараешься совместить что-то. Скажем, не только провести службу, но и еще что-то успеть».
Согласно плану, после службы владыка Кирилл должен посетить центр реабилитации наркозависимых, который находится на попечении отца Сергия, но в расписание приходится вносить изменения на ходу. В музейном комплексе «Северская домна» Северского трубного завода, входящего в Трубную металлургическую компанию, с минуты на минуту начнется концерт духовной и народной музыки. Ждут только владыку.
Концерт хотели провести в пятницу, но владыка не смог приехать, и концерт перенесли на понедельник. «Приедете — будет праздник, не приедете — не будет», — сказали на заводе.
Мы садимся в машину и отправляемся в «Северскую домну». Около входа в музейный комплекс с ноги на ногу нетерпеливо переминается управляющий директор ОАО «СТЗ» Михаил Зуев.
Зуев скороговоркой рассказывает о планах развития завода, но скоро сбивается и спрашивает, сколько времени владыка планирует здесь провести. «Сколько надо, столько и будет времени», — владыка Кирилл останавливает его неторопливым жестом. |
Северский трубный завод основан в 1739 году. Сейчас здесь производят стальные трубы. Продукция завода используется в нефтегазовой промышленности, при строительстве трубопроводов и в машиностроении.
Директор Северского трубного завода расплывается в улыбке и начинает экскурсию по музейному комплексу. |
Зуев повел владыку по главному залу «Северской домны», где по стенам развешаны картины троих выпускников Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра. В течение четырех месяцев они работали в мастерской на Северском трубном заводе. Результатом стали 33 полотна, написанные в необычном для современного искусства жанре — неоиндустриализм, однако в постоянную экспозицию музейного комплекса попали далеко не все.
— Три месяца рисовали денно и нощно, — Зуев показывает владыке на картины выпускников училища. — Их задача была — 30 картин. Потом мы в Галерее современного искусства организовали им выставку, они стали публичными, многие из них оказались уже, так сказать, у дел, ну, а мы взамен получили в память такие картины… Вот очень интересный стиль, паренек рисовал в стиле экспрессионизм. Считается, что он самый из них перспективный. Он рисует шпателями.
— Чем? — переспросил глава администрации Полевского Дмитрий Филиппов, выглянув из-за плеча Зуева. Он присоединился к процессии у входа в музейный комплекс.
— Шпателями. Это такие маленькие мастерки, которыми… — директор завода, не окончив фразу, начинает показывать владыке следующую картину. — Вот это мы видим сифонный способ разливки, когда существовало мартеновское производство, а дальше уже новый сталеплавильный комплекс…
Глава администрации Полевского Дмитрий Филиппов присоединился к процессии у входа в музейный комплекс. |
— Я помню, когда я учился в школе, нас возили в город Чусовой, показывали старый завод царского времени. Это был, наверное, класс 7-й или 8-й. Нам показали, как льется чугун, как льется металл. Мы же приехали из деревни, и вдруг такой шум, грохот, ничего не слышно. И я решил тогда: никогда не буду жить в городе. Но когда приходишь сюда, то хочется остаться, — владыка Кирилл выступил с небольшой речью перед открытием концерта духовной музыки.
Первыми на сцену поднимается богослужебный хор петропавловского храма. Затем появляются дети в русских народных костюмах —- лауреат международных конкурсов детский фольклорный коллектив «Перезвоны». Прихлопывая и притопывая, мальчики и девочки лет 10-ти звонкими голосами выводят старые народные песни про родную землю. После выходят женщины в малиновых бархатных платьях до пят. В отличие от детей, они выстраиваются в строгую линию и не меняют своего положения до конца номера.
После концерта одна из участниц хора нерешительно подходит к митрополиту и дарит семена — «для сада». «Очень красиво поете, такой голос у вас», — владыка благодарит ее за подарок. |
До центра реабилитации наркозависимых «Подвижник» мы добираемся за 15 минут. Дорогу показывают основатели центра — отец Сергий и Вячеслав Боровских, нарколог, врач-психотерапевт. Православный центр медико-социальной реабилитации создан для людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существует уже 11 лет. По словам отца Сергия, 80% «выпускников» «Подвижника» удается вернуться к нормальной жизни и избежать повторного лечения.
«Подвижник» располагается в здании бывшего детского сада. Холл увешан фотографиями, на которых вместе с ребятами, находящимися на реабилитации, сняты знаменитые гости: экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин, лидер группы «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов… |
«Бутусов книжку мне подарил свою с воспоминаниями. «Архия» называется», — вспоминает владыка. Позже он признается, что не успел дочитать ее до конца. |
Боровских показывает владыке Кириллу «тренажерный зал». |
— Раз спортзал у нас маленький, мы приобрели такую универсальную штуку советского производства, — показывает Боровских на старенький тренажер.
— Это еще с того времени что ли? — спрашивает владыка.
— Да. Здесь есть все, что бывает в тренажерном зале. Только все универсальное, съемное. Но братьев наших вполне устраивает, — отвечает психотерапевт. Сейчас в центре находятся 28 человек.
— Крепко так, по-русски сделано, просто, — замечает владыка. Процессия переходит в небольшую комнату, где собрались все, кто сейчас находится на реабилитации.
— Христос воскресе! — при виде владыки все встают. — Представьтесь, пожалуйста, — просит митрополит Кирилл. |
— …Кирилл. Подмосковный, город Электросталь, — делает шаг навстречу еще один воспитанник «Подвижника».
— Кирилл, можно спросить? Как вы узнали про это место? Откуда? — задает ему вопрос владыка.
— Из интернета, — коротко отвечает Кирилл.
— Первый раз здесь? — уточняет владыка.
— Первый…
— Ну, дай Бог, чтоб помогло, — заключает митрополит.
— У нас здесь было подряд два выпуска. Три недели назад мы выпускали троих, вчера выпустили двоих ребят. Вчера был выпуск, — поясняет врач.
— Ну, дай Бог. И так держатся, да? Так кто дольше всех? — задает вопрос владыка.
— Вот сидит. Вот это наш первый выпускник, — смеется Боровских, показывая на молодого человека у окна, в серой помятой футболке. Тот растерянно улыбается.
«Я был рад видеть всех вас на службе сегодня, всех, кто был, кто причащался, — владыка еще раз окинул взглядом присутствующих. — Поздравляем всех вас с праздником, поздравляем отца Сергия с днем рождения. Он замучился сегодня со мной, мы его отпускаем сейчас». |
«Сегодня мы видим несчастных молодых людей, которые от тоски, от безделья, от различных других скорбей душевных, не найдя себе помощи в жизни, ударяются в другую беду — в наркоманию. И 110 тысяч молодых людей до 30 лет каждый год от наркотиков умирают в нашей стране», — садясь в машину, владыка Кирилл продолжает говорить о проблемах наркомании. Впереди еще вечернее богослужение в Дегтярске.
«Тойота» легко разгоняется и плывет вдоль полосы густого леса. Разговор заходит о еще одной нерешенной проблеме — Левихе, где в 2007 году были обнаружены тела 13 девушек, которых принуждали к занятию проституцией. Все они считались пропавшими с 2002 по 2005 годы. На месте страшной находки было решено поставить крест. |
— Тела нашли в глубине леса. Разговор шел о том, чтобы на трассе был указатель. Сейчас этим занимается Вадим Дубичев. Он собирается обратиться за благословением к епископу Иннокентию. Скоро крест будут заказывать. Но из какого материала, каких размеров — пока точно не известно. Пометить это место и молиться, конечно, надо. Но сама эта проблема остается. С этим надо бороться, — говорит владыка Кирилл.
По пути в Дегтярск делаем остановку. |
Владыка достает из багажника два больших букета цветов. Герберы, розы, лилии, хризантемы были подарены прихожанами и священниками храма в Полевском. Один отдает нам, второй пресс-секретарю Екатеринбургской епархии Светлане Ладиной.
— Владыка, вы опять?! Это всегда так бывает — нам дарит или говорит: «Матушке своей подарите», или в храме оставляет, — объясняет Светлана.
В красивом, уютном храме Дегтярска идет вечерняя литургия. Богослужение началось строго по графику. В этот раз служба посвящена не Иоанну Богослову, а Святителю Николаю Чудотворцу. Литургия длится около двух часов.
Прихожане, как завороженные, стоят в маленьком храме. Мужчина в стареньком коричневом костюме неуклюже крестится то в одну сторону, то в другую, следуя за движением толпы. Сегодня он на службе впервые, поэтому кажется потерянным и много смотрит по сторонам. |
Около входа в храм остались несколько мамаш с грудными детьми на руках. Рядом «припаркованы» синие и розовые детские коляски с рюшами.
После службы молодые и старые, верующие и не очень прихожане прикладываются к иконе и выстраиваются в очередь за благословением…
Молодая женщина пришла просить о ребенке, которого никак не может родить, другая — беременная — просит о том, чтобы роды прошли успешно. Пожилая молится за своих детей, ее ровесница в зеленом платке — о здоровье матери и работе для своего безработного мужа. Другая осталась без крыши над головой после расселения из аварийного дома и с детьми на руках. Она молится о разрешении квартирного вопроса. |
Внутри храма — социальное неустройство, снаружи — синие купола и возрождение духовности. |
За день мы отстояли два богослужения, но вместо ощущения причастности к великой тайне, понимания красоты и величия веры, которая сегодня объединяла всех пришедших в храм, испытываем подавленность: современное сознание сопротивляется, отвлекается, не может принять простые вещи. Вот и во время Божественной литургии почему-то думаешь не о Боге, любви и вечности, а о затекших плечах и боли в спине.
Напряжение спадает после пары анекдотов, рассказанных владыкой Кириллом. |
— Сельский храм. Туда приезжает служить архиерей. Батюшка с матушкой встречают. «Ну что? Как вы тут живете?» — спрашивает архиерей. «Да слава Богу. Господь посещает. В прошлом году вот дом сгорел. В позапрошлом — корова умерла. Теперь вот Вы, владыка, приехали»… Или вот еще: заведующего складом спрашивают, как жизнь? — Он говорит: «Тяжело, но выносим»…
Новый Завет, Евангелие от Луки, Гл. 17: "1Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих." Горе этим несчастным писакам, через кого приходит соблазн, кто несчастных своих читателей отвращает своими опусами от Бога.
В поезде в одном купе едут священник и бизнесмен. Бизнесмен сразу открыл ноутбук, начал работать с документами. Священник посмотрел на него, подумал, потом говорит:
— Сын мой, а не прогуляться ли нам до вагона-ресторана, посмотреть, что в меню?
— Нет, батюшка, не голоден я.
Священник идёт в ресторан один. Через час возвращается довольный и улыбающийся, в руке несёт бутылку дорогого коньяка.
— Сын мой, а не отведать ли нам этого пятизвёздочного напитка?
— Нет, батюшка, простите, не пью.
Священник наливает себе полстакана коньяку, смакуя, медленно выпивает. Вытирает губы, выходит в коридор. Через пятнадцать минут заходит обратно.
— Сын мой, через одно купе от нас две молодые миряночки едут. Может быть, заглянем к ним в гости, побеседуем о высоком?
— Нет, батюшка, я женат, да и с документами мне работать надо.
Священник берёт со стола бутылку коньяка, выходит. Возвращается уже под утро, довольный, как мартовский кот. Бизнесмен, который всё это время работал, поднимает на него глаза.
— Скажите, святой отец, как же так? Я вот не пью, не курю, блюду свой моральный облик. Работаю как вол. Неужели я неправильно живу?
Священник вздыхает.
— Правильно, сын мой. Но Зря…
Я думаю, не открою для тебя, что-то новое, если скажу, что христианство создано в Израеле евреями.
и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Деяния 17: 24-31. http://bibliy.ucoz.ru/index/bibl… или http://lib.teonote.ru/
Не поняли, почему владыку встречают с радостью. Не узнали, зачем нужны крестные ходы. Не догадались, что такое благословение и зачем его спрашивают.
Целый день провели с митрополитом, и как были невежественными, такими же и остались! хотя за целый день можно так о многом спросить, столько узнать - ведь могли свободно общаться с главой крупной митрополии Русской православной церкви! Той самой Церкви, про которую Господь сказал: "Врата ада не одолеют её"!
Не выяснили, за счет чего высокий процент излечивающихся в православном реабилитационном центре.
Только понаписали какой-то акын (что вижу то пою). Причем с издевками. Собственные утверждения корреспондентов вообще фантазийные наподобие: "внутри храма социальное неустройство" (как оно туда втиснулось непонятно) - функция Храма вовсе не в этом состоит.
Если люди себя обозначают корреспондентами - то чтобы не сесть в лужу со своими "гениальными" материалами по какой-то конкретной теме - отдали бы их на просмотр специалистам, они бы совсем откровенный бред вычеркнули, или бы порекомендовали переформулировать. А лучше уж таким "корреспондентам"совсем не браться писать по теме, по которой нечего не понимаешь. Жалкое впечатление производит.
Если уж взялась за дело - так делай так, чтобы не сесть в лужу. Тем более выставляя статью на всеобщее обозрение. Чья инициатива-то совместной поездки была - то? Явно же не Владыки.
"Вечерняя литургия" - одно это словосочетание говорит о "компетентности" автора.
Правильно nattl сказал
Если над Евангелием ещё можно подумать, то над деятельностью церкви не подумаешь - грех налицо.
Безгрешен был только Иисус Христос.