Что запрещает закон
Он касается трех основных положений:
- Запрет как операций, так и использования гормональной терапии, то есть любых медицинских вмешательств, направленных на формирование у человека первичных или вторичных половых признаков другого пола.
- В документах изменить пол будет невозможно. Справки о смене пола, по которым человек делал операцию, но не поменял паспорт, аннулируют.
- Аннулируют также брак, запретив вдобавок усыновлять детей.
Мнения сторонников запрета смены пола
Владимир Путин неоднократно в своих выступлениях перед журналистами говорил о том, что ему неприятны трансгендерные люди. Правда, в 2021 году, за полтора года до принятия закона, он утверждал, что у россиян есть «глубинная система защиты от этого мракобесия».
«У всех народов Российской Федерации есть внутренняя моральная защита от этого мракобесия. У них хватит внутренних, глубинных иммунных систем защиты от этого мракобесия. Но бороться надо не окриками и обвинениями, а поддержкой наших традиционных ценностей. Пусть они [на Западе] делают чего хотят! Мы же должны брать все прогрессивное и самое лучшее, что помогает развиваться, в технологиях, в гуманитарной сфере. Я придерживаюсь традиционного подхода, что женщина — это женщина, мужчина — это мужчина, мама — это мама, а отец — это отец», — говорил глава государства.
У Путина не особенно получается выговаривать слово «трансгендер». Он называл их как «трансформерами», так и «трансформаторами», признаваясь, что не разбирается, что это значит.
«Послушайте, давайте дадим человеку вырасти, стать взрослым, а потом решить, кто он такой. Оставьте детей в покое! — объяснял Путин необходимость закона о защите детей от пропаганды ЛГБТ, который впоследствии распространят и на взрослых. — Сейчас ведь чего только нет! Вот я говорил тоже в этом интервью — шесть или пять полов напридумывали! Трансформеры, транс… Я не понимаю даже, что это такое! Ну дай бог здоровья всем».
Критика Запада при этом строится на теории о «родителе № 1» и «родителе № 2».
«Там просто родитель № 1 и родитель № 2. И гендеры там десятками измеряют. Что, какие там трансформаторы, я даже не понимаю, о чем они говорят. Но это совсем не наша культура, это совсем другой код какой-то», — убежден президент.
И вот в середине 2023 года у россиян вдобавок к «глубинным иммунным системам защиты» появился официальный закон, юридически запрещающий смену пола в стране. Законопроект внесли в Госдуму в мае. «За» проголосовали все 386 присутствующих депутатов.
Что говорили депутаты:
Спикер Госдумы, Вячеслав Володин: «В США, где пропагандируются эти новые псевдоценности, доля трансгендеров среди подростков уже в три раза больше, чем среди взрослого населения. Это результат пропаганды. Количество детей, получающих гормональную терапию, выросло за пять лет более чем в два раза. Накачивать ребятишек гормонами начинают уже с восьми лет. За пять лет, с 2017 по 2021 год, сделано более 2 тыс. операций по смене пола у детей в возрасте от 13 до 17 лет. Мы не хотим, чтобы это было в нашей стране. Дьявольская политика пускай проводится в США. Чудовищная тенденция! Это путь, ведущий к вырождению нации. Для нас это недопустимо».
Соавтор закона, депутат Татьяна Фролова: «На здоровых семьях, на здоровом воспитании детей должно строиться будущее страны, а не на европейских играх в демократию, которая давно переросла во всеобщую деградацию. <…> И первое, чем мы руководствовались при принятии данного решения, — это, конечно же, интересами детей, причем самых социально уязвимых — сирот. Мы просто обязаны позаботиться об их судьбе и минимизировать любые риски, которые так или иначе могут негативно влиять на развитие их личности, их здоровье. С этой же целью мы максимально осторожно подошли и к уже усыновленным детям. В данном случае законопроект не будет иметь обратной силы».
Депутат Виталий Милонов: «Бесконтрольный рост числа «трансгендеров», людей с двойной и даже множественной «гендерной идентичностью», наделенных правом произвольно определять свою половую принадлежность, повлечет за собой не только эрозию традиционных семейных ценностей, но и поставит под вопрос существование самого института брака как союза мужчины и женщины, создав угрозу демографической безопасности страны».
Мнения противников запрета смены пола
Сколько в России трансгендерных людей — неизвестно. Если опираться на мировую статистику, где ведут подобный подсчет, то в США трансгендеров: от 0,3% от общей популяции в консервативных штатах типа Алабамы и до 3% от общей популяции в Сан-Франциско. Такой перекос в статистике связан с тем, что в консервативных штатах большее количество людей стремится скрыть свой транс-статус, а также они мигрируют в другие штаты с более комфортным психологическим климатом.
Исполнительный директор Национальной психиатрической ассоциации России Любовь Виноградова рассказала, что большинство психиатров согласны с тем, что диссоциация между биологическим полом человека и его гендером — это психическое расстройство.
«Сегодня у нас действует МКБ-10, и по сегодняшним правилам это в любом случае психическое расстройство. И запрет на такого рода вмешательство — на смену пола, на гормональную терапию — это прямой отказ человеку в медицинской помощи, которая ему необходима», — подчеркнула она, назвав законопроект «человеконенавистническим».
По словам Виноградовой, многолетняя практика в России показала, что смена пола и гормональная терапия являются основным методом лечения людей с транссексуализмом. При этом она подчеркнула, что Минздрав не разработал порядок оказания помощи таким людям. Невозможность оказания такой помощи приведет к росту суицидов, считает специалист: «Это [грозит] и суицидами, и самоповреждениями, когда люди просто отрезают себе какие-то части тела, которые их не устраивают, и попадают после этого в больницу на скорой. Это также [может вызвать] рост депрессивных состояний».
С ней согласен и психолог Егор Бурцев. По его словам, внутри сообщества «возникла паника и ощущение конца нормальной жизни». Люди в такой ситуации «не откажутся от своей идентичности», а начнут искать способы подпольных полулегальных операций, будут покупать гормоны на подпольных рынках, что может сильно повредить здоровью, заявил специалист.
«Если у них не будет получаться, то увеличится количество проблем с ментальным здоровьем, возрастет риск суицидов, — продолжает Бурцев. — И сейчас многие уже заговорили о том, что в этой стране невозможно жить, получить помощь, и в других странах тоже невозможно, так как они граждане России, и значит, это конец». По его мнению, власти, принимая законопроект, не решают проблему трансгендерных людей, а «закрывают на нее глаза, но люди-то никуда не денутся, отменяй их или нет».
Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10) будет действовать в России до 2025 года. Таким образом, диагноз «транссексуализм» есть, а лечения — не будет, говорит психиатр-сексолог Олег Старостин.
«Переход — это помощь в обретении собственной идентичности. Это приводит к снижению риска развития депрессий и суицидов у этих лиц, их наркотизации и алкоголизации. То есть хорошо отработанная квалифицированная процедура дает возможность снизить нагрузку на официальное здравоохранение», — резюмировал он.
ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией