Президент Белоруссии Александр Лукашенко помиловал бывшего редактора Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, сообщило агентство БелТА. «Буквально только что я подписал все соответствующие документы о том, что я помилован. Это, конечно, просто прекрасная новость», — сказал Протасевич.
В начале мая суд приговорил его к восьми годам колонии. Он проходил в деле вместе с другими соавторами Telegram-канала Nexta: Степана Путило и Яна Рудика заочно приговорили к 20 и 19 годам колонии соответственно. Их также признали виновными по нескольким статьям УК РБ — за публичные призывы к захвату власти, акты терроризма, оскорбление президента и распространение «ложных сведений о Беларуси». Путило и Рудик находятся за пределами Белоруссии.
По данным следствия, Протасевич в мае–сентябре 2020 года был главным редактором Nexta и вместе с другими фигурантами руководил этим «экстремистским формированием». Период работы пришелся на президентские выборы в республике и массовые протесты, возникшие после того, как главой государства в шестой раз подряд стал Александр Лукашенко. В августе, после президентских выборов, число читателей Nexta за несколько дней выросло с 300 тыс. до 1,8 млн человек. Telegram-канал выступает одним из главных критиков государственной политики Лукашенко.
Протасевича задержали в мае 2021 года. Для этого власти Белоруссии принудительно посадили летевший из Афин в Вильнюс самолет Ryanair. После этого европейские авиакомпании перестали летать через Белоруссию. Вместе с Протасевичем также задержали его бывшую девушку, гражданку РФ Софью Сапегу — она получила шесть лет колонии. Позже суд постановил экстрадировать ее в Россию.
После задержания Протасевич раскаялся и пошел на сделку с белорусскими властями, давал показания против своих бывших соратников по оппозиции, в том числе против Светланы Тихановской, которую на Западе считают победителем выборов в 2020 году. Белорусская оппозиция считает, что эти заявления он, скорее всего, делал под давлением. Правозащитные организации признали Протасевича политическим заключенным.
В своем последнем слове 26 апреля Протасевич заявлял, что его «использовали». «Я был действительно молод, горяч и глуп, когда считал, что я вдруг возьму и смогу изменить что-либо в Беларуси. Тем не менее моим искренним желанием было изменить жизнь нашего народа и нашей страны к лучшему, но я серьезно ошибся, я выбрал неправильный путь», — сказал он на суде.