С 11 по 13 мая проходит XI Петербургский международный юридический форум, который существует как площадка для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ.
В частности, на Международной конференции Конституционного суда, традиционно открывающей Юридический форум, председатель Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин поднял вопрос о целесообразности сохранения 13-й статьи Конституции, которая запрещает государственную идеологию. Об этом сообщает «Ъ».
«В России всегда была важна национальная идея, национальная идеология. Если мы обратимся в прошлое, то мы найдем примеры, что еще до Октябрьской революции, которая установила идеологию коммунизма и социализма, в России уже существовала и национальная идея, и национальная идеология», — заявил Бастрыкин.
Речь идет, в частности, об идеологической триаде, которую в первой половине XIX сформулировал министр образования Сергей Уваров (самодержавие, православие народность). Глава СКР обратился к председателю Конституционного суда (КС) Валерию Зорькину с просьбой проанализировать проблему нацидеологии с точки зрения КС, потому что это «особенно важно с точки зрения подрастающего поколения».
Бастрыкин считает, что нацидея, по сути, уже сформулирована в указе президента о сохранении духовных ценностей. «Любовь к прошлому, милосердие, вера в Бога — это же все конституционные ценности».
В ответ на аргументы председателя СКР Валерий Зорькин отметил, что, несмотря на запрет в Конституции идеологии, в ней нет запретов на «саму идею — как некий движущий стимул».
«Вот возьмем первую статью Конституции, там говорится, что Российская Федерация является демократическим правовым федеративным государством. А в седьмой статье еще сказано, что социальное государство. Это идея? На мой взгляд — идея. Это идеология? Идеология. Я думаю, что иногда мы ищем не там, где эту идеологию можно найти. Думаю, что Конституция является той идеологией, которая позволяет соединиться гражданскому обществу на основе вот этого своеобразного договора, и то, что нас объединяет в рамках ценностей, которые заложены в Конституции», — отметил председатель КС.
Председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас тоже считает, что Конституция не отменяет главенствующую идеологию как таковую. Действующий запрет прежде всего подразумевает, что ни одна из политических партий не может навязать свою идеологию всем остальным в качестве обязательной, пояснил сенатор «Ъ».
Но Александр Бастрыкин не один задался вопросом о госидеологии — его союзником выступил министр юстиции Константин Чуйченко, который вернулся к вопросу о 13-й статье на сессии «Дети Донбасса». Он отметил, что введение запрета было отчасти обосновано тем, что он заменил шестую статью Констицию СССР (которая признавала КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества»).
«Понятно, что в принципе ни одна страна мира таких положений в своих Конституциях не имеет. Только Россия в свое время по совету наших так называемых партнеров взяла на себя эти повышенные обязательства», — считает Чуйченко.
Сейчас, по его словам, есть противоречие: существуют ценности, которые должны составлять государственную идеологию, они уже упомянуты в Конституции, но в ней же содержится запрет на государственную идеологию. «Это проблема, которую нужно решать», — подчеркнул глава Минюста.
Стоит при этом отметить, что ст. 13 Конституции относится к ее первой главе. Для внесения изменений в эту главу необходимо созывать Конституционное собрание, которое либо подтвердит неизменность Основного закона, либо разработает его новую версию и вынесет проект на всероссийский референдум.
Источник «Ъ», близкий к администрации президента (АП), утверждает, что там пока широко не обсуждались планы введения в стране государственной идеологии и изъятия соответствующего запрета из Конституции.
«Государственная идеология обязательна для всех. Это плохо. В АП против такого подхода. Но зато обсуждалось, что можно вводить не обязательную, но как бы принимаемую всеми идеологию», — пояснил собеседник издания.