— Никакая культура и никакое историческое наследие не обрекают свой народ на вечную отсталость, разворовывание ресурсов и власть коррупционеров. Лучшее доказательство — примеры авторитарных в прошлом стран: Филиппин, Южной Кореи, Монголии, Индонезии. Много было разговоров, что их путь обусловлен историей, традициями, скрепами, что это такая восточная ментальность, на которую нельзя наложить никакие западные стандарты — ни верховенство права, ни выборность, ни демократию. Оказалось, можно.
История демократизации показывает, что демократия — не только для богатых, белых, протестантов или жителей бывших римских провинций. Никакая общность людей не заслуживает того, чтобы их грабили и обманывали, никому такое не нравится. Все хотят открыто обсуждать то, что важно, решать общественно значимые вопросы совместно, иметь предсказуемые законы, гарантированную собственность и базовые свободы.
России радикальная смена общественной формации не грозит (или не светит — в зависимости от того, каковы ваши пожелания). Современные автократии научились адаптироваться. На микроуровне и на макроуровне происходят родственные процессы: все живут долго (ковид в расчет не берем). Современная медицина, высокий уровень санитарии и гигиены в состоянии поддерживать физическую оболочку человека до глубокой старости. То же самое происходит с современными автократиями: они отказались от большого террора, держат границы открытыми и поощряют отъезд нежелательных системе людей, а наиболее продвинутые даже используют инструменты кооптации, вовлекая в политический процесс оппозиционеров и потенциальных революционеров. Нам говорят — вот прекрасный новый мир почти без насилия, без массовых убийств и массовых репрессий. Это еще и мир долгого старения личности и социума.
И у человека, и у политического режима организм может годами оставаться почти неизменным, хотя голова уже мало что соображает. Это тяжелая ситуация. Тут никакого оптимистического решения или прогноза нет. Особенность информационных или электоральных автократий в том, что их редко кто свергает физически: собственные граждане массово не бунтуют, извне на них никто не покушается. Если раньше неэффективные режимы становились жертвами жадных соседей, то теперь почти все уже поняли, что кусок чужой территории — это не приобретение, а обременение, убыток, а не актив.
На зарю свободы мы в ближайшее время особенно не рассчитываем, но помним — ничто не бесконечно. Персоналистские автократии завязаны на свое главное физическое лицо. Как мы знаем из предыдущего опыта, это лицо может протянуть долго, но время не обманешь. Поэтому транзит власти все-таки происходит. Не всегда в такой радостной форме, как многим хотелось бы, что показывает пример Венесуэлы: один лидер умер, режим сохранился и преемник угробил страну окончательно. Данные по миграции за 2020 год, когда, казалось бы, все сидели взаперти и никто никуда не мигрировал, говорят, что чемпионом мира по выезду оказалась Венесуэла. Я думала, страну уже все покинули, но нет.
Для России, откуда, как известно, хоть три года скачи, никуда особенно не доскачешь, массовое бегство граждан пока неактуально. Несмотря на впечатление, что все друзья-знакомые куда-то уезжают, эмиграция количественно ничтожна по сравнению с основным нашим социальным движением: из малых городов в столицы субъектов федерации и мегаполисы. Так что сценарий длительного застоя исключить нельзя. Худо-бедно мы всем себя обеспечиваем, и нынешнее лежание на дне может продолжаться. Но это совершенно не снимает с тех, кто обладает интеллектуальным ресурсом, обязанности иметь план реформ, который можно запустить в дело, когда такая возможность представится.
Почему полезно иметь план действий?
Дело в том, что окна возможностей время от времени открываются, и в худшем положении оказывается тот, кто ждал этого, сидя под кроватью. Он понимает вдруг, что заря свободы настала, но не для него, а для кого-то другого. Потому что у него не было стратегии, исходящей из нее тактики, пошагового плана действий, расстрельных списков с адресами и телефонами (последнее опционально). Если вы не готовились, а только ждали, никакое развитие событий не развернет их в вашу пользу.
Опыт последних десятилетий учит: когда окно возможностей появляется, им нужно немедленно пользоваться. Открыла тебе судьба форточку, попытайся расширить ее до дверного проема.
В качестве примера можно привести недолгое правление Дмитрия Медведева. В заслугу ему мы можем поставить даже такие декоративные с виду реформы, как арест только с санкции суда, новый закон о полиции, открытость госорганов и некоторые изменения в УПК. Однако если представить себе такие возможности для изменений сейчас, на нынешнем уровне зрелости и опыта гражданского общества, становится понятно, насколько больше можно было бы сделать, если бы в 2007–2011 годах мы не были так благополучны, беспечны и заняты своими личными делами.
Для поступательного развития России необходима законодательная реформа. Когда наступит время, нам придется править Конституцию, которую испортили в 2020 году, переписывать закон о судебной системе, о статусе судей, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, закон об оперативно-розыскной деятельности, КоАП, избирательное законодательство.
Думать об этом нужно уже сейчас.
Авторизованная версия выступления Екатерины Шульман в программе «Приемный день»