Пока в отношении Белоруссии западными странами введена только одна мера — запрет на полеты в Минск и отказ принимать на своей территории рейсы белорусских авиакомпаний. Первым на инцидент отреагировало правительство Литвы — оно сразу же запретило местным аэропортам принимать и отправлять рейсы, маршруты которых проходят над территорией Белоруссии. К санкциям в отношении государственной авиакомпании «Белавиа» и других авиакомпаний присоединились также в США, Великобритании и странах Евросоюза (ЕС). В частности, это Германия, Швеция, Ирландия, Латвия, Франция, Литва, Польша, Чехия, Бельгия, Венгрия, Финляндия.
«Саммит поручает Совету ЕС принять необходимые меры для запрета белорусским перевозчикам полетов в воздушном пространстве Евросоюза и закрыть доступ в аэропорты [государств] ЕС для рейсов, которые осуществляются такими авиакомпаниями», — говорится в заявлении главы Евросовета Шарля Мишеля.
Как заявил Владимир Зеленский, Украина в ближайшее время также рассмотрит вопрос приостановки авиасообщения с Белоруссией.
Фото: РБК |
---|
Из-за прекращения полетов в воздушном пространстве Белоруссии пострадает госпредприятие «Белаэронавигация». До пандемии его диспетчеры обслуживали около 300 тыс. полетов в год. Последние годы этот показатель рос из-за желания авиакомпаний облетать восток Украины после трагедии с самолетом Malaysia Airlines, который сбили ракетой из системы ПВО «Бук М1» в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.
Все грузовые рейсы из Ближнего Востока в США пролегают через Белоруссию, из Европы в Китай — тоже, отметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. По его оценке, «Белаэронавигация» в последние годы до пандемии могла зарабатывать до 50–70 млн долларов ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиакомпаниям. По его оценке, в целом вклад авиационной отрасли в ВВП этой страны составляет 2-3%.
«Если «Белавиа» закроют полеты в Евросоюз и к этому запрету присоединится Украина, это будет сильный удар для бизнеса авиакомпании», — цитирует РБК гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого.
По его словам, перевозчику будет крайне сложно переориентироваться на другие направления, в том числе на Россию, из-за жестких межправительственных соглашений.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен перед началом саммита Евросоюза заявила, что рассматривается и введение санкций против бизнесменов и физлиц, причастных к посадке самолета Ryanair в Минске. Когда их введут, пока не ясно.
«Будет очень сильный ответ. Режим президента Белоруссии Александра Лукашенко должен понимать серьезность последствий. Мы обсудим разные варианты санкций, санкции против физических лиц, которые причастны к захвату самолета, а также против бизнеса и экономических структур, также рассматриваем санкции против авиационного сектора в Белоруссии», — сказала Урсула фон дер Ляйен.
Обсудить ситуацию западные страны собираются также в ИКАО, Совбезе ООН, ОБСЕ и на уровне G7.
Российские авиакомпании продолжили полеты через Белоруссию после инцидента и не собираются прекращать авиасообщение с этой страной. Отвечая на вопрос, обернется ли инцидент последствиями и для России, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал: «Кто-то требует санкции, кто-то говорит, что это соответствовало международным правилам и нормам. Мы бы сейчас не хотели участвовать в этой гонке наперегонки».
Он добавил, что Кремль не выходил на связь с белорусскими властями из-за ситуации с самолетом. «Кремль [этим] не занимается. Это вопрос консульского обслуживания российских граждан за рубежом, целиком и полностью является прерогативой МИДа», — подчеркнул Песков.
Свою позицию озвучила и представитель МИД России Мария Захарова. Она заявила, что считает задержание создателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, находившегося на борту принудительно посаженного в Минске лайнера ирландского лоукостера Ryanair, внутренним делом Белоруссии.
Также чиновница добавила, что действия Белоруссии по посадке авиарейса отвечали международным нормам. В то же время в российском МИД удивились слаженной реакции на инцидент со стороны Евросоюза, НАТО и международных организаций, которые потребовали освободить Протасевича и ввести санкции против Белоруссии. По словам Захаровой, на аналогичные действия правительств других стран, в том числе и в отношении белорусских и российских самолетов, реагировали иначе.
«Призываем наших западных партнеров воздержаться от применения двойных стандартов и принять меры к тому, чтобы трезво, без эмоций оценить ситуацию на основе всех имеющихся материалов во взаимодействии с белорусскими авиационными властями, демонстрирующими открытость и готовность к взаимодействию», — говорится в официальном обращении Захаровой.