Политик Светлана Тихановская 13 октября выпустила обращение. К тому моменту со дня выборов прошло два месяца — и все это время белорусы выходили на улицы в знак несогласия с их результатами. Тихановская объявила, что, если Александр Лукашенко не откажется от власти, 26 октября страна встанет.
«26 октября начнется национальная забастовка всех предприятий, блокировка всех дорог, обвал продаж в государственных магазинах», — говорится в канале Тихановской в Telegram.
Для тех, кто готов бастовать, белорусская оппозиция создала Фонд белорусской солидарности BYSOL — туда жертвуют деньги белорусы из других стран и те, кто поддерживает протестующих. Семьям репрессированных выдают продуктовые наборы, координируют забастовку в Центре помощи бастующим.
За пять дней до ультиматума Тихановская объявила гарантии, которые готова предоставить бастующим: в случае прихода к власти оппозиция аннулирует судимости и административные штрафы протестующим, восстановит их на рабочем месте без прерывания стажа и выслуги, предоставит финансовые амнистии тем, кого удерживали на работе выплатами по контрактам.
«Не приходите на работу и учебу с 26 октября — это тоже забастовка. Выходите на марши — это тоже забастовка. Закройте свои заведения и офисы — это тоже забастовка. Перестаньте пользоваться и сотрудничать с государственными услугами и сервисами — это тоже забастовка. Снимите все деньги со счетов банков — это тоже забастовка», — призывает Светлана Тихановская.
Как сообщает DW, забастовки планируют сотрудники Минского моторного завода, Минского тракторного завода, некоторые индивидуальные предприниматели. Издание отмечает, что сейчас у белорусов формально нет права на забастовку и готовящаяся акция будет акцией гражданского неповиновения. Причем самая большая надежда у оппозиции — на сотрудников госзаводов. По данным ЦПБ, забастовку готовы поддержать сотрудники 324 предприятий.
Пресс-секретарь Тихановской Анна Красулина заявила, что 26 октября не будет работать минское метро, малый и средний бизнес. Возможны перебои с интернетом. Медики продолжат ходить на работу.
При этом Александр Лукашенко ведет себя по-прежнему: он ездит смотреть на уборку картошки, встречается с российскими чиновниками и переживает о конкурентках. «Когда я сказал, что президентом у нас пока женщина быть не может, это не потому, что я [женщин] не уважаю. [Я не могу себе позволить] сегодня женщине загрузить эту страну с этой Конституцией, с этими проблемами…» — заметил он. «…Что такое работать президентом. Именно работать. Многие думают, что это, знаете, царская должность: сел и управляй, пальцем показывай. Ничего подобного, у нас вертеться надо».
Длительные протесты рабочих могут стать серьезным ударом по экономике Белоруссии, писала Русская служба BBC. На промышленность в стране приходится четверть ВВП, но от этой сферы зависят еще и крупные сопутствующие отрасли — в первую очередь логистика и транспорт. Любые проблемы в промышленности неизбежно отразятся на секторе услуг, на который приходится 49% ВВП. Промышленные предприятия приносят Беларуси 93% валютной выручки.
Критическими для страны станут протесты на «Беларуськалии». «Остановка любого промышленного гиганта может вызвать эффект домино. Если 26 октября остановится «Беларуськалий», вслед за ним, в течение нескольких часов, остановится «Гродно Азот». Его поддержат и жодинский БелАЗ, и минский МТЗ. Думаю, что я не преувеличиваю, утверждая, что это вызовет эффект ядерной бомбы», — говорит один из лидеров стачечного комитета ОАО «Беларуськалий» Дмитрий Куделевич. Он считает, что в случае остановки предприятий Александру Лукашенко придется оставить власть уже через неделю.
Не все политологи разделяют такой настрой. «Я не верю, что 25 октября будет обвальная забастовка», — говорит политолог Леонид Радзиховский в интервью изданию «Собеседник». И он же считает, что у Лукашенко два выхода: или продолжение жестких репрессий, или «чемодан, аэропорт, Москва».