После праймериз «Единой России» по довыборам в гордуму Екатеринбурга пятеро экс-кандидатов написали обращение на имя секретаря генсовета партии Андрея Турчака. В нем кандидаты заявили о «грубых нарушениях Устава партии, регламента проведения предварительного голосования — в целях влияния на результаты предварительного голосования в пользу конкретных кандидатов» — Антона Швалева и Виталия Чачина. Свое обращение экс-кандидаты направили в электронную приемную председателя «Единой России» Дмитрия Медведева.
Как рассказал 66.RU один из них, член Общественной палаты Екатеринбурга Александр Гавриленко, до 21 сентября процедура подготовки к праймериз шла своим чередом. «Но за пару дней до праймериз началась какая-то непонятная ситуация. В СМИ начали говорить, что должны победить бывшие справедливороссы. Пропустил это мимо ушей», — вспомнил он.
Вечером 22 сентября Гавриленко получил сообщение в WhatsApp от оргкомитета партии о том, что предварительное голосование перенесли на неопределенный срок. В партии объяснили это тем, что глава администрации Ленинского района Дмитрий Ноженко заразился коронавирусом и многие выборщики от Ленинского района (избирательный округ № 9) находятся в списке контактных. «Это совершенно не соответствует действительности, потому что все мероприятия последних недель перед голосованием проходили в формате видеоконференций. А значит, этот довод был несостоятельным», — считает Гавриленко.
Позже глава регионального исполкома «Единой России» Дмитрий Жуков сообщил бывшему кандидату, что регламент праймериз изменен, а вместе с ним и состав выборщиков — теперь в нем оказались не только представители ячейки Ленинского района, но и партийцы из регионального исполкома партии. В результате из 35 выборщиков от Ленинского района осталось только три человека. По новой версии документа, кандидаты уже не имели права ознакомиться со списком выборщиков, а голосование стало не тайным, а открытым. «Новый регламент никто из кандидатов не видел, на сайте партии он не размещался — сослались на технические проблемы на сайте. Просто правовая вакханалия!» — пожаловался Александр Гавриленко.
— Когда все факты сошлись воедино, у меня сложилось ощущение, что это спланированная и подготовленная кампания по заходу нужных кандидатов в гордуму. Я сказал: «Извините, я ухожу». И за мной встало еще четыре человека.
Гавриленко связывает спешные изменения регламента с тем, что кандидатуры Швалева и Чачина, которых в итоге выдвинули от партии на довыборы в гордуму, были согласованы в аппарате главы области. «Партия, наверное, приняла решение, которое было согласовано с главой региона. Я доподлинно этой информацией не обладаю, но то, что есть в СМИ и что я слышал от людей, которые понимают в политике, и от высокопоставленных членов «Единой России» в нашем регионе, — они говорили, что вопрос решен и кандидатуры объявлены заранее», — пояснил Гавриленко.
Он уверен, что если бы изначальный регламент праймериз был соблюден, то представители ячейки «Единой России» Ленинского района Екатеринбурга не проголосовали бы за кандидатуру его соперника Виталия Чачина. «Местные партийцы сказали: мы не будем голосовать за этих людей, бывших справедливороссов, которые еще два года назад поливали грязью «Единую Россию». А господин Чачин лично судился с покойной Еленой Дерягиной, место которой в гордуме он планирует занять. Люди посчитали это кощунством. И когда партия поняла, что есть такой огромный риск, все так и произошло», — считает Гавриленко.
Из приемной Медведева недовольным процедурой праймериз пришел ответ, в котором говорится: «Ваше обращение рассмотрено… Изложенная информация принята к сведению и доведена до соответствующих должностных лиц партии». Помимо Гавриленко, обращение на имя Турчака подписали Ольга Козлова, Александр Рябцев, Игорь Рубцов и Сергей Шамов.
После скандала на праймериз Александр Гавриленко планировал идти на довыборы в роли самовыдвиженца. Однако позже передумал, снял свою кандидатуру и решил сосредоточиться на общественной работе. «Уверен, что если бы я пошел на эти выборы, то в честной борьбе победил бы. Статистом в этой кампании быть не хочется. Решил не участвовать в заведомо проигрышной кампании, потому что административный ресурс, возможно, не позволит победить. Подумал, что даже если я выиграю довыборы, прессинг, который начался на самих праймериз, говорит о том, что работать в этой команде конструктивно вряд ли получится. Возникло желание в будущем поучаствовать в более масштабных политических проектах», — заключил экс-кандидат.
Получить комментарий главы регионального отделения «Единой России» Виктора Шептия не удалось — он не ответил на звонок 66.RU.
В пресс-службе свердловского отделения партии пояснили, что перенос даты праймериз с 22 на 25 сентября и изменения в регламент вызваны форс-мажорными обстоятельствами: «Подавляющая часть выборщиков от Ленинского района были контактными по COVID-19».
«Сначала планировалось, что кандидатов определят в двух разных помещениях два разных состава — по округу № 3 и округу № 9. В связи с тем, что выбыли почти все выборщики от Ленинского района, было принято решение проводить праймериз одним составом, но чтобы туда вошли представители со всех отделений Екатеринбурга», — рассказал 66.RU начальник отдела агитации и пропаганды свердловского отделения «Единой России» Максим Бестфатер.
Он подчеркнул, что даже после демарша Александра Гавриленко его кандидатуру не сняли с праймериз, он в итоге набрал пять голосов, «что далеко не самый плохой результат». «В чем плоха процедура открытого голосования в отличие от тайного? Это делалось как раз для того, чтобы повысить доверие к процедуре, чтобы не было упреков, что результаты подтасовали, потому что мы знали, что есть такие настроения», — добавил Бестфатер.
Представитель регионального отделения рассказал, что после обращения Гавриленко и других экс-кандидатов в генсовет «Единой России», в Екатеринбург приезжали с проверкой представители ЦИК партии из Москвы. «Замечаний не выявлено. Нам не было никаких указаний, чтобы провести праймериз заново — все прошло в рамках устава и регламента», — сообщил Бестфатер.
По поводу убеждений Гавриленко в том, что кандидатуру его соперника — Чачина — согласовал губернатор и именно с этим связаны изменения в регламенте, в «Единой России» заявили, что «у него уже есть сформировавшаяся позиция и переубедить его не представляется возможным».