Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Я либерально мыслящая православная»: кто сменил Владимира Мединского на посту министра культуры

22 января 2020, 16:17
39-летняя Ольга Любимова — журналист по образованию, экс-сотрудница информагентства РПЦ, автор фильмов о святом Сергии Радонежском и режиссере Никите Михалкове. С одной стороны, Любимову хвалят за чувство юмора и патриотизм, с другой — боятся ее ортодоксального прошлого. 66.RU собрал досье на преемницу Владимира Мединского.

Министр культуры Владимир Мединский, который восемь лет возглавлял ведомство, покинул пост. За время работы Мединского его пытались лишить степени из-за ненаучной диссертации, началось уголовное дело против режиссера Кирилла Серебренникова, РПЦ оскорблялась оперой «Тангейзер», а в российских кинотеатрах переносили премьеры западных картин, чтобы дать фору «отечественному производителю».

С 21 января министром культуры России стала Ольга Любимова, которая до этого руководила департаментом кинематографии Минкульта. И, кажется, теперь работа ведомства может измениться.

Ольга Борисовна Любимова родилась в семье театралов. Ее отец, Борис Любимов, работает ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина. Мать — актриса «Современника» Мария Шверубович, прадед — актер Василий Качалов.

Любимовой 39 лет, у нее два высших образования. Министр окончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). В детстве Ольга Любимова училась в православной гимназии, в юности в вере разочаровалась, но после вновь вернулась к религии. «Я либерально мыслящая православная», — цитирует министра «Русская служба BBC».

Карьера Любимовой началась с телевидения. Она снимала фильмы для Русской православной церкви и редактировала программы «Ортодокс», «Православный календарь», «Русский взгляд с Иваном Демидовым». Вероятно, во время съемок фильма о Никите Михалкове Ольга Любимова лично познакомилась с режиссером. По данным BBC, он и рекомендовал ее на пост.

К моменту вступления в должность министра у Ольги Любимовой сложился определенный образ. Вот чем она известна и с чем связаны опасения и «осторожные надежды» ее коллег.

Запрет фильмов и траты на провальное кино

С 2016 по 2018 год Любимова работала заместителем директора «Дирекции социальных и публицистических программ» Первого канала, а затем возглавила департамент кинематографии в Минкульте. Именно в этой должности Ольга Любимова отозвала прокатное удостоверение у картины «Смерть Сталина».

Британско-французский сатирический фильм режиссера Армандо Ианнуччи в Минкульте сочли порочащим российскую историю. Для этого министерство созвало совет из экспертов и общественников.

Еще один скандал — распределение бюджетных средств. Счетная палата проверяла, насколько эффективно расходуются казенные средства, которые Минкульт и Фонд кино выделяют на производство отечественных фильмов. Оказалось, часть денег кинематографисты выводят в офшоры, о чем в октябре 2019 года писал РБК.

«Я либерально мыслящая православная»: кто сменил Владимира Мединского на посту министра культуры
Фото: 66.RU

«Ведомости» уточняют, что именно Ольга Любимова, как руководитель департамента кинематографии, отвечала за распределение бюджетных денег на производство кинофильмов, за увеличение аудитории отечественных фильмов, определяла, какие кинофестивали получат господдержку. Она же вела работу с должниками.

В частности, Ольга Любимова взаимодействовала с режиссером фильма «Айка» Сергеем Дворцевым. В 2011 году он получил 28 млн рублей на съемки картины о киргизской мигрантке в Москве, которая решила бросить новорожденного ребенка. Дворцевой должен был сдать проект за три года, но не успел из-за малоснежных зим. Сейчас режиссер должен Минкульту больше 7,5 млн руб. «У меня сейчас стоит вопрос физического выживания. Я думаю, как мне дотянуть до следующей картины», — говорил он в интервью «СМИ».

Кроме того, Любимова была одним из сотрудников Минкульта, поддержавшим запрет для зрителей приходить на киносеансы со своей едой.

Достижения

«Новая газета» характеризует Ольгу Любимову как «молодого динамичного руководителя, одного из наиболее адекватных в Министерстве культуры». Она поддержала запуск ЕАИС — открытой автоматизированной электронной системы, которая показывает сборы, бюджет фильмов и что предпочитает зритель в России.

Одной из главных задач Любимова называла зарабатывание денег. Когда она начала руководить департаментом кинематографии, кассовые сборы российских фильмов достигли рекордных за последние пять лет 13,8 млрд руб., на сеансы отечественных кинокартин было продано 54,7 млн билетов. Рост сборов обеспечил фильм «Движение вверх», вышедший в прокат в 2017 году.

Ольга Любимова, министр культуры России (из интервью «СМИ»):

— У меня нет мечты — вот бы стать старейшим сотрудником Минкультуры и здесь просидеть всю свою жизнь. Зачем? Для меня самый главный интерес в том, что по большому счету министерство — это продюсерский центр с полутора тысячами проектов.

Во время работы в кинодепартаменте Ольга Любимова вела открытые питчинги — защиты проектов в Минкульте, посещала фестивали нового формата, например, смотр веб-сериалов Realist Web Fest в Нижнем Новгороде.

«То, как она общается, уровень образованности и общей культуры у меня вызвали позитивные впечатления. С чувством юмора у нее отлично — она умеет шутить, легко реагировать, разрядить атмосферу конфликта», — описывает нового министра директор департамента документальных фильмов Первого канала Светлана Колоскова.

Любимова призывала вернуть конкурс спецпроектов неигрового кино и высказывалась насчет Свердловской киностудии. «Нам нужно снимать в России. Да я молюсь просто, чтобы настал момент, когда все будут летать в Екатеринбург, на Свердловскую киностудию, и снимать свое кино в роскошных павильонах, которые при этом окажутся дешевле и привлекательней, чем павильоны Минска. Еще нам важно создать условия для системы рибейтов, когда регион будет помогать снимать продюсерам (и не только российским), потому что география в России невероятная и невероятная натура», — говорила она в интервью телеканалу «Вести».

«Эксперты говорят, что с ее именем в индустрии связывают осторожные надежды», — заключает «Новая».