Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Завод имени Владимира Путина. Почему президент России едет на главное предприятие Нижнего Тагила

6 марта 2018, 14:26
Это уже третий визит Владимира Путина на уральский завод. Вспоминаем, какую роль он сыграл в судьбе предприятия.

Сегодня президент Владимир Путин в третий раз посетит нижнетагильский «Уралвагонзавод». По сообщению пресс-службы Кремля, глава государства пообщается с рабочими и примет участие в VI Всероссийском форуме рабочей молодежи.

Президент начал участвовать в судьбе этого предприятия в 2008–2009 гг., выделив 25 млрд руб. субсидий. Ранее, в 90-е, у УВЗ возникли финансовые проблемы из-за падения производства вагонов и отказа российской армии закупать отечественные танки. Ситуацию в начале нулевых спас контракт на поставку военной техники в Индию, но так или иначе ему понадобилась господдержка.

В 2011 г. на УВЗ начались новые проблемы: российская армия отказалась от закупки танков Т-90. В 2012 г. компании, использующие вагоны УВЗ, стали продлевать сроки их эксплуатации на пять–семь лет без согласования с производителем, из-за чего спрос на продукцию упал. В целях спасения производства УВЗ создал собственную компанию-оператора «УВЗ-логистик» и стал поручителем по банковским кредитам для покупки этой компанией вагонов у себя самой. С того момента долги предприятия стали резко расти.

В то же время в июле 2011 г. Владимир Путин напомнил, как несколько лет назад власти поддержали УВЗ. «Можно, безусловно, говорить о достоинствах или недостатках ручного управления, но нельзя сидеть сложа руки, когда создается особая ситуация. Нельзя допускать банкротства, выбрасывать людей на улицу», — заявил тогда премьер-министр Путин на Межрегиональной конференции партии «Единая Россия». Тогда же он анонсировал комплексную программу модернизации «Уралвагонзавода» объемом около 55 млрд руб.

Владимир Путин:

Завод имени Владимира Путина. Почему президент России едет на главное предприятие Нижнего Тагила

— Для предприятия, трудового коллектива появилась четкая перспектива на будущее и, безусловно, как в свое время говорили, уверенность в завтрашнем дне. Ради этого и принимались все решения в период кризиса.

Скрепить взаимоотношения помогли выборы 2012 г. и начальник сборочного цеха Игорь Холманских. Незадолго до голосования он заявил, что готов разгонять оппозицию вместе с мужиками-рабочими, лишь бы Владимир Путин победил. В марте вновь избранный президент связался с УВЗ по телемосту.

Комментировать это видео будет излишним. Остается лишь напомнить, что вскоре Путин предложил Холманских стать полпредом в УрФО, и тот, конечно, не мог отказаться. Это произошло во время первого личного визита Путина на УВЗ, 10 мая 2012 г. Тогда по пути в регион президент пригласил начальника цеха в свой самолет. Назначение состоялось через несколько дней.

В 2014–2015 гг. в условиях падения курса рубля и роста ставок по кредитам долги «Уралвагонзавода» достигали уже 182 млрд руб. Владимиру Путину вновь пришлось его спасать. В ноябре 2015 г. он снова посетил предприятие — пообщался с сотрудниками и осмотрел танк и боевую машину пехоты, созданные на платформе «Армата».

В 2016 г. Минпромторг по поручению президента запретил операторам железнодорожных перевозок продлевать сроки службы вагонов. Таким образом новые заказы УВЗ были обеспечены. В конце года президент подписал указ о передаче 100% акций УВЗ корпорации «Ростех», поскольку работой предприятия был недоволен профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Как отмечают «Ведомости», менеджмент «Ростеха», который сменил команду предыдущего гендиректора УВЗ Олега Сиенко, действует по той же программе, утвержденной до 2025 г. При этом новое руководство «сократило накладные расходы», поэтому часть контрагентов компании из опасений стали работать с УВЗ по предоплате. Также есть риски того, что зарплаты сотрудников сократятся. В самой компании отмечают, что расценки упали из-за модернизации производства, все суды выиграны, а в апреле коллектив ждет индексация зарплат на 5,76%.

По мнению опрошенных изданием аналитиков, финансовые проблемы предприятия связаны с его гражданским производством: «Уралвагонзавод» зря надеялся на ужесточение регулирования рынка вагонов и опоздал с созданием инновационных вагонов. В то же время военное производство всегда было безубыточным.

Темы, которые Владимир Путин планирует обсуждать с рабочими УВЗ в ходе предстоящего визита, держатся в секрете. Однако исходя из текущей повестки, мы можем предположить, о чем президент и кандидат может пообщаться со своими избирателями.

  1. С учетом недавнего послания Федеральному Собранию, речь в котором по большей части шла о новейшем оружии, Владимир Путин на УВЗ может заявить, что ядерные установки, конечно, важны, но не стоит забывать и про танки.
  2. 5 марта на Съезде Союза транспортников в Москве президент поручил обновить российский транспорт. Грядущие контракты УВЗ на поставку новых вагонов — чем не повод для разговора?
  3. В феврале на форумах обсуждалось, как на УВЗ составляют списки сотрудников на случай военного времени — «кого в армию, а кого оставить на производстве». Возможно, среди рабочих найдется смельчак, который напрямую спросит Путина о вероятности войны.