В это воскресенье в Свердловской области состоятся выборы губернатора. Успех или неуспех политического мероприятия в Кремле будут оценивать по двум параметрам: явке и проценту голосов за кандидата от партии власти.
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман (после того, как сам фактически снялся с губернаторской гонки) призвал своих сторонников не ходить на выборы, поскольку реальной оппозиции врио губернатора не осталось и «не надо играть с наперсточниками». Такой же тактики будет придерживаться, например, штаб Алексея Навального в Екатеринбурге.
Другие екатеринбуржцы либеральных взглядов спорят с ними, считая, что таким образом они повышают результат Евгения Куйвашева, так как тот обязательно приведет на участки лояльный электорат.
Бывший депутат Государственной Думы, экс-участник губернаторской гонки, а также отец, который отправил свою дочь на выборы мэра Екатеринбурга в 2013 г., Антон Баков вспоминает свой опыт бойкота и делает неутешительный вывод о действенности таких методов. Пост опубликован на его страничке в Facebook:
— Дорогие друзья-бойкотеры, сочувствую вам всей душой! Проводил кампании-бойкоты из-за нерегистрации себя любимого в Курганской области в 1996-м, Буркова по Серовскому округу в Госдуму в 1999-м, «Союза правых сил» в 2007-м в ряд региональных Законодательных собраний. Провально, бесполезно и даже стыдно годы спустя.
Единственный предмет гордости за бойкот — пенсионная забастовка 2006 года в Свердловской области. Кстати, тогда мы сразу заявили, что не выдвигаемся и никого не поддерживаем. Результат был тоже провальный: явку натянули, порог явки отменили на федеральном уровне, наиграли рекордный результат «Партии пенсионеров», что потом подвело Евгения Артюха.
Но создали альтернативную повестку для федеральной и региональных кампаний 2006 (Пермь) и 2007 гг. Также раскрутили проблему отставания роста пенсий от ВВП, частично решенную властью в 2008-м.
Увы, уроки 1996, 1999, 2006 и 2007 годов начисто забыты.
В чем мессендж проекта-бойкота 2017? В выборе между письками уважаемых кандидатов? В отмене муниципального фильтра? Или все-таки в отмене права Кремля на недопуск нежелательных кандидатов? Не будет фильтра, останутся суды басманные. За что воюете? Нет позитивной повестки.
Ну и аргумент, что победитель не должен быть заранее известен, совсем не убедителен. Если жив Майкл Фелпс, другим пловцам не плавать? И соревнования запретить, и трансляции? В 90% соревнований побеждает заранее известный фаворит.
Это ж не лотерея? Хотя когда-то греки соревновались только на спортивных Олимпиадах. Тогда самая крутая афинянская демократия представляла собой именно соединение имущественного ценза и жеребьевки. Может, стоит обсудить это, а не оплакивать участь конкретных кандидатов. Один из которых побывал уже и в Госдуме, и в мэрии, но как-то не видно, чтобы в них что-то изменилось к лучшему.
Штабы Алексея Навального внесены Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму.