Впервые договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» был подписан в 1994 г. Подписи под соглашением поставили первый президент РФ Борис Ельцин и первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Чуть ранее, в мае 1992 г., после всенародного референдума татарские власти провозгласили статус республики как суверенного государства, а в ноябре того же года была принята Конституция Республики Татарстан. Многие положения этого документа шли вразрез со статьями Конституции РФ, принятой годом позже — 12 декаря 1993 г. Чтобы утрясти возникшие правовые колизии, и потребовался Договор о разграничении полномочий.
В 2004 г. председатель Государственного совета Татарстана Фарид Мухаметшин, говоря о важности документа, отмечал, что договор «снял напряжение в отношениях между Российской Федерацией и Республикой [Татарстан], став примером цивилизованного решения проблем государственного строительства».
Конечно, мнения экспертов по поводу документа расходятся.
Ирек Муртазин, политолог, журналист, политический активист (из интервью радио «Соль»):
— Все это разграничение полномочий, вся эта политическая трескотня была нужна всего лишь для того, чтобы устроить дымовую завесу для процесса, который можно назвать «первоначальное накопление капитала». Первый договор, в принципе, о: «Ребята, делайте что хотите, только оставайтесь в составе России, не подымайте бузу, нам второй Чечни, второй войны не надо».
Под «делайте что хотите», очевидно, понимаются права, которые получила республика в соответствии с договором:
- — самостоятельно осуществлять правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования;
- — решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами;
- — устанавливать систему государственных органов Республики Татарстан, порядок их организации и деятельности;
- — устанавливать и поддерживать отношения как с другими субъектами РФ, так и с иностранными государствами;
- — осуществлять помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан (такого права не было ни у одного другого субъекта РФ).
Эти положения практически без изменений действовали 13 лет. В 2007 г. Ментимер Шаймев подписал новый договор — уже с Владимиром Путиным. 24 июля 2007 г. соглашение, заключенное на 10 лет, вступило в силу.
Если первые два соглашения мало отличались друг от друга, то новый документ значительно сузил права республики. Однако Татарстану оставили право на совместное с Москвой решение вопросов, «связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями». Кроме того, в документе закреплялось право на вкладыши в паспорта на татарском языке и требование к кандидатам на пост главы республики владеть двумя языками — русским и татарским.
Каким бы номинальным ни был документ, стоит отметить, что Татарстан — единственный из субъектов, входящих в состав Российской Федерации, имеющий такой договор. И по сравнению с другими субъектами республика обладает несколько большими правами. В том числе — в возможностях распоряжаться ресурсами и привлекать инвесторов.
Рафаэль Хакимов, политик, один из участников разработки договора:
— Для республики это имидж, конечно, это политический капитал, что мы можем договариваться с Москвой. Никаких преференций (экономических, — прим. ред.) там нет. Но в политике бывает, что имидж иногда важнее, чем финансы, и большие проекты всегда требуют вмешательства политики. И мы пока самые первые с точки зрения инвестиционной привлекательности, а здесь политическая позиция Татарстана тоже играет роль
По данным статистики, Татарстан сегодня — один из наиболее динамично развивающихся регионов России — как в экономическом, так и в социальном плане. В 2016 г. республика заняла первое место в рейтинге социально-политической стабильности регионов России, составленном фондом «Петербургская политика». Более 50% промышленных товаров, произведенных в республике, идут на экспорт. Татарстан практически полностью обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства.
Фото: Алексей Никольский, ТАСС; politpuzzle.ru; gossov.tatarstan.ru; личная страница Натальи Штелле в «Фейсбуке»
Такие бы условия всем регионам :)