Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Непреодолимый барьер: что такое муниципальный фильтр и почему его боится кандидат в губернаторы Ройзман

18 апреля 2017, 17:35
Непреодолимый барьер: что такое муниципальный фильтр и почему его боится кандидат в губернаторы Ройзман
Фото: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области
В своей победе на губернаторских выборах мэр Екатеринбурга не сомневается, но чтобы победить, надо хотя бы в них поучаствовать. Большинство политологов сомневаются в возможностях Евгения Ройзмана. Чтобы дойти до выборов, у кандидата есть три варианта: невероятный, компромиссный и затратный.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман официально объявил о своем намерении идти на губернаторские выборы, чтобы «заступиться за город». Впрочем, говорить о том, что оппозиционный политик будет баллотироваться в губернаторы, — неправильно. Для начала ему придется преодолеть муниципальный фильтр. А это, как признается сам Ройзман, сделать практически невозможно.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

Непреодолимый барьер: что такое муниципальный фильтр и почему его боится кандидат в губернаторы Ройзман

— Иду в губернаторы Свердловской области. Выборы постараются сделать безальтернативными, и насколько я понимаю, попытаются всех сколько-нибудь значимых кандидатов не допустить. Я буду выдвигаться, и если удастся пройти муниципальный фильтр, который создан для того, чтобы его пройти было невозможно, я считаю, что я эти выборы выиграю.

Муниципальный фильтр ввели в 2012 г., когда после восьмилетнего перерыва в России снова начали проходить прямые губернаторские выборы. Проще говоря, это процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципалитетов в поддержку кандидатов. В Свердловской области количество подписей составляет 7,9%. То есть при действующей редакции закона кандидат в губернаторы должен будет собрать не меньше 126 подписей депутатов и глав не менее чем в 71 муниципалитете, чтобы баллотироваться на выборах.

По данным Свердловского облизбиркома, сейчас в думах различного уровня 1547 депутатов. Из них у «Единой России» 948 депутатов, у «Справедливой России» — 88, у КПРФ — 71, у ЛДПР — 35, у «Российской партии пенсионеров за справедливость» — 10, остальные — самовыдвиженцы.

Очевидно, что пройти муниципальный фильтр в этих условиях могут только три категории кандидатов.

Во-первых, человек от «Единой России». Это врио губернатора Свердловской области. Вряд ли у Евгения Ройзмана возникнет такая причудливая идея, как баллотироваться в качестве кандидата от партии власти.

Во-вторых, кандидат от системной оппозиции. Таким кандидатом может стать глава свердловского отделения «Справедливой России» Александр Бурков. По мнению лидера эсеров Сергея Миронова, если КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» выдвинут единого кандидата и будут собирать подписи своих муниципальных депутатов, во всех регионах подписей хватает. Впрочем, сам Бурков о желании принять участие в выборах не заявил. Но если он станет единым кандидатом, то шансы пройти муниципальный фильтр у него будут.

За снижение и отмену муниципального фильтра на всех уровнях власти выступают депутаты от «Справедливой России» и КПРФ. В этом году коммунисты и эсеры предлагали снизить планку хотя бы до 5%. В Заксобрании инициативу не поддержали. В «Единой России» пояснили, почему такие жесткие ограничения нужны.

Виктор Шептий, секретарь свердловского отделения «Единой России»:

Непреодолимый барьер: что такое муниципальный фильтр и почему его боится кандидат в губернаторы Ройзман

— Если человек, который пошел на выборы губернатора Свердловской области, не может собрать 126 подписей из 1600, может, ему и не стоит выходить на выборы? У нас выборов губернатора не было 14 лет, надо серьезно к ним подходить.

В-третьих, независимый кандидат. У такого кандидата есть один-единственный выход: используя личные связи, ходить и собирать подписи в муниципалитетах. На таких договоренностях теоретически и может выехать Евгений Ройзман.

Надо понимать, что в сборе подписей есть и чисто технические проблемы, например — сложность сбора подписей в летнее время, когда нужного депутата просто нет на месте. В результате расходы на прохождение муниципального фильтра могут оказаться сопоставимы с расходами на агитационную фазу избирательной кампании.

Многие политологи сходятся во мнении, что пройти муниципальный фильтр Евгений Ройзман не сможет: либо ему не даст Кремль, либо он просто не договорится с нужным количеством депутатов.

Алексей Швайгерт, политолог:

Непреодолимый барьер: что такое муниципальный фильтр и почему его боится кандидат в губернаторы Ройзман

— Для победы нужна неформальная поддержка Кремля или близких к нему групп влияния плюс серьезные средства для проведения тотальной избирательной кампании и противодействия административному ресурсу. То же прохождение муниципального фильтра возможно только по прямому указанию Москвы — Куйвашев никогда не решится добровольно допустить мэра Екатеринбурга до выборов. Так что пока это игра со многими неизвестными.

С другой стороны, заявлять, что шансов у Евгения Ройзмана стать кандидатом в губернаторы Свердловской области нет, нельзя. Муниципальный фильтр позволяет допустить до финального этапа исключительно нужных людей. Но в таком случае легитимность Евгения Куйвашева будет сомнительной, а сами выборы — дискредитированы. Нужно ли это нынешней власти, да еще и в преддверии президентских выборов 2018 г.? Так что шансы у Евгения Ройзмана все-таки есть.

Фото: архив 66.ru