Сегодня главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев последний день работает в этой должности. А вчера в Ельцин-центре завершила работу «Школа главного архитектора 2.0» — его собственное детище, где на дискуссионных площадках встречаются и создают новые проекты девелоперы и молодые архитекторы.
Первая «Школа» проходила в августе прошлого года. На 9-дневном воркшопе студенты давали предложения по проектам микрорайона «Солнечный» и нескольким другим территориям. В этот раз объектами проектирования стали креативный кластер на месте завода имени Воровского (Prinzip), общественные пространства и последняя очередь микрорайона «Мичуринский» (ЛСР), модульные системы организации дворов в районе «Екатеринбург-Экспо» («Синара-Девелопмент») и общественные зоны на берегу Исети, в районе Уктуса Левобережного («Атомстройкомплекс»).
История с заменой Тимура Абдуллаева на посту главного архитектора Екатеринбурга на основателя «Архитектурной мастерской Молокова» Андрея Молокова началась, когда подготовка к «Школе главного архитектора» была в самом разгаре. В городской администрации согласились с тем, что это мероприятие Абдуллаев должен провести в своем настоящем статусе. Вчера оно закончилось. И сегодня он работает чиновником последний день.
В интервью Порталу 66.ru Тимур Абдуллаев рассказал, продолжит ли он заниматься этим проектом и должна ли «Школа главного архитектора» претерпеть какие-то изменения в связи со сменой его статуса.
— За полгода своего существования «Школа главного архитектора» очень сильно выросла. Если в августе в ней участвовало порядка 400 человек, то в этом году мы собрали более 700 заявок. Причем стремительно расширяется география: только очно в этот раз у нас участвовали студенты из 11 городов России, а в предварительном отборе участвовали претенденты более чем из 40 городов. И задачи, которые решались в этот раз, были гораздо более масштабными и серьезными. Более того — у нас уже есть заявки из других городов с просьбой провести у них такое же мероприятие.
— Выходит, «Школа главного архитектора» не закрывается после того, как ты перестаешь быть главным архитектором?
— Ее смысл не в том, что ее ведет главный архитектор. Главный архитектор — это специалист с достаточным уровнем компетенции, позволяющим комплексно видеть развитие города не просто как материальной среды, а как совокупности социальных, экономических и культурных процессов, потому что в центре всего всегда стоит человек. И в «Школе главного архитектора» мы, по сути, учим ребят всегда думать о главном — о людях.
— Я все-таки уточню: «Школа главного архитектора 3.0» состоится?
— Обязательно!
— Сегодня твой последний день работы в городской администрации. В этой связи как будет называться следующая «Школа главного архитектора»?
— Да, сегодня я официально оставляю работу в администрации города. Но я не считаю, что эта история как-то неразрывно связана с моей деятельностью в качестве главного архитектора Екатеринбурга. Этот проект должен продолжаться хотя бы потому, что он действительно представляет собой ценность и пользу для развития города в целом. И это зависит не от моей должности.
Проект, безусловно, будет продолжен, поскольку к нему есть большой интерес как со стороны профессионального архитектурного сообщества, так и со стороны девелоперов. И многие компании, я думаю, имеют интерес продолжать. Я, соответственно, также буду участвовать в этом проекте — не в качестве главного архитектора конкретного города, а в качестве главного архитектора «Школы главного архитектора» (смеется).
— А предполагается ли участие в проекте нового главного архитектора и вообще городской администрации?
— Мы открыты для любого сотрудничества. Дело в том, что этот проект никогда не был проектом администрации города Екатеринбурга, она никогда не поддерживала его официально, хотя я считаю, что это не правильно. Действительно, можно говорить, что в каком-то смысле это было моей частной инициативой, которую я пытался реализовать потому, что считаю ее правильной и нужной городу.
— Я помню твои первые выступления два года назад на посту главного архитектора Екатеринбурга. Ты говорил, что профессию и статус архитектора необходимо популяризировать, придавать ему вес…
— Естественно, это один из инструментов, который позволяет привлечь внимание к тому, что подход к архитектурному проектированию, определение статуса и роли архитектора в обществе должны быть несколько иными, если мы хотим получать то качество среды, в котором мы действительно хотим жить. Эта популяризация очень важна. И важен любой инструмент такого вовлечения. Чтобы это все происходило не через точки конфронта, а как у нас — живой, добрый разговор, в котором участвуют все субъекты этого процесса.
— А что после твоего ухода будет с системой паспортизации фасадов?
— Я надеюсь, что те многие начинания, которые были сделаны в том числе при моем непосредственном участии, продолжат жить, поскольку это безусловно вещи важные и нужные для города. Безотносительно персоналии главного архитектора. Это просто те средства, которые позволят городу развиваться в правильном направлении, становиться более цивилизованным, более культурным, более архитектурно привлекательным. И от этого в конечном счете выигрывают все.
— Это сейчас звучит как твое пожелание городской администрации. А каков твой прогноз: будет ли это реализовываться?
— Я не сторонник прогнозов подобного рода. Я считаю, что у администрации есть все предпосылки к тому, чтобы все эти правильные вещи — в том числе и стратегию пространственного развития, и то, что утверждалось по архитектурному облику объектов, — продолжить реализовывать и дальше. Ведь это делается силами не одного-единственного человека. За то время, пока я был на должности главного архитектора, на работу пришло довольно много молодых, заинтересованных, замотивированных ребят, которые разделяют эти взгляды, помогают в этой работе. Так что я полагаю, что как раз здесь должна быть преемственность.
— Почему ты уходишь?
— Ну начинается… (Смеется.) Можно, я не буду это комментировать?
Фотографии: архив Портала 66.ru