Бывший мэр Екатеринбурга, в начале нулевых разработавший план присоединения к столице региона всех ее городов-спутников, объясняет, почему «мягкий вариант» воплощения этого плана денег и величия никому особенно не добавит.
Писать про Большой Екатеринбург, не спросив мнения Аркадия Чернецкого, конечно, нельзя. Проект объединения главного города Свердловской области с его спутниками внесли в стратегический план развития муниципалитета именно при Чернецком — в 2001–2003 годах. Внесли и отложили на потом. «Потому что в тот момент на то не было воли главы региона, более того — он этой идее активно сопротивлялся, — поясняет сам Аркадий Чернецкий и добавляет: — Но я понимал, что люди приходят и уходят, а проект все равно будет востребован».
И проект действительно оказался востребован. Сейчас его реализует губернатор Евгений Куйвашев. Но не совсем в том виде, в котором его разрабатывала команда Чернецкого. И экс-мэр об этом говорит, никого напрямую ни в чем не обвиняя, но настаивая на том, что без административного слияния городов «максимального эффекта не достичь»:
|
---|
— Нужно исходить из двух тезисов. Во всяком случае для меня именно они принципиально важны. Во-первых, любая координация между Екатеринбургом и его городами-спутниками лучше, чем полное отсутствие координации. Во-вторых, максимально эффективным развитие городов может быть только в условиях их полного объединения, в том числе — административного.
— Но от административного объединения Екатеринбурга с городами-спутниками отказались. Или отложили на потом? Как вам кажется?
— Я не знаю. Я не экстрасенс, чужие мысли читать не умею. Потому, когда говорят, что городам надо готовить совместные планы своего развития, объединяться на уровне агломерации, начинает работать первый мой тезис. Но тут же наступает отрезвление по поводу возможности достижения максимального эффекта. Смотри тезис второй, что называется. В этих условиях максимальный эффект невозможен.
Нужно идти дальше. Все будет зависеть от того, есть на это политическая воля или нет. Я ответа на этот вопрос не знаю. Но вполне возможно, что это такой тактический маневр: давайте не сразу административно города объединять, а поэтапно, начнем с агломерации, потом уже перейдем на следующий уровень. Такое, конечно, возможно. Если руководству области удобно таким образом работать, это их дело и их решение.
Но я скажу, что губернатор, который реализует настоящий Большой Екатеринбург, совершенно точно впишет свое имя в историю области. Конечно, если его поддержат жители городов. Это проект, у которого нет минусов. Понимаете? Одни только плюсы.
— Даже если речь идет всего лишь о едином генплане развития самостоятельных муниципалитетов?
— Вот у нас в Совете Федерации не так давно презентовали Новосибирскую агломерацию. Они 70% населения области подгребли под это дело и по территории — чуть ли не половину. Так вот, когда они говорят об агломерации, о межмуниципальных соглашениях, я их понимаю. Потому что здесь мы видим отдельно стоящие муниципальные образования, которые все-таки пытаются скомпоновать нечто единое, чтобы решать какие-то общие задачи. Нет вопросов.
Но когда говорят об агломерации территорий, по факту уже сросшихся друг с другом и представляющих единый город, я считаю, что это просто неиспользование реально существующих шансов на повышение экономической и социальной эффективности единого муниципального образования.
— В администрации губернатора говорят, что сейчас вас привлекают к работе по созданию Большого Екатеринбурга…
— На данном этапе никто меня не привлекает. Я понимаю, что сейчас я, к сожалению, слишком занят в Москве. Там столько работы, что я всё реже бываю в Екатеринбурге. Тем не менее я никогда не отказывался от участия в этой работе.
— Вас тем временем называют парламентарием, переговорщиком в плане выстраивания отношений между командой губернатора и администрацией Екатеринбурга. Вы бы могли такую роль исполнить? Спрашиваю потому, что представителей мэрии тоже до сих пор не пригласили за стол переговоров, не привлекли к работе по созданию Большого Екатеринбурга.
— Я понимаю интересы города Екатеринбурга, я понимаю интересы области. Я в состоянии их соотнести с государственными интересами. Наверное, этого достаточно, чтобы выступить в той роли, о которой вы говорите.
— При этом, прямо скажем, область и город находятся в состоянии конфликта, связанного прежде всего с отъемом у екатеринбургской команды полномочий. В том числе — градостроительных.
— Я думаю, что эти вопросы в определенной степени переплетаются. Схема распределения полномочий между субъектом Федерации и городом будет зависеть от той модели создания Большого Екатеринбурга, которая будет выбрана. От этого вообще очень много зависит: система организации власти, территориальное деление. Это вопрос стратегический! Возможно, придется уйти от существующей сейчас районной сетки Екатеринбурга.
Давайте пофантазируем: к Екатеринбургу административно присоединяются новые муниципальные образования. Сразу, автоматически сделать их районами города невозможно. Хотя бы потому что их население — 60–70 тыс. человек. А у нас самый маленький район — 150 тыс. То есть уже сейчас должен быть сформулирован стратегический план, создана «дорожная карта» его реализации. В этой «дорожной карте» должны быть отражены все необходимые организационно-правовые этапы, все идеологические, пропагандистские шаги.
В этом документе должна быть раскрыта перспектива: каким образом сегодня жители этих территорий должны почувствовать не абстрактный экономический эффект, а совершенно конкретные позитивные изменения сегодняшнего дня. Должны быть прописаны и гарантии, которые минимизировали бы риски от такого объединения. Условно говоря, Верхней Пышме в случае ее слияния с общим городом необходимо гарантировать сохранение ее собственных налоговых доходов на какой-то адаптационный период. Плюс область должна инвестировать в этот проект за счет собственного ресурса. И гарантом всего этого обязан выступить губернатор. Вот тогда населению будет понятно, для чего все это делается.
|
---|
Большой Екатеринбург Аркадия Чернецкого |
— Выходит, что «дорожная карта» межмуниципальной агломерации и «дорожная карта» создания единого муниципалитета — это два принципиально разных документа.
— Тем не менее они могут быть составными частями одного плана — как разные этапы его реализации. Но давайте называть вещи своими именами: разбить план на два этапа — значит потерять темп. Вот и всё! Можно так делать. Но лучше видеть перспективу сразу. И тогда возможна оптимизация шагов: каждый из них будет продуман в соответствии с предыдущим.
— Кто хозяин процесса? Как должны быть распределены голоса и полномочия между муниципалитетами и региональной властью?
— Инициатива целиком и полностью должна исходить от областной власти — на основе волеизъявления граждан.
— И она же должна решить, как города будут вместе жить, она же должна улаживать все конфликты между муниципалитетами. Верно?
— Да не должно быть никаких конфликтов! У нас же нет сегодня конфликтов между районами Екатеринбурга. Значит, надо достичь такой же глубины слияния с городами-спутниками. Я серьезно не понимаю, чем березовчанин, который живет в десяти километрах от центра Екатеринбурга, принципиально отличается от жителя Химмаша, чей дом стоит в пятнадцати километрах. Но березовчанин — гражданин другого города. Формально. И это формальное отличие несет в себе очень большие проблемы: и с точки зрения развития инфраструктуры, и с точки зрения качества жизни.
В Большом Екатеринбурге не должно быть ни администрации Екатеринбурга, ни администрации Берёзовского, ни администрации Пышмы. Должна быть администрация Большого Екатеринбурга. Большая ошибка, которую мы допускаем сейчас и которую допускали пять лет назад, состоит в том, что этот проект мы пытаемся примерить на конкретных людей. Тогда примеряли на Чернецкого. Теперь примеряем на Якоба.
Люди пришли — отработали — ушли. Мы должны строить систему. Новые управленцы, которые займут наши места, должны воспринимать не отдельно взятые старый Екатеринбург и Екатеринбург Большой. Они должны видеть единый город. Расширение административных границ должно стереть эти различия.
В переходный период создания этого нового города возможно более активное участие администрации области. Если «дорожная карта» будет создана, если в ней будет видна конечная цель, вполне возможна реализация политических задач. В том числе проведение выборов по общему муниципальному образованию. Я не знаю, как нынешние руководители, но я лично для реализации проекта «Большой Екатеринбург», не глядя, не рассуждая ни секунды, заявил бы: «Готов уйти со своей должности, если моя фигура кого-то пугает, мешает работе».
— Так вы и ушли.
— Ушел. Но это связано было не только с Большим Екатеринбургом. Там и другие проблемы были. Надо было соответствовать федеральным политическим трендам по изменению системы муниципальной власти. Но да, я ушел. Это факт. И я очень сомневаюсь, что сейчас в администрации Екатеринбурга кто-то сильно держится за свои кресла. Ради хорошей идеи, я думаю, ни одному главе ни одного города не жалко будет отказаться от своей должности.
— Итого: Большой Екатеринбург будет?
— В том, что он будет, я не сомневаюсь. Весь вопрос в том, когда. Эдуард Россель не мог эту идею реализовать. Потому что не хотел. Евгений Куйвашев может. У него, как мне кажется, нет сложившейся аллергии на этот процесс. А все конфликты и разночтения могут быть решены: и кадровый состав администрации Большого Екатеринбурга, и его административное деление, и меры поддержки, и амбиции мэров. Это всё можно уладить.
Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru