Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вадим Дубичев: «Губернатор строит Большой Екатеринбург. А конфликт с городом — это сезонный процесс»

30 октября 2015, 14:30
Вадим Дубичев: «Губернатор строит Большой Екатеринбург. А конфликт с городом — это сезонный процесс»
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Следите за логикой: первый замглавы администрации губернатора объясняет, как стародавний проект объединения Екатеринбурга и его спутников связан с процессом отъема у мэрии полномочий и денег.

Вадим Дубичев с 2010 года рассказывает о плюсах Большого Екатеринбурга, популярно обосновывает необходимость и неотвратимость слияния столицы региона с городами-спутниками. Он был уверен в том, что проект состоится, когда его пытался продвигать губернатор Александр Мишарин. Он уверен в этом и сейчас, несмотря на то что у предыдущего главы области «загнать города плетью в стойло Большого Екатеринбурга» не вышло.

Евгений Куйвашев, считает г-н Дубичев, учел все ошибки прошлого, потому и согласился на мягкий вариант слияния, да к тому же, заранее обговорил с мэрами городов сценарий строительства агломерации. Со всеми, кроме самого Екатеринбурга, вокруг которого как бы и должны объединяться муниципалитеты. Но, выходит, что не вокруг него. В новой концепции хозяин процесса — областная власть, а вовсе не мэрия самого большого и богатого города будущего союза муниципалитетов.
О том, почему и как губернатор менял концепцию, Вадим Дубичев рассказал в интервью Порталу 66.ru:

Вадим Дубичев: «Губернатор строит Большой Екатеринбург. А конфликт с городом — это сезонный процесс»

— Интеграция Екатеринбурга с другими муниципалитетами уже идет. Это естественный процесс. Но сейчас он проистекает хаотично, бессистемно. Большой Екатеринбург — это проект, к которому неизбежно приходит любой губернатор. Александр Мишарин им занимался. Евгений Куйвашев занимается. Это естественно.

Я напомню, что идею оформить Большой Екатеринбург, придать осмысленности совместному развитию городов Аркадий Михайлович Чернецкий высказал еще в 2003–2004 годах. Тогда именно муниципальные руководители городов-спутников, которые, по идее, должны быть заинтересованы в объединении, публично выступили резко против него. Они даже инициировали псевдонародные выступления, заказной характер которых был очевиден для всех.

Евгений Куйвашев подошел к вопросу с учетом ошибок, преград, с которыми Большой Екатеринбург уже столкнулся. Сейчас развернута достаточно широкая дискуссия в экспертной среде. Она нужна, чтобы выявить актуальность этой темы, существующих точек зрения в различных группах: бизнеса, гражданского общества, муниципального управления. Мы анализировали и в определенном смысле направляли это экспертное обсуждение, задавая темы и собирая информацию, обратную связь, анализируя ее. Затем губернатор провел, как он и обещал, совещание с главами четырех городов-спутников. Я присутствовал на этой встрече. Могу подтвердить, что никакого сценария у этого совещания не было. Заданности позиций глав тоже не было. Губернатору нужно было услышать объективную, искреннюю позицию по этому вопросу. Потому что без поддержки глав городов-спутников реализация проекта невозможна.

Вадим Дубичев: «Губернатор строит Большой Екатеринбург. А конфликт с городом — это сезонный процесс»

«Я вам открою секрет: губернатор пришел на совещание с папкой, в которой лежало распоряжение о создании экспертной группы Большого Екатеринбурга. По итогам он должен был эту бумагу подписать. Но не сделал этого»

— Но при этом он почему-то не стал выслушивать позицию Екатеринбурга. Чиновников мэрии на это совещание не позвали.
— Я вам как раз и пытаюсь объяснить, почему. Надо было сначала поговорить с городами-спутниками, исходя из опыта прошлых ошибок. Я вам открою секрет: губернатор пришел на эту встречу с папкой, в которой лежало распоряжение о создании экспертной группы Большого Екатеринбурга. По итогам совещания он должен был эту бумагу подписать. Но не сделал этого. Потому что сначала необходимо выслушать точки зрения всех участников процесса.

На совещании с главами спутников было решено, что план создания Большого Екатеринбурга как единого муниципалитета мы оставляем как неприемлемый. И идем по пути агломерации, которая будет осуществляться путем межмуниципальных соглашений с участием государственной власти региона по тем приоритетным направлениям, которые признаны главными. Речь идет о совместном развитии транспортной, энергетической инфраструктуры, застройки и так далее.

В итоге документ о создании экспертной группы, как я сказал, подписан не был. Потому что Евгений Владимирович решил расширить состав этого органа и попросил муниципалитеты самостоятельно заявить своих представителей в эту группу. Там обязательно должны быть главные архитекторы городов, люди, отвечающие за ЖКХ, за энергетику, за дороги, специалисты в этих сферах. Когда экспертная группа будет сформирована, она приступит к разработке «дорожной карты» Большого Екатеринбурга.

— И все-таки когда к процессу обсуждения подключат представителей Екатеринбурга?
— Косвенно позиция Екатеринбурга уже учитывается. В основу проекта, как я уже сказал, легли предложения, высказанные еще мэром Аркадием Чернецким. Теперь, уже в статусе сенатора, он продолжает участвовать в процессе. Евгений Куйвашев с ним регулярно встречается.

Конечно, план Чернецкого надо актуализировать. И конечно, теперь, когда все политические вопросы с городами-спутниками решены, к участию в экспертных группах будут привлекать представителей Екатеринбурга.

— Каков план? С чего начнется строительство Большого Екатеринбурга?
— Губернатор уже озвучил первый шаг: формирование единого градостроительного плана, который по большому счету будет представлять собой соединение существующих либо дорабатываемых сейчас генеральных планов развития Екатеринбурга и его спутников. Их надо увязать друг с другом, состыковать. А то сейчас они написаны и реализуются исходя из внутренней логики каждого муниципалитета, без единого вектора.

— Кто напишет этот план?
— Понятно, что эту работу, скорее всего, поручат министерству строительства. Скорее всего, именно оно будет курировать процесс. С 1 января областной структуре будет проще этим заниматься, потому что вступит в силу закон о перераспределении градостроительных полномочий с муниципального уровня Екатеринбурга на органы госвласти региона. Это решение как раз было принято в логике реализации проекта «Большой Екатеринбург». При этом надо учитывать, что градостроительную политику регион у города забрал не в полном объеме. И работа будет все равно совместной.

Ну, соответственно, дальше будут определены приоритеты и ключевые направления, на которые будут направляться средства муниципалитетов и областной казны. Можно предположить сейчас, что это будет тот перечень приоритетов, которые я уже упомянул: застройка, энергетические системы, водопользование, дорожная сеть. Наверняка что-то появится еще. Сейчас уже эксперты высказывают предложения внести в проект вопросы экологии, развития парковых систем, зеленых насаждений и так далее. Но это тоже, в общем-то, вопросы, относящиеся к планированию, вопросы землепользования. Они тоже учитываются в градостроительной политике.

— Откуда возьмутся деньги на реализацию совместных планов? В концепции Аркадия Чернецкого ответ на этот вопрос был очевиден. Его план был ориентирован на инвестиции из федерального бюджета. Для Москвы один большой город приоритетнее, важнее нескольких мелких городов. И шансы получить оттуда денег больше, чем сейчас, возрастают. Но в концепции агломерации никакого большого, единого муниципалитета нет. А значит, нет и новых инвестиций. Всё остается как было.
— Нет. Вы ведь правильно отметили: чем крупнее проект, тем больше у него возможностей для привлечения инвестиций. В том числе — частных. В принципе, это уже сейчас происходит. Мы с вами знаем примеры межмуниципального частно-государственного партнерства. Я говорю о Верхней Пышме: о совместном строительстве дороги между этим спутником и Екатеринбургом, о так называемом наземном метро. Это живые примеры того, как будет развиваться Большой Екатеринбург. В условиях понятного проекта с четким градостроительным планом инвестору будет проще. И таких примеров будет больше.

В частности, за счет этого можно будет решить проблему транспортного сообщения между Екатеринбургом и Берёзовским. Губенатор не раз обращал на нее внимание. Эта зона активно застраивается. Технопарк возводят вокруг Шарташа. Новый кампус УрФУ там же будет размещен. А транспортная сеть такая, что даже с текущими потребностями она справиться не может. Ни Екатеринбург, ни Берёзовский самостоятельно, в одиночку эту проблему решить не могут. Это можно сделать только на опоре межмуниципальных соглашений и имея единый градостроительный план, когда можно реализовать все эти вопросы осмысленно, с эффективным использованием средств, не напрягая инвесторов.

Вадим Дубичев: «Губернатор строит Большой Екатеринбург. А конфликт с городом — это сезонный процесс»

«Столица региона не меньше, а, может быть, даже больше остальных заинтересована в реализации Большого Екатеринбурга. Поэтому, собственно говоря, в начале 2000-х именно Екатеринбург был застрельщиком проекта. Для него это дополнительные возможности для застройки, развития рекреации, производств. Это экономика, это деньги».

— А как же федеральный бюджет? Ведь вы сейчас говорите о дорожном строительстве. Вряд ли частные инвесторы понесут деньги в этот проект.
— Я говорю об инвестициях вообще. В том числе — о государственных, конечно же. Потому что одно дело, когда Екатеринбург пытается привлечь к себе инвестора отдельно, Берёзовский, например, отдельно, Верхняя Пышма, Арамиль и другие — все они соревнуются между собой за инвестиции, живут сами по себе. И совсем другое дело, когда речь идет о крупном агломерационном субъекте с понятными органами управления, координирующими совместную работу. Инвестор знает, к кому идти с проектом, он понимает, кто и как принимает решения.

— И к кому он должен идти? В концепции Аркадия Чернецкого — в администрацию Екатеринбурга. А в концепции Евгения Куйвашева?
— Конечно, инвестору, готовому вложить деньги в крупный проект, проще работать на уровне государственной власти. Для инвестора это понятный адресат, это уровень власти, в компетенции которой решить очень многие вопросы. Областные министерства могут выступить координаторами между различными муниципалитетами. Это другой уровень принятия решений, другой уровень ответственности, другой объем, условно говоря, кошелька.

У меня такое ощущение, что лавина тронулась, создание Большого Екатеринбурга уже не остановить. Этот проект будет вовлекать в свой круговорот всё новых участников из бизнеса, гражданского общества. Очень важно было сдвинуть этот камень и перейти от обсуждений, которыми мы занимались 10 лет, к реальным делам.

— В прошлый раз активнее прочих против Большого Екатеринбурга выступал Берёзовский…
— Да. Берёзовский. Но не только. Верхняя Пышма и Арамиль, например, тоже принимали участие в том восстании.

— В этот раз, мне кажется, восстанет Екатеринбург.
— Что касается городов-спутников, сейчас, кстати, идет обратный процесс. Все больше муниципалитетов хотят войти в Большой Екатеринбург. Большое будущее для себя в этом проекте видит, например, Дегтярск. А работа с Екатеринбургом, я повторяю, идет. За эту часть отвечает Аркадий Чернецкий. У него достаточно политического веса и полномочий.

— То есть ему поручили выступить парламентарием, переговорщиком?
— Вы имеете в виду те баталии между городом и областью, которые сейчас идут в информационном поле?

— Да.
— Вы должны объективно оценивать ситуацию. Это сезонный процесс. Он из года в год повторяется. Это не более чем выхлоп, связанный со сложным, конфронтационным бюджетным процессом. При формировании бюджета Свердловской области, при формировании городских бюджетов всегда возникает конфликт. Но это не конфликт между муниципалитетами и госвластью, это конфликт между возможностями и желаниями всех участников этого процесса. Он заканчивается вместе с принятием бюджета.

Столица региона не меньше, а, может быть, даже больше остальных заинтересована в реализации Большого Екатеринбурга. Поэтому, собственно говоря, в начале 2000-х именно Екатеринбург был застрельщиком проекта. Для него это дополнительные возможности для застройки, развития рекреации, производств. Это экономика, это деньги.

— Мягкий сценарий создания Большого Екатеринбурга может перерасти в жесткий? Может так случиться, что за агломерацией снова последует административное объединение в один большой город?
— В ближайшем будущем естественных основ для укрупнения муниципалитетов в этой агломерации не будет. Местное самоуправление — это самоорганизация общины для решения местных вопросов. Без него никак. Основ для создания государств внутри государств, формирования крупных образований со своими органами власти нет. И в разговоре с главами муниципалитетов губернатор именно эту позицию и озвучил: речи о создании укрупненного муниципалитета нет и не будет. Мы сейчас говорим только об агломерации, о межмуниципальном сотрудничестве.

А государственные органы власти региона определят правила игры, издадут нормативные акты, упорядочат взаимоотношения между муниципальными общинами, чтобы предотвратить конфликты, раздоры и деградацию.

Фото: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области