Конституционный суд отказался рассматривать жалобы жителей Челябинской и Самарской областей на реформу местного самоуправления (МСУ), которая привела к отмене прямых выборов мэров и лишила самостоятельности крупные города. Как пишет «Коммерсантъ», КС заявил, что право на МСУ, в отличие от избирательного права, является «не индивидуальным, а коллективным», и оспаривать его нарушение могут не все.
Кроме того, обращения граждан в суды обусловлены не «препятствиями в реализации их прав и свобод», а лишь «целями защиты субъективно понимаемого заявителями общественно-политического интереса». КС указал, что факт принадлежности жителя к территории муниципального образования «не предопределяет признание его в качестве субъекта, правомочного выступать в защиту всеобщих интересов его населения», а самарские коммунисты имеют в губернской Думе свою фракцию и могли участвовать в «законодательном процессе».
Решение КС изумило заявителей и экспертов. Вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман рассказал, что обращение в КС было направлено по решению АМО Челябинской области, объединяющей около 20 муниципалитетов региона, в двух из них более половины избирателей поставили подписи против реформы, которые были приложены к жалобе.
— КС, посчитав недопустимым для граждан оспаривать закон об МСУ, полностью проигнорировал еще пять судебных решений по нашему делу, которые касались реализации реформы: в частности, отмены выборов, уже назначенных ранее муниципальным советом одного из поселений, и отказа в требовании этого органа и граждан их провести.
Руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан считает, что эти определения КС — крайне негативный прецедент, потому что граждане, безуспешно обращавшиеся в суды по фактам нарушений своих прав, теперь могут быть лишены права на подачу жалобы в КС. Закрывается еще один «канал обратной связи с гражданским обществом на местах», сказал он.
Как говорит доцент юрфака СПбГУ Сергей Белов, если исходить из решения КС, то учет мнения населения при реорганизации муниципальных образований может проводиться формально и неэффективно, не обеспечивая гарантированной Европейской хартией МСУ «организационной самостоятельности».
— В части критериев приемлемости в законе о КС нет правовой определенности: заявитель не может их предвидеть и ими руководствоваться. Если КС принял запрос депутатов, но не принял аналогичные запросы граждан со всех уголков России, получается, что КС — суд не по правам человека, а по правам депутатов.Напомним, что реформа МСУ активно внедряется в Свердловской области. Губернатор Евгений Куйвашев призвал муниципалитеты воспользоваться реформой и разрешить думам выбирать градоначальников самостоятельно, потому что избранные народом мэры отбрасывают развитие городов на несколько лет назад. В Екатеринбурге решение о проведении реформы не принято.