Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Вячеслав Брозовский: «Кто станет мэром Екатеринбурга — это на 99% решенный вопрос»

вячеслав брозовский интервью
25 февраля 2015, 19:01
Фото: архив 66.ru
Экс-глава Березовского, бывший вице-премьер облправительства, владелец компании BROZEX объясняет, почему его город отказался от прямых выборов мэра. И утверждает: примерно такую же реформу муниципальной власти провернут в Екатеринбурге.

Пока губернатор думает и совещается с рабочей группой, областные города сами отказываются от прямых выборов мэра. Первым стал спутник Екатеринбурга Березовский. Выборы главы здесь должны были пройти в сентябре. Но следующего градоначальника назначат «тройки»: три человека от местной думы и еще трое — из администрации губернатора.

О том, зачем городу потребовалась такая схема, в эксклюзивном интервью 66.ru быстро, но понятно объясняет Вячеслав Брозовский:

— В Березовском снесли выборы. Зачем? Это же демократический финиш.
— Почему сразу финиш? Главу назначат. Скорее всего, им станет действующий градоначальник.

— Безальтернативненько, зато в тренде.
— Почему же? Вы, например, или я — мы можем выставить свои кандидатуры хоть в Березовском, хоть в Екатеринбурге. Но у меня шансов больше (смеется). При такой системе отсеивается шлак: из гонки исключаются случайные люди, которые об управлении муниципалитетом ничего не знают, но по прежним правилам внезапно, за счет популизма и невыполнимых обещаний могли возглавить целый город.

— Думаете, в Екатеринбурге примут такую же систему назначения мэра?
— Да. С вероятностью в 99%. Будет такая же комиссия. Обычно в нее входят шесть человек. Три человека — депутаты Гордумы, еще трое — люди из администрации губернатора.

— Кто они? Кого, например, губернатор назначит в комиссию по Березовскому?
— Не знаю. Кого выберет департамент внутренней политики администрации губернатора, того и назначат. Как правило, это люди не самого высокого ранга. Возьмут, например, человека из юридического отдела, спеца по работе с муниципалитетами, ну и кого-нибудь третьего. Обычных клерков.

— Говоря о Екатеринбурге, мы понимаем, что конфликт между городом и областью не исчерпан… Где теперь будет политическое татами?
— Конфликт не будет исчерпан. Может сложиться так, что «темная лошадка», как бы согласная работать с губернаторскими, тихой сапой проберется в кресло мэра, а через месяц покажет областным кукиш и примкнет к городским.

— Толстая интрига.
— И тем не менее. Политическая борьба остается. Но победителя выявляют узким кругом. Не надо больше сорить деньгами, переманивая электорат. Не надо алкоголикам раздавать деньги на водку, не надо гостинцы пенсионерам носить, не надо «карусели» устраивать. То есть в паблик выходить больше не надо. Надо работать в кулуарах.

Вячеслав Брозовский: «Кто станет мэром Екатеринбурга — это на 99% решенный вопрос»

Выборы в Екатеринбурге отменят. Но сильного мэра вернут. Причем «протащить» на этот пост очевидного сторонника губернатора будет непросто. Так же, как непросто будет назначить им человека из городской команды (Александр Высокинский как вариант). Компромиссную фигуру выберут в подковерной борьбе.

— Хорошо. Выходят два кандидата. Один — от городских, Александр Высокинский, например. Второй — от областных. Пусть будет Алексей Пьянков.
— И клерки, которые пришли в комиссию из администрации губернатора, понимают, что им надо голосовать за Пьянкова, а городские депутаты станут двигать Высокинского.

— Трое на трое. Ничья.
— Да. Клинч.

— То есть условный Владимир Тунгусов должен договариваться с условным Евгением Куйвашевым о том, кого же надо в итоге пропустить.
— Верно. Или условный Куйвашев должен будет договориться с условным Тунгусовым. Придется искать компромиссы и торговаться. Иначе — тупик.

— Иными словами, нового мэра Екатеринбургу выберут два человека?
— Нет. Нельзя все-таки скидывать Гордуму, отказывать ей в самостоятельности. Дума может отказаться от кандидатуры, которую выдвинут эти два человека.

— Да ладно!
— Нет, ну понятно, что Тунгусов всех в Гордуме опекает. Ему обязаны. Кстати, не будем забывать, что сити-менеджера Якоба выбирали точно так же — через комиссию, наполовину состоящую из людей губернатора. И выбрали Александра Якоба, потому что понимали, что никакую другую кандидатуру Гордума не примет.

Вячеслав Брозовский: «Кто станет мэром Екатеринбурга — это на 99% решенный вопрос»

По информационному полю наряду с вице-мэром Александром Высокинским к креслу мэра Екатеринбурга сейчас активно двигают фигуру главы МУГИСО — министра Алексея Пьянкова.

— Выходит, сильным мэром может стать любой, кто предложит достаточный уровень сервиса бизнесам депутатов Гордумы или представителей обладминистрации.
— Выходит, что так. Но зато это реальная возможность дергать на пост главы управленцев из реального сектора. Или эффективных министров, например.

— Ну хорошо. Но вы говорите, что в паблик потенциальных кандидатов теперь выносить не надо. Но выносят же: и Пьянкова, и Высокинского. Зачем?
— Я не думаю, что это связано с будущей борьбой за кресло мэра. Вы ведь понимаете, что такие вещи в информационную повестку забрасывают, чтобы закрыть какие-то другие острые проблемы, отвлечь внимание. Но позже, когда гонка начнется, публикации, конечно, будут. Вы будете догадываться о том, что происходит в кулуарах, и, конечно же, об этом расскажете. Но на исход борьбы никак повлиять не сможете.

— В итоге, допустим, найдут какую-то компромиссную фигуру…
— Вынесут ее на Думу. Дума этого кандидата принимает и решает, на какой срок этот человек становится новым Чернецким: от двух до пяти лет.

— И что, вы думаете, он будет натурально всемогущий мэр?
— Да. Прямо реальный хозяин города. Правда, одно отличие есть: когда-то у Чернецкого были полномочия еще и председателя Думы.

— А теперь председателем Думы остается условный Евгений Порунов.
— Да. Верно. С полномочиями Евгения Ройзмана, но выбранный из числа депутатов, а не всеобщим голосованием.

Вячеслав Брозовский: «Кто станет мэром Екатеринбурга — это на 99% решенный вопрос»

Система назначения мэра изменится в 2018 году. Но запустить реформу местного самоуправления в Екатеринбурге могут и раньше. Правда, для этого Евгений Ройзман и Александр Якоб должны подать в отставку.

— И какая у него роль?
— На самом деле задача перед Думой и ее главой стоит мощнейшая: представительный орган занимается нормативным сопровождением всех процессов, которые идут в городе. Это, к сожалению, мало кто понимает. Для того чтобы город жил, Дума должна заниматься адаптацией федеральных и областных актов. Выпустили областные программу — ее же на местном уровне надо переработать и принять. Если депутаты этого не сделают, то всё: из краника денежки не польются на город Екатеринбург, а польются в Березовский, в Первоуральск, туда, где Дума эту программу приняла.

— Вы позитивно относитесь к такой реформе муниципальной власти?
— Мало где двуглавая система работает нормально. В Екатеринбурге у Евгения Ройзмана нет лишних амбиций. И он не перетягивает одеяло на себя. На этом все и держится. Но вообще отказ от прямых выборов ради одноглавой системы, по-моему, это благо.

— Систему могут изменить до 2018 года?
— Конечно. Но для этого и Александр Якоб, и Евгений Ройзман должны подать в отставку. В противном случае ждем до выборного периода.

Фото: архив 66.ru

Богдан Кульчицкий