У правительства всегда находятся веские основания, чтобы переписать бюджет. И депутаты уже дважды поддерживали желание правительства — в марте и в июле. Но если в прошлые разы чиновники по большей части занимались увеличением расходных статей, то на этот раз впервые стали резать.
Министр финансов Галина Кулаченко выделила несколько причин, по которым приходится принимать поправки, главная из которых — замедление темпов роста экономики области, что привело к уменьшению доходов. К примеру, прогноз на прибыль организаций (а это один из основных источников наполнения казны) снизили на 8,1 млрд рублей.
Плюс к тому по состоянию на 1 сентября была переплата по данному сбору аж на 10,3 млрд рублей (сейчас чуть снизилась — до 9,3 млрд рублей). По сути, бизнесмены могут потребовать вернуть ее, хотя на практике этот процесс и растягивается на достаточно длительное время.
Сложно спорить с аргументами министра, что в данном случае необходимо корректировать бюджет, но тогда не совсем понятно, зачем в июле принимали поправки, которые серьезно увеличили расходную часть — с 157,9 до 162,6 млрд рублей? К чему в таких сложных условиях, к примеру, было принимать решение о покупке башни за 500 млн рублей, которая не первое десятилетие уже стоит. А теперь потребуется в нее еще и вложить не один миллиард рублей.
Галине Кулаченко уже в третий раз в текущем году пришлось объяснять депутатам, зачем надо изменить областной бюджет. |
Примечательно, что в июне глава бюджетного комитета Владимир Терешков в интервью Порталу 66.ru говорил, что дыра в бюджете будет только увеличиваться, а переплата по налогу на прибыль может достигнуть 17 млрд рублей по итогам года, однако правительство все равно предлагало серьезно увеличить расходную часть. Очевидно, что там работают неглупые люди, а потому уверен: они заранее знали, что по осени придется сокращать бюджет. Только уже по другим статьям.
Или вот еще. Г-жа министр сказала, что прогноз по сбору акцизов не совпал с реальностью — соберут на 1,7 млрд рублей меньше. И основная причина — изменение структуры облагаемого оборота по автомобильному бензину или, проще говоря, стали больше покупать качественный бензин. Но ведь это очевидно, что с каждым годом количество иномарок увеличивается, а значит — и потребление пятого класса топлива вместе с этим. Но почему-то в бюджет закладываются изначально нереальные показатели.
Если свести все эти цифры, то доходная часть бюджета уменьшится на 6,3 млрд рублей и составит 156,4 млрд рублей. Расходная же часть уменьшится лишь на 4,1 млрд рублей и составит 187 млрд рублей. Дабы ситуация не смотрелась совсем худо — решили на 534 млн уменьшить верхний предел государственного долга — до 36,9 млрд рублей. При этом Галина Кулаченко оговорилась, что данный показатель формален и регионы редко когда его выбирают.
Хоккейному «Автомобилисту» перепадет дополнительно 46 млн рублей. И это в условиях сокращения расходов. |
Интересно, что наибольшим образом сократили социальные расходы — на 1,6 млрд рублей. Обоснование простое — «в связи с экономией, сложившейся по факту обращения граждан за получением мер социальной поддержки». Проще говоря, в бюджете заложили такую цифру, будто бы все граждане, которые имеют право на льготы, обратятся за ними. И каждый год эти деньги не выбирают до конца. Но правительство с упорством закладывает в документ максимальные показатели.
Хотя тут есть другая причина: чиновники на местах не очень заинтересованы в том, чтобы граждане обращались к ним за льготами, а потому в нужные кабинеты образуются очереди, количество бумажек, которые необходимо собрать для получения пособия, превышает все разумные пределы. Вот и получается, что 114 млн рублей недобрали инвалиды и участники ВОВ, 100 млн рублей — ветераны труда Свердловской области, 118 млн рублей сэкономили по областному закону «О защите прав ребенка».
Депутата Евгения Зяблицева особо возмутило сокращение трат на денежное вознаграждение для граждан, получающих знак «Совет да любовь», — со 177 до 143 млн рублей. «Видимо, не так много выдано таких знаков», — объяснила министр.
Еще народных избранников возмутил факт увеличения трат на профессиональные спортивные клубы — на 100 млн рублей. Максим Иванов попросил министра расшифровать, кто получит эти деньги. Г-жа Кулаченко уточнила, что деньги получит профильное министерство, которое потом и распределит их. Но предварительно: 25 млн — ФК «Урал», 20 млн — БК «Урал», 5 млн — волейбольный «Локомотив», 4 млн — «Трубник» и 46 млн достанется ХК «Автомобилист».
Депутаты никак не унимались, а потому слово пришлось взять министру спорта.
— Действительно, мы всегда выполняем свои обязательства перед профессиональными спортсменами. Порядка 30% от бюджетов клубов вкладывает область. Сложилась тяжелая экономическая ситуация, а потому мы должны поддержать эти команды. Это вершина спорта. Эти средства крайне важны для того, чтобы завершить текущий сезон.
Вот так. Я, в принципе, как большой любитель спорта ничего против не имею, но вот увеличение расходов на клубы в условиях сокращения бюджета — спорная инициатива.
— Все так плохо, что даже и вопросов особо нет смысла задавать. Когда мы срезаем 1–2–10 млн рублей, то я могу понять. А когда речь идет о сотнях миллионов рублей, то у меня есть вопросы о профессионализме. Вы как вообще планируете? Просите больше, а потом как уж получится?
Не исключено, что ситуация в экономике до конца года настолько ухудшится, что депутатам вновь придется браться за нож. Впрочем, глава профильного комитета заявил Порталу 66.ru, что все силы сейчас будут брошены на разработку бюджета 2014 года.
— Мы ежегодно в конце года пересматриваем бюджет с точки зрения эффективности расходования средств. Правительство анализирует ситуацию и понимает, что в силу разных причин какие-то деньги не будут истрачены. Именно поэтому лучше забрать их и направить на другие статьи. Тут ничего особенного нет. Если бы мы эту работу не провели, то вышли бы за предельный размер дефицита.
Хотя г-н Терешков признает, что у правительства все-таки есть недочеты. В частности, по прогнозированию капитальных затрат.
И все-таки есть ощущение, что в декабре депутаты снова перепишут бюджет.