Депутаты Государственной Думы готовятся принять законопроект, получивший неофициальное название «закон Димы Яковлева» (или «законПодлецов» — так его предпочитают именовать пользователи русскоязычного «Твиттера»). Напомним, этот документ предлагает ввести жесткие санкции против граждан США, допускающих нарушения прав и свобод россиян. В частности, он содержит запрет на въезд в Россию американских чиновников, причастных к преступлениям против наших соотечественников.
Но больше всего шума поднялось вокруг одного-единственного пункта этого законопроекта. Его инициаторы, по сути, пытаются использовать в международном дипломатическом скандале русских сирот. Они предлагают запретить всем гражданам США усыновлять воспитанников российских детдомов.
Таков, по мнению составителей, наш ответ на «список Магнитского», ограничивающий права на въезд в Штаты для россиян, имевших отношение к смерти юриста Сергея Магнитского. Эта позиция парламентариев и возмутила общественность.
Тем не менее закон примут без существенных правок. Он уже прошел второе чтение. И спорный пункт в нем остался. Законопроект поддерживают фракции ЛДПР и «Единой России» (то есть абсолютное большинство депутатов). Кроме того, в списке инициаторов «закона Димы Яковлева» — 397 парламентариев (из 450). Не будут же они забраковывать собственный законопроект.
Тем не менее мы попытались понять логику законодателей. И обзвонили екатеринбургских депутатов Госдумы, оставивших свои подписи под этим документом. Они предпочли сделать вид, что «список Магнитского» тут совсем ни при чем.
— Вокруг «списка Магнитского» подняли слишком много шума. Я не хочу связывать запрет на усыновление наших детей гражданами США с этим документом. Дело здесь в другом. И Америка, и Европа давно нарушают права наших сограждан. Особенно — детей. Складывается ощущение, что богатые американцы усыновляют сирот для того, чтобы издеваться над ними, унижать их. У нас и без иностранцев много сердобольных граждан, готовых принять в семью детишек, оставшихся без родителей. Да и в детских домах у нас порой не хуже, чем в семье.
Примерно о том же говорит коллега Таскаева по партии, также попавший в список инициаторов «закона Димы Яковлева».
— На территории США погибли десятки наших детей. За последние три года из России уехали почти 11 тысяч сирот. И мы не можем следить за их судьбой. Порой мы просто не знаем, что с ними происходит за океаном. Это неправильно. Своих бросать нельзя. По моему мнению, наше государство и без помощи иностранцев может само о них заботиться.
При этом Субботин добавил: одним запретом ограничиваться нельзя. По его мнению, чиновникам еще предстоит сильно упростить процедуру усыновления, избавить ее от лишней бюрократии, чтобы граждане РФ активнее забирали сирот из детских домов. Правда, сам депутат к усыновлению не готов. У него есть свой ребенок, а давать приют детдомовцам должны пары, которые физически не могут забеременеть, полагает политик.
Внезапно с резкой критикой на «закон Димы Яковлева» обрушился еще один его инициатор — лидер свердловских эсеров Александр Бурков. В целом с таким законопроектом он согласен. Но тот самый пункт об усыновлении считает лишним.
— Я подписываюсь под законом, запрещающим въезд в Россию американских чиновников, при попустительстве которых погибли наши дети. Но я против того, чтобы отрезать американские семьи от усыновления маленьких россиян. На Думе я проголосую против. Если нам нужно отомстить США, давайте хотя бы для начала американскую военную базу в Ульяновске закроем. Не с детей же начинать. Нельзя запрещать чужим, нужно помогать своим в усыновлении. В России эта система работает просто ужасно. А «Единая Россия» и ЛДПР хотят сперва все запретить, а потом что-то начать делать. Делать можно уже сейчас. И потом, американцы забирают очень много детей с проблемным здоровьем. И спасают их. Вспомните девочку из Братска, девочку без ног, от которой отказались родители. Ее забрали в США, и теперь она чемпионка паралимпийских игр.
Отметим, помимо депутатов законопроект подписали члены Совета Федерации. В списке инициаторов этого документа — сразу 144 сенатора. В том числе — бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Но он законопроект пока не комментирует. Озвучить свою позицию Аркадий Михайлович будет готов только завтра, заявил его помощник Константин Пудов.
Второй свердловский сенатор — выходец из детдома, бывший губернатор Эдуард Россель — поддерживать «закон Димы Яковлева» не стал. Но и в его обсуждении никакого участия не принимал. А жаль. Россель, которого мы помним еще в кресле главы региона, молчать бы не стал. На одном из заседаний он бы мог встать и просто сказать что-то вроде: «Господа, что же вы творите?». Это был бы сильный жест. Он бы вернул Эдуарду Эргартовичу статус сильного, самостоятельного политика.