Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Концепция развития ЦПКиО по версии Управления культуры администрации Екатеринбурга

18 декабря 2017, 11:42
Публикуем 13-страничный документ за подписью и.о. начальника Управления культуры администрации Екатеринбурга Елены Соколовой. Текст полностью соответствует исходному варианту, включая необычные формулировки и опечатки.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное
учреждение культуры «Екатеринбургский центральный парк культуры и
отдыха имени В.В. Маяковского».
Сокращенное наименование учреждения на русском языке: МБУК
«ЕЦПКиО им. В.В. Маяковского».

Организационно-правовая форма учреждения: муниципальное бюджетное учреждение культуры.
Тип учреждения: бюджетное.
Вид учреждения: парк культуры и отдыха.

Место нахождения учреждения:
• юридический адрес — 620100, г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 230;
• фактический адрес — 620100, г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 230.
МБУК «ЕЦПКиО им. В.В. Маяковского»
620100 Екатеринбург, ул. Мичурина, 230

Основные цели деятельности
Организация досуга и создание условий для социально-культурной активности населения, приобщение граждан к культурному развитию, обеспечение массового отдыха граждан и обустройство мест массового отдыха.

Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха — уникальный объект. Его территориальные размеры, градостроительное положение, функциональная структуризация наилучшим образом соответствуют его предназначению и оптимально встраивают парк в систему городской агломерации.

Стратегия развития парка не предполагает кардинального изменения пространственной структуры, а направлена на сохранение и оптимизацию паркового пространства.

Исторические факты

Самый старейший и крупнейший парк Уральского федерального округа, ежегодно принимающий более 2,5 миллионов посетителей, начал свою историю более 80 лет назад, когда летом 1934 года был открыт для горожан. В то время парк представлял собой крупный лесной массив в черте города.

Разнообразная культурно-массовая работа началась в парке в трудный послевоенный период: в 1947 году парк принял 421 тысячу человек, в 1950 году — 574 тысячи человек (данные архива парка). В 50-е годы парк стал одним из лучших парков страны; в 1962 и 1963 годах парку присвоено звание лучшего парка страны; в 1966 году парк удостоен одного из первых мест на Всесоюзном смотре парков.
С июля 1960 года на территории парка действует Детская железная дорога протяженностью 2 километра, которая в нынешнее время претерпевает масштабную реконструкцию.

К 1964 году посещаемость парка достигла двух с половиной миллионов в год, к этому времени парк стал круглогодичным, расширились формы его работы.

Парк имеет богатую историю проведения массовых мероприятий и собственные традиции: например, «Сабантуй» проводится на территории парка с 1935 года.

Характеристика земельного участка

Лесной массив парка — особо охраняемая природная территория
Свердловской области / «ООПТ» и «Городские леса».
Общая площадь участка — 97,0 га.
Лесные земли — 64,0 га.
Нелесные земли — 33,0 га
− дорога — 9,1 га
− болото — 0,5 га
− пустырь — 1,5 га
− частная усадьба — 1,6 га
− прогалина — 0,4 га
− линия электропередач — 0,1 га
− ландшафтная поляна — 2,0 га
− парковые сооружения — 17,8 га.

Выразительный ландшафт парка — активный рельеф, зрелый сосновый лес, близость реки, малый водоём — открывает простор для развития рекреационной культуры, с обязательным учетом экологической пропускной способности.

Участки парка с благоустроенной территорией

Прогулочные зоны:
центральная аллея, завершающаяся светомузыкальным фонтаном;
ретро-аллея, оформленная скульптурами советского наследия и стендами — ретроспектива парка;
аллея Маяковского с одноименным памятником;
литературная аллея с бюстами выдающихся писателей XVIII –
XIX века;
аллея Кирова, ведущая к памятнику мотоциклистам-разведчикам.
По данным исследования за год в будние дни парк посещают около 580 000 человек (социологическое исследование «Общественное мнение о ЦПКиО им. В.В. Маяковского», 2013 г., объекты — посетители парка, эксперты в области культуры, горожане и гости города, СМИ, социальные сети).

Площадки для проведения культурно-массовых мероприятий:
− площадь у центральных ворот с малой сценой;
− центральная аллея;
— центральная сцена у фонтана «Созвездие»;
— аллея Ратной славы;
− площадка у театра эстрады.

Театр эстрады в настоящее время находится в аварийном состоянии и используется только для складирования зимнего инвентаря. Это стратегически важный объект для парка — вместимость 2000 человек, 1000 посадочных мест, возможность концертной деятельности и проведения конкурсов и фестивалей.
Администрация парка рассматривает данный объект как инвестиционный (смета — капитальный ремонт сцены, монтаж покрытия на открытой площадке, сценическое оборудование и т.д.- составляет порядка 28 миллионов рублей; предполагаемый срок окупаемости инвестиционного
проекта — 3 года). Крупные общегородские проекты, такие как «Лыжня России», «Масленица», «День Победы», «День города» и другие собирают от 30 000 до 50 000 человек каждое.

Зоны активного отдыха и спорта:
− спортивная площадка с крытой верандой вместимостью до 300 человек;
− площадка активных аттракционов («Лазертаг», «Маугли-парк», «Пейнтбол»);
− кордодром;
− центральная аллея (в зимнее время частично задействованная под
каток);
− детская игровая площадка.

Аттракционы

33 аттракциона парка и 25 аттракционов, осуществляющих деятельность по агентскому договору, приносят 69% дохода. Средняя цена билета — 142 рубля. За год услугами пользуются около 550 000 человек. Выручка за 2015 год составила 40 млн. рублей. В 2016 году сумма поступлений увеличилась до 68 млн. рублей за счет увеличения доли аттракционов парка.

В 2017 году субсидии из бюджета на целевые нужды составят 6 млн. рублей (утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год):
− 800 000 рублей — реализация программы «Защита населения и территории муниципального образования «город Екатеринбург» от пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершенствование гражданской обороны»
− 5 200 000 рублей — приобретение основных средств и замена вышедшего из строя оборудования для осуществления основных видов деятельности.

Площадка болельщиков FIFA
Обустройство фан-зоны к Чемпионату мира-2018 вместимостью 17 000 человек в перспективе выведет парк на новый уровень — проведение культурных мероприятий международного формата. Потенциал для увеличения аудитории и посещаемости парка существует, и новые объекты на территории парка станут заманчивой перспективой для горожан.

Опрос посетителей парка и интернет-анкетирование

Социологическое исследование «Общественное мнение о ЦПКиО им. В.В. Маяковского»

При анкетировании потенциальные посетители среагировали на возможность отдыха в парке, но в данных условиях не находят это возможным (анкетный опрос двухсот жителей Екатеринбурга, отобранных по квотной выборке и опрошенных через интернет). Все направления востребованы, всё должно быть в комплексе: релаксация и единение с природой, высокотехнологичные тематические развлечения, креативная досуговая деятельность, воспитательно-образовательная функция, спортивно-оздоровительная функция Также важен досуг, организованный для посетителей парка на каждый день. По результатам наблюдений парк посещают различные возрастные группы:

Возрастной портрет посетителей парка:

− 43% средний возраст;
− 27% молодежь;
− 16% старшее поколение;
− 14% дети

Гендерный портрет посетителей парка:
− женщины — 60%
− мужчины — 40%

Итоги опроса:
− парк узнаваем, но не является брендовым объектом города;
− доминанты узнаваемости парка — аттракционы, детская железная дорога, контактный зоопарк, и, в чуть меньшей степени, белки;

− в настоящий момент типичный посетитель парка — это в первую очередь, женщина средних лет, проживающая в шаговой доступности от парка, добирающаяся до него пешком и входящая через главные ворота;
− потенциальные посетители среагировали бы на возможность отдыха с друзьями, но в данных условиях не находят это возможным;
− все направления востребованы, всё должно быть в комплексе — релаксация и единение с природой, высокотехнологичные тематические развлечения, креативная досуговая деятельность, воспитательно-образовательная функция, спортивно-оздоровительная функция, а также важен досуг, организованный на каждый день;
− реконструкции парка ждут — 55%, против — 3%, пассивно отреагировали 42%;
− проведение более интересных мероприятий, открытие новых, уникальных культурных объектов может заставить людей пересмотреть свою позицию в отношении посещения парка.

Потенциал для увеличения аудитории и посещаемости парка явно существует, и новые объекты на территории парка, возможно, станут заманчивой перспективой для граждан

Анализ состояния

Сильные стороны:
− статус центрального городского парка;
− естественный природный ресурс;
− лидирующая роль в развитии паркового пространства города;
− возможности предоставления широкого спектра услуг;
− доступность и востребованность услуг;
− в перспективе инвестиционная привлекательность.

Слабые стороны:
− нерешённые правовые вопросы в вопросах собственности земли;
− неразвитость и сильный физический износ инженерных сетей;
− не развитая и не соответствующая современным требованиям система освещения парка;
− система безопасности не обеспечивает требованиям антитеррористической защищённости;
− недостаточный уровень материально-технической базы;
− естественное увядание зеленой зоны;
− континентальный климат с характерными для Урала погодными аномалиями;
− неэффективный маркетинг;
− отсутствие нормативно-правовой базы сотрудничества с инвесторами;
− ограниченная транспортная доступность.

КОНЦЕПЦИЯ

Екатеринбургский — современный, активно включенный в жизнь города,
экономически эффективный;
Центральный — центр событий, в ритме города, в on-line режиме;
Парк — открытое пространство;
Культуры — интеллектуальный, развивающий, обучающий, разумный
и
Отдыха — удовольствие, энергия, баланс.

Пространство потоков, творчества, технологий. Центр событий и интеллектуального отдыха. Флагман паркового пространства Екатеринбурга.

Уникальный парк УрФО. Парк для одного Человека и парк для всех, с системой востребованных мероприятий, привлекательных для горожан и гостей города.
Миссия центрального парка города — формирование городской культуры, городской идеологии, формирование горожанина.

Позиционирование парка:
− парк доступный всем — каждый день, круглосуточно, бесплатно, с нескольких входов;
− парк дружелюбный — с понятной навигацией, хорошим освещением, безопасный, со множеством благоустроенных пространств, откликающийся на обратную связь;
− парк, приветствующий творчество — творчество и активность посетителей, сотрудников, партнеров;
− парк, открытый технологиям — использующий новейшие технологии для организации собственного пространства и для вхождения в информационное поле города;
− парк, открытый собственной историей и открытый будущему — репрезентирующий собственное наследие и перспективы своего развития;
− парк, открытый природе — ухоженный, берегущий флору и фауну, использующий Исеть как рекреационную зону;
− парк, открытый ощущениям — не только приятный взгляду, но предоставляющий возможность разнообразного тактильного, слухового, обонятельного, вкусового восприятия;
− парк, открытый различным сообществам — способный заинтересовать людей самых разных интересов, доходов, возраста;
− парк, привлекающий партнеров и инвестиции — сотрудничающий с различными госструктурами, НКО, образовательными учреждениями, бизнесом и другими заинтересованными субъектами;
− парк, вписанный в городскую среду, — транспортно доступный и погруженный в контекст городских событий.

Парк должен быть структурирован, но объединен единым стилем, дизайном, формами организации ландшафтного пространства. Общее стилевое решение, общая логика стиля — во всем.

В ландшафте использовать форму и цвет, повторяющие стиль парка (берем за основу последние разработки дизайн-бюро парка).

Превращение парка в современное пространство с выразительной эстетикой.

Основные тезисы:
Парк для всех и парк для каждого.
Центральный городской парк.
Главный парк города.
Парк — экологическая зона.
Парк — зона для организации досуговой жизни на свежем воздухе; досуг с самоорганизацией — это не только место, где тебя развлекают, но и организация уникальных пространств, тематических площадок, где у каждого есть возможность самоорганизации — содержательный досуг.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Один из основных принципов развития Екатеринбурга — приоритетность интересов населения (Стратегический план развития Екатеринбурга).

I. Вариант развития парка. Функциональный

1.Функция релаксации, созерцательного досуга
Рекреационная зона, прогулочные ландшафты, организованные комфортные детские площадки
Данные исследований — посещают парк, чтобы:
− побыть на природе — 45,5% опрошенных и 26,8% потенциальных посетителей;
− побродить в одиночестве — 18% и 9,5% соответственно.

2.Реализация физической активности
Оздоровление, занятия физической культурой и спортом, активное использование аттракционов, танцевальные марафоны, прогулки и игры на свежем воздухе.

Данные исследований — посещают парк, чтобы:
− покататься на аттракционах — 65% и 29,5%
− заняться спортом — 17,5% и 8,9%
− покататься на велосипеде — 17% и 8,4%

3.Культурно-просветительская функция
Клубная и самодеятельная активность, тематические культурно-образовательные мероприятия, зоны для чтения с Wi-Fi с использованием информационных ресурсов, просветительские проекты, творческие объединения, досуговая самореализация молодежи — центр молодежной
культуры, содержательный досуг

Данные исследований — посещают парк, чтобы:
− посетить интересные культурные мероприятия — 23,5% и 14,7%

4.Социальная коммуникация, организация общения
Места общения, знакомства, передачи опыта. Коворкинги. Место диалога между горожанами и государством, центр городского сообщества. Формирование культуры проведения городских, государственных праздников (функция муниципального учреждения культуры). Экологическая ниша внутри мегаполиса — организация культуры досуга городского сообщества.

Данные исследований — посещают парк, чтобы:
− отдохнуть с друзьями, коллегами — 58% и 51,6%

II. Вариант развития парка. По группам потребителей
− до 0, еще не родившийся малыш — мероприятия для беременных и семейной аудитории;
− дети от 0 до 3 лет — развитие способностей: сенсорных, физических, вестибулярного аппарата, внимания, координации;
− дети от 3 до 7 лет — активная познавательная деятельность, общение между собой, процесс формирования личности, творческое развитие;
− подростки от 7 до 14 лет — физическое развитие, общение, командное взаимодействие, интенсивный характер процессов, интеллектуальное развитие;
− подростки от 14 до 18 лет — социальный аспект, знакомства, общение. творческая, физическая активность, самовыражение;
− взрослые от 18 до 35 лет — общение, потребление информации, активный отдых. Отдых, семейный отдых;
− взрослые от 35 до 50 лет — общение и отдых с семьей;
− старшее поколение от 50 и более лет — отдых, прогулки, скандинавская ходьба, культурное просвещение, созерцание, контакт с животными и растениями;
− маломобильные группы населения — общение, прогулки, восприятие информации, созерцание.

Независимо от выбора пути развития, план работы будет поэтапным:

Первый этап — структурирование паркового пространства с определением зон для прогулок, отдыха, массовых мероприятий, учитывая климат.

Второй этап — содержательное и информационное наполнение каждой тематической площадки, позволяющее использовать ее как на бесплатной основе, так и платно с развитием дополнительных услуг. Парк должен охватывать все слои населения, социальные группы, но и
зарабатывать.

Третий этап — насыщение площадок мероприятиями.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аспекты

Социальный аспект:

− учёт интересов различных категорий населения, включая маломобильные группы;
− реализация разноформатных и разножанровых мероприятий;
− создание условий по привлечению социально-ориентированного бизнеса к развитию индустрии отдыха и туризма.

Экологический аспект:
− сохранение лесной зоны парка;
− обеспечение условий устойчивого развития флоры и фауны парка.

Материально-технический аспект:
− проведение комплекса работ по ремонту действующих объектов инфраструктуры;
− обеспечение безопасности парка.

Информационный аспект:
− развитие внутреннего и внешнего информационного пространства парка.

Этапы
− 1 этап — 2016–2018 годы
− 2 этап — 2019–2021 годы
− перспективное развитие — с 2022 года и далее

1 этап
Сориентирован на подготовку парка к приёму гостей на площадке фестиваля болельщиков FI-FA в период проведения Чемпионата Мира по футболу 2018 года

Мероприятия:
− выполнить текущий ремонт зданий и сооружений;
− обеспечить требуемый уровень комфорта и безопасности;
− провести обновление существующего парка аттракционов, списать с учёта не пользующиеся спросом;
− провести условное зонирование территории;
− обеспечить особый режим охраны лесной части парка;
− ввести новое ландшафтно-средовое оформление;
− расширить информационное пространство.

2 этап
Предполагает более основательную модернизацию существующих объектов и площадок

Мероприятия:
− замена парка аттракционов;
− увеличение количества крытых площадок с целью снижения зависимости мероприятий парка от погодных условий;
− повышение средозащитной эффективности зеленых насаждений;
− перевод парковых объектов на автономное отопление с использованием природного газа.

Перспективное развитие

С 2022 года внутренние мероприятия по развитию парка планируются исходя из внешних градостроительных изменений:

Внешние мероприятия:
− строительство 2-ой очереди детской железной дороги;
− строительство жилых комплексов на берегах реки Исеть;
− строительство Южного дублёра Сибирского тракта;
− развитие общественного транспорта со стороны улицы Щорса и переулка Базовый.

Внутренние мероприятия:
− расширение аграрной службы, обновление тепличного хозяйства;
− строительство новых и реконструкция имеющихся объектов

Работы по реконструкции

1. Обеспечение безопасности
− ограждение по периметру парка
− 3 стационарных поста охраны на въездах в парк
− приобретение металлодетекторов
− развитие системы видеонаблюдения, интегрирование системы видеонаблюдения парка в единую городскую систему видеонаблюдения;
− оборудование пунктов экстренной связи с охраной парка;
− новая форма одежды для отдела охраны;
− обеспечение пожарной безопасности.

2. Реконструкция садово-паркового хозяйства

Текущий ремонт:
− центральной входной группы;
− административных и складских зданий;
− кровли на здании администрации парка;
− инженерных сетей парка.

Реконструкция системы электроснабжения и освещения парка

3. Развитие парка аттракционов
В 2016 году: списать 4 аттракциона; реставрировать внешний вид 4-х аттракционов;
В 2017 году приобрести инвентарь для развития услуги проката;
В 2018 году приобрести новые аттракционы;
В 2017–2018 годах внедрить систему электронной оплаты аттракционов единой картой.

4. Совершенствование формата проведения культурно-массовых мероприятий
Все мероприятия парка делятся на:
− календарные традиционные мероприятия;
− коммерческие мероприятия;
− имиджевые мероприятия;
− авторские проекты.

Для изменения формата проведения культурно-массовых мероприятий необходимо приобрести:
− мобильные трибуны с крышами;
− мобильные театральные конструкции;
− спортивный инвентарь и специальное искусственное покрытие.

5. Расширение информационного пространства и обновление художественного оформления парка

Расширение внешнего информационного пространства:
− социальный медиа маркетинг;
− увеличение публикаций в СМИ.

Создание и изготовление сувенирной продукции.

Внутренняя информационная поддержка мероприятий парка.

Целевые показатели

Социальный эффект
− увеличение количества посетителей в 1,5 — 2 раза;
− формирование устойчивых социальных групп в рамках клубной работы;
− обеспечение доступа маломобильных групп населения на все площадки и объекты парка;

Экономический эффект
− ежегодное увеличение доходов парка, и как следствие, получение дополнительных внебюджетных средств на развитие парка;
− создание дополнительных рабочих мест, связанных с расширением сферы услуг.

Экологический эффект
− улучшение экологической обстановки;
− экологическая реабилитация древесных насаждений;
− повышение эффективности использования территории парка без негативных последствий для природных сообществ.
− парк, открытый собственной историей и открытый будущему, репрезентирующий собственное наследие и перспективы своего развития;
− парк, открытый природе, ухоженный, берегущий флору и фауну, использующий Исеть как рекреационную зону;
− парк, открытый ощущениям, не только приятный взгляду, но предоставляющий возможность разнообразного тактильного, слухового, обонятельного, вкусового восприятия;
− парк, открытый различным сообществам, способный заинтересовать людей самых разных интересов, доходов, возраста;
− парк, привлекающий партнеров и инвестиции, сотрудничающий с различными субъектами
− парк, вписанный в городскую среду, транспортно доступный и погруженный в контекст городских событий.

И.о начальника Управления культуры
Администрации города Екатеринбурга

Е.В. Соколова