Та война с екатеринбургским полицейским начальством, в развязывании которой Куйвашев винил Ройзмана и от которой тщился защитить Аксану, началась почти годом раньше. И Аксана имела к этой войне самое непосредственное отношение.
Сначала известно стало, что 1 июня 2011 го в поселке Сагра неподалеку от Екатеринбурга случилась между местными мужиками и приезжими кавказцами пьяная драка на бытовой почве, но со стрельбой. Один из местных мужиков вроде как даже одного азербайджанца застрелил. Так следовало понимать из милицейских сводок.
Потом вице-президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин написал у себя в блоге, что, дескать, не пьяная это была драка, а целая банда вооруженных кавказцев, человек пятьдесят на пятнадцати машинах нарочно ехали в Сагру то ли жечь деревню, то ли громить, то ли еще как терроризировать местных жителей. А местные мужики, дескать, вдесятером и с тремя ружьями на всех встретили банду на околице, дали отпор и — ну, да! — застрелили одного из нападавших.
Еще через пару дней трое сагринцев сами приехали к Ройзману в здание Фонда на улице Белинского, лично рассказать, что там у них в Сагре произошло. Такая традиция в Екатеринбурге заведена была еще с тех пор, как Ройзман был депутатом. Некуда идти? Не у кого просить помощи? Иди проси помощи у Ройзмана.
Эти трое (двое молодых, лет по тридцать, и один лет пятидесяти) вошли, помялись маленько у входа, а потом сели за стол против Ройзмана и принялись рассказывать. Выглядели смущенно, но прилично: аккуратные, крепкие, лица не пьяные, руки рабочие. Рассказчики они, конечно, были так себе, но рассказали вот что.
В конце мая у них в деревне случилась кража. Обокрали Серегу Зубарева. Серега мужик серьезный. В городе живет, бизнесом занимается. В Сагру с женой и детишками приезжает на выходные, как на дачу. А еще Серега Зубарев — спортсмен, каратист, то ли мастер спорта, то ли кандидат.
Где сейчас Серега? В тюрьме. Посадили за незаконное ношение оружия. Так вот, в конце мая Серегу Зубарева обокрали. Так, по мелочи. Дверь в дом взломали, инструменты дорогие стащили, еду, консервы. Телевизор и видеоплеер не тронули, то есть не настоящие воры, а шелупонь — воровали прожрать да прогулять.
Кто в Сагре ворует — вся Сагра знала. Рабочие, вернее бегунки, которые живут у Цыгана. Словом «бегунок» на Урале называется либо мелкий преступник, скрывающийся от закона, либо человек, выполняющий чьи-нибудь мелкие поручения. Рабочие Цыгана, похоже, были бегунками в обоих смыслах слова.
А Цыган жил на краю деревни. Он пришел в Сагру девять лет назад с женой и детьми, нищий. Поселился в пустующем доме. Ему помогали понемножку — одеждой, картошкой.
За девять лет Цыган справился, обжился, получил подряд на вырубку леса вдоль железнодорожного полотна, но мужики так подозревали, что приторговывал еще и наркотиками.
— Почему, думаете, наркотиками? — спросил Ройзман, у него лампочка зажглась в голове, сигнальный маячок: наркотики, цыган, наш случай.
— Машины к нему ездили непонятные. Люди на корточках у забора сидели. Со станции ходили, а на станции шприцы валяются, все видели.
Ройзман слушал, наклоня голову, как птица, прежде чем клюнуть жука. А мужики продолжали рассказ.
Серега Зубарев, стало быть, позвал соседа дядю Вову, зашел к Сереге Городилову, который рядом с Цыганом живет, и втроем они направились к Цыгану, но дома не застали, а застали только жену его и работника, отругали их, дали работнику затрещину и велели передать Цыгану, чтобы убирался из деревни, раз от него воровство.
А к вечеру Цыган сам перезвонил Сереге: дескать, зачем выгоняешь, давай поговорим, встретимся, договоримся по-хорошему. И забил стрелку назавтра на железнодорожном переезде.
«Стрелка» — это очень специфический способ договориться. Предполагается, что каждый из договаривающихся приводит с собой человек по десять мужиков и, может быть, вооруженных. Двое договариваются, а мужики с той и с другой стороны смотрят, следят за каждым жестом, слушают каждое слово, и каждую секунду нервы у них могут не выдержать, и начнется хорошо если драка, а то и бой. Поэтому договаривающиеся договариваются очень осторожно, не грубят, следят за словами, думают о последствиях.
На стрелку на следующий день сагринские мужики пришли, прихватив с собой еще и исетских мужиков, а Цыган — не пришел. Его ждали несколько часов. Подождали-подождали, да и разошлись: пятница была, у всех бани топились, а у Сереги Городилова был еще и день рождения.
— Пьяные были? — среагировал Ройзман на ключевые слова «пятница», «баня» и «день рождения».
— Нет, праздник на субботу намечался. Не пьяные. Совсем. А к одиннадцати вечера позвонили кому-то знакомые из Исети. И передали, что едет в Сагру целая колонна машин.
Ошибиться нельзя — в Сагру дорога одна. В колонне машин пятнадцать, в каждой машине кавказцы, человек шестьдесят всего и многие вооружены. И эта весть пошла распространяться по Сагре, как пожар. Серега Городилов (молодой, тот, что напротив Ройзмана слева) выскочил из дому и побежал к околице. Позвонил отцу.
Отец его Виктор Городилов (немолодой, тот, что теперь напротив Ройзмана справа) схватил охотничье ружье, рассовал по карманам патроны, сел на мотоцикл и тоже поехал к околице. И Сереге Зубареву звонили, тот в бане парился с детьми. Выскочил, наскоро оделся, взял из-под застрехи обрез, сунул в рукав и — к околице. У Виктора Городилова ружье было зарегистрированное, у Сереги Зубарева обрез — незаконный, да.
Так, телефонными звонками и криками набралось десятеро мужиков. А стволов у них на всех было только три. Колонну машин встретили за деревней. Машины остановились. Из передней вышел человек с обрезом. К обрезу был приделан самодельный глушитель из пластиковой бутылки.
Закричал что-то. Серега Зубарев укрылся за стволом и выстрелил в их сторону. Виктор Городилов тоже выстрелил.
А у Сереги Городилова ствола не было, кинул в сторону нападавших шишку и крикнул «граната!» Потом нападавшие рассыпались по лесу. Еще стреляли что-то, кричали. Потом прибежали бабы сагринские с граблями и с вилами. Когото из нападавших били. Потом нападавшие отступили. У них было два раненых.
Один сам дошел до машины на посеченных ногах. Другого азербайджанцы волокли. А может и не азербайджанцы они, а какие-то еще кавказцы, но, говорят, потом довезли своего раненого до больницы, на пороге бросили и даже не посигналили. А когда врачи, наконец, раненого у себя на пороге заметили в темноте, тот уж и умер от потери крови.
А еще потом менты возбудили уголовное дело. Только не против кавказских бандитов за попытку напасть на деревню. А против сагринских мужиков за то, что защищались. И вот теперь они, мужики, под следствием, а Серега Зубарев — в тюрьме.
Так примерно рассказали эту историю Ройзману сагринские мужики. Ройзман выслушал их и стал вести себя как обычно. Поехал к людям. В Сагру. Стоял на деревенском перекрестке, как когда-то стоял на перекрестке в цыганском поселке. Слушал, что люди рассказывают, как когда-то в цыганском поселке слушал, что рассказывает Дюша.
Его окружили бабы и долго на разные голоса повторяли все то, что Ройзман уже и так знал. И чем больше разъясняли, тем становилось запутаннее. Кто кому позвонил, кто был в бане, кто кого позвал — какое это имеет значение, кроме того, что людям важно, чтобы их выслушали?
В гуле разрозненных сведений о сагринском происшествии Ройзман выделил только одну существенную новость. Оказывается, сагринцы писали заявление в областную прокуратуру, но заявление у них не приняли, сказали, что не в областную прокуратуру надо писать, а в районную.
И Ройзман твердо людям пообещал, что лично возьмет у них заявление и лично передаст областному прокурору. Он обещал это, потому что вот уже больше десяти лет именно это и делал — носил прокурорам заявления. А еще его фонд «Город без наркотиков» вот уже десять лет проводил расследования вместо милиционеров, чтобы прийти потом к милиционерам и сказать: «Мы за вас все расследовали, мы дадим вам понятых, пойдите просто и сделайте свою работу, потому что она уже фактически сделана нами». Так вести себя было привычно.
В случае Сагры тоже сотрудники Фонда взяли на себя функции следователей. Адвокат Настя Удеревская опросила всех, помогла оформить показания. Оперативники Фонда поехали в Сагру, прочесали лес, нашли стреляные гильзы, следы от пуль в стволах деревьев, телефонную сим-карту, которую кто-то из нападавших купил нарочно, чтобы пользоваться только в день нападения, а потом выбросил. Пробили эту сим-карту по милицейским базам данных, вычислили человека, который эту карту покупал.
А еще нашли в кустах разрубленный мотоциклетный шлем. И выяснилось, что по дороге в Сагру нападавшие сбили мотоциклиста, расколотили ему шлем, а мотоциклист (спасибо, что живой) уехал домой и обращаться в полицию побоялся.
Постепенно это самодеятельное следствие под руководством Ройзмана накапливало материалы и, сложившись, должно было лечь областному прокурору на стол, даже уже и с написанным обвинительным заключением против кавказской банды — бери да в суд подавай.
Это дело против сагринского Цыгана и друзей его, кавказских бандитов, могло стать одним из множества подобных дел. Люди пожаловались Ройзману, Ройзман с фондом «Город без наркотиков» разобрался, провели расследование, результаты доложили местным правоохранителям, заставили восстановить справедливость — частное дело было бы, локальное. Если бы не Аксана.
Потому что Аксана не мыслила категориями восстановления справедливости на местном уровне. Аксана мыслила в федеральном масштабе. И агентство URA.RU, в отличие от всех средств массовой информации, которые помогали Ройзману прежде, было не местным, было федерального значения.
Первая же статья в URA.RU называлась «Война в Сагре. Русские взялись за вилы и обрезы». В этом заголовке было слово «вилы», отсылавшее к крестьянским восстаниям позапрошлых веков, было слово «обрезы», отсылавшее к гражданской войне прошлого века, и были, наконец, два современных слова федерального значения — «война» и «русские».
«Война» — в смысле не пятничная драка, пусть бы даже и со стрельбой. Не вооруженная разборка, ибо кого на Урале напугаешь вооруженными разборками? А «война» — страшное слово, которое в последний раз официально звучало в 1941 году, слово, которое привело сюда на Урал со всей страны военные заводы и приучило жителей знать, что как бы завод ни назывался — «Эльмаш», «Уралмаш» или «Уралвагон», — все равно там делают не машины и не вагоны, а оружие.
«Русские» — в том смысле, что события в Сагре становились в грозный ряд националистических бунтов, потрясавших Россию 2010-х годов. В один ряд с погромом на Манежной площади в Москве. В один ряд с резней в карельской Кондопоге. Мрачная неуправляемая сила, разбираться с которой должна, без сомнения, федеральная власть.
И если разбирается Ройзман, то выходит так, что он здесь был представителем федеральной власти, а тогдашний губернатор Мишарин только мешался ему. Губернатор Мишарин приехал в Сагру в тот самый день, когда сагринские мужики ездили в Екатеринбург к Ройзману. Тоже лыко в строку. Скорее всего, это они случайно разминулись. Но получилось так, что к мужикам в Сагру едет губернатор, а мужики губернатора игнорируют, везут челобитную Ройзману, у которого даже и должности никакой нет, а есть только слава народного защитника.
Там, в Сагре губернатор Мишарин спрашивал начальника Главного управления МВД Михаила Бородина, жаловались ли сагринцы полицейским на Цыгана. А Бородин отвечал, что не жаловались, дескать, и на предполагаемое воровство, ни на предполагаемую торговлю наркотиками, ни на предполагаемые связи с преступным миром. И тут же URA.RU подхватывал: Бородин — не местный, прислан из Москвы, уральских реалий не знает, с людьми разговаривать не умеет, милицейскую работу «на земле» организовать не способен. И в этих оценках присланного из Москвы полицейского начальника выкристаллизовывалась еще одна проблема федерального уровня — региональный сепаратизм, всегдашнее недоверие, если не сказать ненависть, уральцев к москвичам.
Эти акценты, исподволь расставляемые URA.RU, а еще тот факт, что уральское это средство массовой информации читали и в Москве, за считаные дни превратили сагринскую историю в скандал общероссийский.
Разбираться от федеральной власти приехал глава следственного комитета Александр Бастрыкин. Спросил Михаила Бородина, как это так получилось, что милиция не приезжала на место событий два с половиной часа — ведь звонили сагринцы, звали же на помощь? И Бородин не нашел ничего лучше, как пробубнить, что пятница была, дескать, дачники ехали за город, милиция, дескать, застряла в пятничных пробках. Тут Бастрыкин вспылил: в одиннадцать вечера пробки? Милиция с мигалками не может объехать дачников? И пошел отчитывать екатеринбургских милиционеров за то, что, покрывая преступников и не приезжая стремглав на вызов, раздувают межнациональную вражду на всю страну.
А чуть позже приехал министр внутренних дел Рашид Нургалиев и чем свет ругал екатеринбургских ментов за непрофессионализм. Выяснилось к тому времени, что Цыган проживал по фальшивому паспорту. А еще чуть позже заместитель генерального прокурора Золотов ставил уральским полицейским на вид, что нельзя работать эффективно, если не сотрудничаешь с местными общественными организациями. Ройзмана имел в виду, фонд «Город без наркотиков». Потому что прежде, чем стать заместителем генерального прокурора в Москве, Юрий Золотов был областным прокурором в Екатеринбурге, Ройзмана давно знал и, на расследования Ройзмана опираясь, лично срывал погоны с тогдашних своих коррумпированных подчиненных.
Дальше сагринская история разворачивалась в терминах совсем уж общенациональных общегосударственных. Действия Ройзмана в Сагре приобрели символический характер, превратились в политические перформансы. Во главе с Ройзманом сотрудники «Города без наркотиков» установили при въезде в Сагру пограничный полосатый столб с надписью «Россия». Кого-то из богатых своих приятелей Ройзман уговорил оснастить сагринский фельдшерский пункт медицинским оборудованием и лекарствами, которые сам привез и которых сагринская фельдшерица не видала десятилетиями. От своего имени Ройзман вручил защитникам Сагры награду, статуэтку Серебряного льва — за храбрость. И в довершенье собственными руками укрепил Ройзман на крыше фельдшерского пункта российский национальный флаг.
Все эти его поступки были хоть и символическими, но достойными президента страны. Устанавливать государственную границу, заботиться о здравоохранении, вручать награды, поднимать государственный флаг.
Не в годы своего депутатства, а именно здесь, в Сагре, Ройзман стал политиком федерального масштаба. И многие замечали тогда, что эти символические перформансы — Аксанин стиль. Можно ведь было и по-другому освещать события в Сагре. Не так, как URA.RU. Вот журналист «Комсомольской правды» Семен Чирков про те же самые события пишет статью под заголовком «Массовая драка в поселке Сагра: защищая поселок, дачники убили человека». Не «война», стало быть, а «драка». Не «русские», стало быть, а «дачники». После серии статей про Сагру Чирков, который прежде был журналистом, с которым Ройзман охотно общался, превратился во врага, которому Ройзман отказывает в интервью и которого адвокат Ройзмана Анастасия Удеревская во всеуслышание называет продажным.
Впрочем, газете «Комсомольская правда» недостаточно показалось переквалифицировать «русских» в «дачников» и «войну» — в «драку». На Урал отправлена была из Москвы бронебойная артиллерия — специальный корреспондент «Комсомолки» Ульяна Скойбеда.
В ее четырех печатных репортажах и двух документальных фильмах сагринские события предстают совершенной противоположностью той истории, которую в блоге своем рассказывает Ройзман и, вторя Ройзману, Аксанин URA.RU. Почему, спрашивает Скойбеда, в перестрелке между шестью десятью вооруженными бандитами и десятью деревенскими мужиками раненые есть только на стороне бандитов? Не логично ли предположить, что среди сагринских мужиков раненых должно быть больше? Почему у нападавших, которые все были задержаны, не изъято ни одного ствола, а только бейсбольные биты и топоры?
Почему тело погибшего во время нападения на Сагру Фаига Мусаева буквально изрешечено дробью? Разве может так разворотить человека один выстрел из дробовика? Неназванный следователь говорит Скойбеде, что тело Мусаева буквально разворочено выстрелами от шеи до паха. Говорит, что стреляли в Мусаева как минимум четыре раза, причем уже в лежачего, почти в упор, добивали. Так анонимный следователь говорит, но трупа не показывает.
По версии Скойбеды, сагринские мужики были пьяные, сами позвали криминальных знакомых Цыгана на разборку. И устроили засаду при въезде в Сагру. По версии Скойбеды, Сергей Зубарев вовсе не в бане был, когда ему позвонили и позвали защищать поселок, а сидел в засаде при въезде в поселок, жарил с мужиками шашлыки, выпивал и набирался пьяной храбрости. Скойбеда называет Зубарева положенцем или смотрящим.
По словам Скойбеды, Зубарев претендовал на то, чтобы представлять в деревне какуюто банду и со всех, кто работает, собирать в деревне дань. И с Цыгана, рубившего лес возле железной дороги, требовал денег 25 000 рублей. А Цыган пожаловался родственнику жены, сидевшему в тюрьме. Что ж тут странного? Разве мы не знаем, что в тюрьме у заключенных есть телефоны, что родственник с воли может позвонить в тюрьму и из тюрьмы организуют ему помощь?
По версии Скойбеды, деревенские бандиты и городские бандиты просто не поделили Цыгана, зарабатывавшего на заготовке леса, просто не договорились о том, кто будет крышевать его, то есть получать дань и защищать от чужих преступных группировок.
Никаких наркотиков, никакого межнационального конфликта, никаких русских богатырей против понаехавших на Урал кавказцев. Никакой войны.
Но это и есть война. Сколько ни читай материалов по сагринскому делу, нельзя ничего понять. Нет ни одного подтвержденного факта. Есть версия Ройзмана, которую защищает URA.RU, и есть версия начальника ГУ МВД Михаила Бородина, которую защищает «Комсомольская правда».
Нельзя узнать правду. Правдой будет считаться та версия, которая победит в этой информационной войне.