Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Использование видео игр в образовательных целях: практика в мире и в России

29 января 2024, 21:30
Новости партнеров
Популярность компьютерных и мобильных игр в мире растет с каждым днем, взрослые и дети проводят все больше и больше времени за игровым процессом в своих гаджетах. Возникает закономерный вопрос “Можно ли использовать игроманию не только развлечения, но и для учебы и совершенствования своих навыков?”

Согласно сообщению Knowable Magazine некоторые типы видеоигр улучшают работу мозга в решение узкоспециализированных задач. Так, ряд независимых исследований показали, что видеоигры эффективны при освоение нового языка, изучении математики и естественных наук. Таким образом, видеоигры могут принести полезный эффект миллионам своих пользователей, которые любят играть и не перестанут это делать.

Видеоигры вызывают обеспокоенность среди родителей, врачей и учителей. Опрос ВЦИОМ, проведенный 15 августа 2019 года, показал, что 58% россиян считают, что игры наносят больше вреда, чем пользы, делая акцент на их влияние на психическое здоровье и поведение, включая повышение агрессии. Кроме того, 54% россиян негативно относятся к увлечению играми своих близких.

Во всем мире насчитывается более 2,3 миллиарда геймеров (данные 2018 года), и Всемирная организация здравоохранения в конце концов признала зависимость от онлайн- и видеоигр официальным заболеванием (в рамках Международной классификации болезней, 11-й пересмотра, вступающего в силу с 2022 года).

Учитывая, что дети и взрослые тратят много времени на игры, важно искать способы превращения этого хобби в что-то более полезное и продуктивное, чем просто времяпрепровождение или способ снятия стресса.

Исследования о влияние видеоигр на функции мозга

Исследование, проведенное Шоном Грином, студентом психологии из Рочестерского университета, открыло неожиданные возможности видеоигр, особенно шутеров, которые часто подвергаются критике за излишнюю агрессивность. Грин обнаружил, что его друзья, регулярно играющие в шутер Team Fortress Classic более 10 часов в неделю, показывали выдающиеся результаты в тестах на визуальное внимание. Сначала Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер предположили ошибку в эксперименте, особенно когда Бавельер получила другие результаты. Однако разница была в игровом опыте участников.

Дальнейшие эксперименты Грина и Бавельер с участием геймеров новичков, разделенных на две группы, подтвердили положительное влияние видеоигр. Одна группа играла в шутер один час в день на протяжении 10 дней, вторая группа занималась головоломкой «Тетрис». Результаты показали, что группа, игравшая в шутер, значительно улучшила способность фокусироваться на объектах на фоне визуальной нагрузки и отслеживать до пяти движущихся предметов одновременно. В то время как игра в «Тетрис» улучшала пространственное мышление и визуальное представление двухмерных объектов.

Дафна Бавельер, теперь работающая когнитивным исследователем в Женевском университете, подчеркивает преимущества, которые могут принести экшн-игры. Она отмечает, что фанаты этих игр обладают умением эффективно переключаться между распределенным вниманием (способностью одновременно реагировать на различные внешние стимулы) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на одной задаче). Бавельер называет это "контролем внимания" – гибкостью переключения в зависимости от ситуации во внешней среде.

Бавельер также упоминает игру All You Can ET, когнитивный тренажер, где игроки должны быстро и точно реагировать, обслуживая инопланетян нужной едой и напитками. Эта игра специально разработана для улучшения способности переключаться между разными задачами и управлять вниманием, что является ценным навыком во многих аспектах повседневной жизни.

Специалисты игровой студии SkillRush занимаются разработкой как компьютерных и мобильных игр, так и различных головоломок и аркад, предназначенных для тренировки мозга и внимания геймера. Так называемые skill games могут улучшить память, концентрацию и фокусировку на интеллектуальных задачах, с которыми человек сталкивается ежедневно. В конце концов, это зарядка для ума и приятное времяпрепровождения, попробуйте!

Внедрение видеоигр в учебный процесс

Шон Грин, психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, выделяет полезные стороны видеоигр, особенно для профессий, где требуется высокая концентрация визуального внимания, таких как хирургия, правоохранительная деятельность или военная служба. Это подтверждается практикой на официальном уровне: представитель британских ВВС в интервью каналу BBC отметил, что быстрая реакция, координация действий и спокойствие под внешним давлением часто характерны для хороших игроков.

Однако Грин также признает, что преимущества игры, например, в Call of Duty, могут быть ограничены в реальной жизни. Если игровое время занимает место других занятий, это может негативно сказаться на других жизненно важных навыках. Важно понимать, что результаты экспериментов специфичны и действуют только в определенных контекстах: например, шутеры улучшают визуальное внимание, но не пространственное мышление, в отличие от «Тетриса».

Педагог и психолог Ричард Майер, изучая эту тему на протяжении длительного времени, пришел к выводу, что отсутствуют убедительные доказательства того, что игры для тренировки мозга существенно улучшают память, внимание или скорость принятия решений. Это подчеркивает важность критического отношения к результатам подобных исследований и понимания ограничений в их практическом применении.

Дафна Бавельер видит потенциал в использовании компьютерных игр, которые улучшают когнитивные способности, в качестве инструмента для обогащения учебного процесса. Она предлагает интегрировать их в школьные программы, чтобы сделать обучение более интересным, особенно в сложных и скучных предметах. Однако она отмечает, что шутеры, вероятно, не подойдут для этой цели, особенно для младших классов. Вместо этого она предлагает использовать игры, в которых, например, доктор выбирает правильное лекарство для спасения мира, при этом избегая тем смерти, насилия или зомби. Вопрос о том, смогут ли дети перенести навыки, приобретенные в играх, на реальные ситуации, остается открытым.

Шон Грин подчеркивает другую проблему: высокие затраты на разработку качественных игр. По его мнению, стоимость создания эффективных и убедительных образовательных игр может быть сопоставима с бюджетами крупных блокбастеров, что делает их разработку сложной и дорогостоящей задачей.

Максимальное вовлечение — главный плюс видеоигр

Несмотря на отсутствие обширных исследований, подтверждающих преимущества использования видеоигр в образовательных целях, их потенциал в учебном процессе вдохновляет многих авторов учебных программ. Даже если "тренажеры для мозга" оказываются переоцененными, нельзя игнорировать факт того, что игры обладают сильным вовлекающим и мотивирующим эффектом.

Ричард Майер подчеркивает, что ключевой особенностью игр является их способность мотивировать, и это должно использоваться в образовательных целях. Сотрудничество между нейробиологами, специалистами по образованию и разработчиками игр может привести к созданию захватывающих образовательных игр, которые будут одновременно развлекать и развивать когнитивные навыки.

Дафна Бавельер добавляет, что детский мозг способен усваивать и запоминать огромное количество информации, как например сотни покемонов и их особенности. Это подчеркивает потенциал использования игровых механик для обучения, например, астрономии или других научных дисциплин. Идея состоит в том, чтобы направить естественное любопытство и энтузиазм детей к более традиционным образовательным целям.

Грег Топпо в своей книге "The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter" поддерживает идею о том, что видеоигры могут существенно улучшить образовательный процесс. По его мнению, игры способствуют повышению вовлеченности учащихся, делают уроки более живыми и интересными, а также позволяют адаптировать обучение под конкретные нужды класса. Топпо также указывает на возможность использовать игры для поощрения учеников за их усердие, настойчивость и творческие подходы к решению задач.

В дополнение к этому, видеоигры могут способствовать развитию софт скиллов. Райан Гарднер, региональный директор Hays Recruitment, отмечает, что геймеры могут использовать в профессиональной жизни навыки, полученные в играх, такие как командная работа, решение проблем и стратегическое планирование. Однако Гарднер предупреждает, что простое “нажатие клавиш” без осознанного внимания к развиваемым навыкам вряд ли поможет использовать страсть к играм для улучшения карьерных перспектив в будущем. Это подчеркивает важность осмысленного подхода к играм как инструменту для обучения и развития.

Первые шаги в кибер-образовании в России

На данный момент в России активно обсуждается идея использования онлайн- и видеоигр в образовательных целях. В июне 2019 года Минпросвещения России предложило интегрировать компьютерные игры и мобильные приложения в программы школ и колледжей в течение пяти лет как средство обучения.

Летом того же года возникли предложения по введению отдельных занятий, посвященных киберспортивным и другим видам игр. Эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) рекомендовали включить в факультативы для школьников такие игры как Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Отбор игр основывался на их популярности, соответствии российским требованиям к киберспорту и возрастной маркировке 14+. По мнению экспертов ИРИ, выбранные игры могли бы способствовать развитию у учащихся навыков командной работы, стратегического мышления, логики, скорости реакции и креативности.

Однако Минпросвещения России не поддержало идею включения таких занятий в официальную школьную программу, опасаясь возможного переутомления учащихся. Вместо этого было предложено школам самостоятельно решать, вводить ли уроки по киберспорту в свои программы. Это говорит о том, что, хотя идея использования игр в образовании находит поддержку, вопросы о ее реализации и потенциальных последствиях все еще остаются открытыми.