Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как развивался джаз в СССР, почему его запрещали

27 августа 2021, 17:15
Новости партнеров
Как развивался джаз в СССР, почему его запрещали
Фото: 66.RU, фотосток
«Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!», — пропагандистский лозунг советского периода.

Сегодня в России джаз чувствует себя прекрасно, и свои звезды есть практически в каждом крупном городе. Большое разнообразие показывают джаз коллективы в Москве, также это направление хорошо развито в Крыму, Казани и Воронеже. Но путь джаза в стране был тернист и поначалу он подвергался жесточайшим гонениям.

Как всё начиналось

В СССР джаз зарождался в то время, когда на своей исторической родине в США он уже вовсю процветал. Валентин Парнах — важнейшая личность в популяризации данного музыкального направления. Этот человек руководил оркестром джаз-банд, первое выступление которого состоялось в октябре 1922 года в Москве. Вероятно, именно это мероприятие дало мощный толчок новым музыкантам, находившимся в поисках свежих идей, для продвижения по данной стезе.

Стоит также отметить пианиста Александра Цфасмана, который многих поразил со своей командой «АМА-джаз», выступив на радио в 1927 году. Вскоре вышла и пластинка под названием «Аллилуйя».

Самую же важную роль в становлении советского джаза сыграл, пожалуй, Леониод Утесов. Его музыка, конечно, сильно отличалась от той, которую играли в Америке, это был особый, так скажем, русский стиль.

Запреты со стороны власти и оттепель

Джаз не пришёлся по вкусу советской власти, которая откровенно давила данное направление в музыке. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» — такой идеологии придерживались большие чины. Считалось, что при помощи джаза США пытаются поработить страну Советов.

Джаз был признан крайне губительным для общества, в особенности для молодежи, чьё сознание якобы разлагалось под влиянием этой музыки. В СМИ слово «джаз» было запрещено употреблять. Тем не менее ограничения были не настолько жесткими, поэтому джаз потихоньку всё же развивался.

Вопрос о том, почему джаз в СССР не «убили» совсем, является дискуссионным. Есть версия, например, что направление считалось «музыкой негров», а негры, как известно, народ угнетенный, а значит, дружественный Советскому Союзу. Поэтому джазменам в стране кое-как давали существовать, но о концертах и выпусках пластинок можно было забыть.

Гораздо лучше себя стали ощущать джазмены во время правления Никиты Хрущева, когда музыканты могли участвовать даже на международных фестивалях. Тогда прогремели такие имена, как Игорь Бриль, Борис Фрумкин, Леонид Чижик, от мастерства последнего, кстати, американская публика была просто в восторге.