В феврале 2022 года Wildberries, Avito, ЦИАН, «Яндекс» и другие онлайн-платформы подписали меморандум о соблюдении принципов, «запрещающих недобросовестные практики». Но в экспертном совете при ФАС утверждают, что им продолжают поступать жалобы на участников рынка.
Что касается Wildberries, совет по развитию конкуренции в области IT рассмотрит вопросы, связанные с начислением штрафов продавцам за неверно указанные габариты товаров и отсутствие кодов маркировки, взиманием платы за возврат несоответствующих товаров, а также ограничением на размещение товаров, разрешенных для оборота.
Так, в марте между Wildberries и несколькими управляющими пунктами выдачи заказов возник конфликт из-за штрафов за брак. В итоге компания сообщила о закрытии нескольких пунктов выдачи заказов: «Из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям, покупателей мы проинформировали о переносе их заказов в другие пункты».
Но позже стало известно, что Wildberries уладил разногласия со своими партнерами. По данным источников РИА «Новости», стороны договорились доработать функционал для удобства работы и контроля товаров в каждой точке, а также согласовали новый формат работы с бракованными товарами. Также речь шла о создании «обезличенной обратной связи с покупателем по возникающим вопросам о выдаче товаров».
На Avito потребители жалуются из-за изменения тарифов при размещении объявлений. Вопрос к ЦИАНу касается ограничений обмена контактными данными потребителей и продавцов. В «Яндекс.Такси» водители недовольны завышенной комиссией, а пользователи говорят о «неясном ценообразовании».
Онлайн-платформы уже ответили на перечисленные претензии. Так, в Wildberries заявили, что предложения продавцов по измерению габаритов и правил возврата бракованных товаров уже утвердили.
«Жалобы на ограничения на размещение касаются вейпов и аксессуаров для курения, чьи продажи пресекаются. Нарушения продавцами правил оборота товара с маркировкой остаются, и Wildberries противодействует этому», — уточнили там.
В Avito пояснили, что для профессиональных продавцов переход на оплату за просмотр или клик не увеличивает среднюю цену за клиента, а делает невыгодным создание объявлений с фиктивными ценами и описанием товара. В ЦИАНе говорят, что используют подменные номера, в том числе для защиты от мошенничества.
Как передает «КоммерсантЪ», совет может рекомендовать ФАС попросить правительство разрешить антимонопольный контроль аккредитованных IT-компаний и выдать участникам рынка аналоги предупреждения. Еще один вариант — рекомендовать ФАС выступить с предложением разработать законопроект, предусматривающий административную ответственность.
Управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик отмечает, что снятие запрета на проверки аккредитованных IT-организаций может предполагать полную отмену моратория на проверки ФАС, а это затронет различные рынки.
Юрист антимонопольной и регуляторной практики Vegas Lex Илья Бочинин добавляет, что отдельный закон может оказаться избыточным с учетом отложенного пока «пятого антимонопольного пакета», где уже предусмотрены меры против злоупотреблений на цифровых рынках.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров предполагает, что подобные конфликтные ситуации (как с Wildberries) могут быть «отголосками борьбы за улучшение юнит-экономики (метод расчетов, позволяющий оценить прибыльность одного юнита (единица товара или один клиент), которую цифровые платформы начали в 2022 году».
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов считает, что в стране нужно выработать системные правила онлайн-торговли, где главным принципом станет «презумпция невиновности» и защита прав всех участников рынка.