Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Портал в 2008 год. Евгений Островский рассказывает подлинную историю создания 66.RU

17 марта 2023, 08:00
Портал в 2008 год. Евгений Островский рассказывает подлинную историю создания 66.RU
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU
Ровно 15 лет назад, в марте 2008 года, инвесторы 66.RU сказали: «Главное — создать популярный ресурс, а как заработать, мы придумаем». Один из них — Евгений Островский — рассказывает, как это было и что из этого получилось.

О творческом замысле

Идеи создавать офигительный городской портал у нас не было. Мы понимали, что Е1 — монструозный монстр, и не очень-то хотели с ним тягаться. Конкурировать с Е1 пытался холдинг «УралМедиа» (глянцевый журнал «Стольник», концертная фирма «Маэстро», рекламное агентство «Медиа-Мастер»). В 2004 году компания запустила сайт МИР-66.RU, но владельцы считали его не очень успешным и предложили нам объединить усилия.

Встреча с ними открыла нам глаза.

Прежде мы не понимали, что в интернете можно заработать большие деньги. Если бы в 2007 году, когда появился Avito, нам сказали бы, что этот бизнес может стоить миллиарды долларов и торговаться на разных там биржах типа NASDAQ, мы бы не поверили. Это выглядело какой-то фантасмагорией. После беседы с издателями глянца мы сказали себе: надо сделать что-то большое, крутое и мощное. К этому времени у нас уже были сервисы Работа66.ru, Банки66.ru, Свадьба66.ru.

Мы решили объединить их с медиа-порталом и посмотреть, что получится.

О поддержке региональных СМИ

Портал 66.RU создала небольшая команда из двух разработчиков. Начали мы в 2006 году, купив домен за 20 тысяч долларов. Прототипы продукта тестировали на своих знакомых, и спустя полтора года, когда мир увидел окончательный вариант, аудитория 66.RU достигла 500 человек. Нам казалось, для Екатеринбурга это будет будоражащее событие. К официальному открытию мы готовили презентацию — арендовали конференц-зал в отеле «Вознесенский», оповестили журналистов городских СМИ, надели все чистое.

Но никто не пришел. Это было очень обидно, хотя отчасти и смешно.

О монетизации проекта

Зарабатывать мы собирались на сервисах и медийной рекламе.

Как раз к 2006 году мы увидели, что HeadHunter и SuperJob — федеральные конкуренты Работы-66 — начали зарабатывать вменяемые деньги за публикацию объявлений.

Для Екатеринбурга той поры это был нонсенс — сервисы в городском интернете тогда были бесплатными. Представить, что ты за что-то платишь, никто не мог. Нам предстояло всех переубедить.

Одновременно мы создавали сеть типа Google AdSense, которая показывает контекстные объявления на всех партнерских сайтах, поставивших код рекламы Google и зарабатывающих тем самым свою копеечку. Это на три порядка круче прямых продаж. Мы тоже пилили такую штуку — хотели собрать рекламную сеть внутри Свердловской области и гонять рекламу по местным сайтам. Рассчитывали стать большим оператором рекламы в регионе. Все это выглядело смешно, но если бы в тот момент нам сказали об этом, мы бы, наверное, не поверили.

Потому что опыта ни у кого не было.

О собирателях новостей

Портал в 2008 год. Евгений Островский рассказывает подлинную историю создания 66.RU
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU

Новости мы начали писать за год до 66.RU. Сначала появился сайт — Лента66.RU. Работали там еще не журналисты, а контентщики (сейчас их бы назвали рерайтерами), у которых была простая задача — найти текст, интересный аудитории, и адаптировать для сайта, по большому счету, просто оформить. Первые месяца три ничего другого в новостных лентах и не было. Потом наняли первого главного редактора — Алексея Остапова, с его приходом работа стала более осмысленной. Вторым редактором была журналист Татьяна Солодянкина, а в 2011 году мы пригласили Богдана Кульчицкого, главреда «Делового квартала». Он пришел и объяснил нам, что надо делать.

О многолетней традиции

Очень долго — реально много лет — каждый новый сотрудник 66.RU сам собирал свой рабочий стол. Мы ведь были маленькой компанией — могли купить стол и привезти из магазина, а собирали эти столы сами сотрудники. Остальные стояли рядом и подсказывали, что нужно делать. Красивым девочкам помогали, конечно, а некрасивых просто на работу не брали.

О конкурентном преимуществе

Мы понимали, что нет смысла создавать прямого конкурента Е1, который предлагал аудитории общение на форумах. Помимо форумов там были доски объявлений и новости. Это сейчас мы все делаем через сервисы в интернете, а тогда сервисов — особенно в регионах — было мало.

Главной функцией интернета оставалось общение, и мы искали свой путь. Мы видели — отрасль быстро меняется. До Google были другие поисковики, тоже адски популярные, но они умерли.

И сервис TikTok — не первый, кто начал выкладывать любительские видео, но какая-то незначительная деталь переворачивала вдруг весь user experience с ног на голову. Мы долго думали, чем заменить форумы, и остановились на блогах. В отличие от форума автор блога сам устанавливает правила — это намного демократичнее. Не скажу, что все получилось, как мы хотели, тем более что с годами эта идея перекочевала в социальные сети. Как более крупные и технологичные игроки они, конечно, подмяли под себя всех регионалов — бороться с ними было бесполезно. Но заход был правильный.

О демократии на местах

В пике холдинг 66.RU включал 160 человек — большую толпу людей. При этом у нас всегда была демократия на уровне балагана. Каждый мог сказать другому: ты дурачок и не лечишься.

О локальных проектах

Мы хотели, чтобы наш проект был лучшим, и долго парились с фотоальбомами. У конкурентов фотки загружались на сайт поштучно, а на 66.RU — большими массивами. Заходишь в компьютер, выбираешь 100 снимков — раз — и все они улетают. Эта идея появилась из-за интернетного роуминга — в своем регионе граждане могли пользоваться сервисами бесплатно, а на каком-нибудь mail.ru приходилось платить. Мы наивно считали, что так будет всегда. Есть Москва — она где-то далеко, и отдельно — Екатеринбург, Челябинск, Якутск, Новосибирск, жители которых ни за что не станут заливать свои фото на mail.ru.

Из тех же соображений мы сделали локальный видеохостинг. Rutube тогда уже появился, но в Екатеринбурге им никто не пользовался. Это было дорого — тяжелый контент, низкие скорости, заливать видео сложно. А мы — тут, под боком. У нас были планы получить 3% аудитории и просмотров Rutube, потому что аудитория интернета в Екатеринбурге составляла около 3% российской.

Еще у нас был свой онлайн-календарь — аналог Google-календаря.

Но прошло несколько лет, и жизнь поставила нас на место, сказав: чуваки, локальные проекты — это другое, не надо даже пытаться бороться с мировыми гигантами. Если успел занять нишу раньше, может быть, проживешь несколько лет со старой аудиторией, но новых пользователей не получишь. И мы видим — все они ушли в YouTube и TikTok.

О копеечном интересе

В поисках хостинга для 66.RU мы ходили по провайдерам и выбирали, где лучше условия. Торговались за одну копейку. Реально за копейку. Цена была за гигабайт трафика — нам предлагали семь копеек, а мы хотели шесть. В процентном отношении это действительно большая разница, но фактически спор шел из-за копейки. Нас убеждали, что шесть копеек — недостаточно, а мы упирались. Это было смешно.

О трудностях в большой семье

Портал в 2008 год. Евгений Островский рассказывает подлинную историю создания 66.RU
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU

Накануне кризиса 2008 года в компании работало 35 человек. Это был не просто трудовой коллектив, а люди, связанные дружескими отношениями. Большая семья практически. Понятия рабочий день не было — мы могли работать всю ночь, если хотели решить задачу. Вместе тусовались, вместе бухали.

Но когда клиенты начали отказываться от контрактов, за два месяца выручка упала в семь раз. Основной статьей расходов была зарплата, и по мере того как средств на счете становилось все меньше, мне приходилось увольнять сотрудников. В один из дней я собрал всех — их оставалось уже человек двадцать — и с каждым беседовал отдельно.

Кому-то я говорил: «Вот твои деньги — тебе повезло, но с завтрашнего дня у тебя нет работы». Или: «У тебя есть работа, но я не знаю, когда смогу выдать зарплату. Хочешь — уходи, не хочешь — работай в долг. Придет время, я с тобой рассчитаюсь».

Из двадцати человек тогда осталась половина.

Мне было 27 лет — для молодого руководителя это было адски тяжело. Сейчас я понимаю: как управленец я все делал неправильно. Откладывал трудные решения до последнего и сжег все резервы, какие были. Это была катастрофическая ошибка.

О продаже бизнеса, которой не было

За все время работы 66.RU мы почти не общались с представителями власти. Хотя несколько встреч было. Спустя много лет после одной из таких бесед, занявшей больше часа, Богдан спросил: «Ты понял, что вам тогда предлагали продать бизнес?»

Для меня это стало откровением.

Ведь когда кто-то хочет купить, он так и говорит: давайте обсудим цену. А чиновники произносили совсем другие слова — понять их язык не так просто. «Это был первый шар, — пояснил Богдан. — Второй они закатывать не стали, решив, что мы — какие-то странные неадекватные ребята».

В общем, продажа издания не состоялась.

Об электронной коммерции

2008 год показал — в кризис медийные проекты остаются без рекламных денег. Мы старались диверсифицировать бизнес — бежали во все стороны в поисках направления, которое сильнее выстрелит, и остановились на электронной коммерции.

Успешный опыт в этой сфере был у наших друзей, запустивших интернет-магазин Е96 — он рос как на дрожжах. Глядя на него, мы открыли в 2013 году Akatori.ru — интернет-магазин детских товаров. Это была, наверное, самая большая наша инвестиция на тот момент — за два года мы вложили в проект 23 миллиона рублей (750 тысяч долларов при курсе, который рухнул годом позже). Мы заключали контракты с поставщиками товаров, но быстро поняли, что интернет-торговля — это больше про торговлю, чем про интернет. Экономика не сходилась, потому что мы плохо представляли себе специфику бизнеса.

Тогда мы начали предлагать этот интернет-магазин потенциальным покупателям. Говорили: «Заберите у нас это удивительное счастье», но цена, которую те предлагали, нас не устраивала.

Очень скоро, впрочем, я понял, что устал подбивать ежемесячные расходы, и предложил бросить этот чемодан без ручки.

Непроданный товар и сайт с технологиями мы отдали одному из поставщиков продукции за половину стоимости складских остатков.

И посчитали, что купили себе жизненный опыт.