Исполнительный директор «Общества защиты интернета», IT-специалист и автор популярного телеграм-канала «ЗаТелеком» Михаил Климарев рассказал 66.RU, что в обозримом будущем в России нет и не будет технологий 5G, пятого поколения мобильной связи с огромной скоростью передачи данных; а уже через несколько месяцев можно ждать перебоев с привычным россиянам LTE (4G).
В России и до санкций не торопились с развитием 5G
— [Еще до спецоперации] операторы инвестировали в технологии пятого поколения неохотно и относительно мало. Оборудование 5G [в большей степени] производят только три компании в мире — Nokia, Ericsson и Huawei. Также этим немного занимается Samsung. Есть масса мелких и крупных производителей, которые делают различные приборы и оборудование для сетей следующего поколения, но основные [игроки] — трое названных. В России были только очень странные образцы «отечественных производителей», в виде прототипов и макетов. В реальности же ничего не производится.
Вообще, сети пятого поколения требуют огромных инвестиций. Денег должно быть вложено на порядок больше, чем в сети 4G. И в России их никто не вкладывал в хоть сколько-то заметных объемах.
5G продвигалось с большим трудом из-за позиции военных, которые не хотели конверсии частот. Особенно плохо было в так называемом «золотом диапазоне» — примерно 3,5 ГГц (диапазон 3,4–3,8 ГГц, занятый силовиками и спецсвязью, считается наиболее оптимальным для покрытия сетями 5G городской среды, — прим. 66.RU). При этом в стране было открыто множество зон с тестированием оборудования, но ни одного коммерческого запуска не было.
Дефицит имеющегося оборудования будут восполнять «поеданием» слабых
— В случае же с LTE все было очень хорошо. Россия по развитию этих сетей находилась на достойном месте в мировом рейтинге.
Но уже через несколько месяцев и с 4G, скорее всего, возникнут проблемы. Оборудование даже для замены вышедшего из строя в Россию больше не поставляют. Как скоро начнется деградация уровня сервиса — трудно предсказать. Но проблемы уже есть сейчас. Через полгода начнется «каннибализация», когда для замены вышедшего из строя оборудования будут снимать запчасти маловостребованных сайтов и из трех сломанных систем делают одну-две рабочих. Сайт в данном случае — одна или несколько базовых станций. Дословно сайт — это «участок», «место». Физические сайты — это, например вышка, где много секторов, или несколько вышек, объединенных в одну логическую схему.
И точно никакого развития сетей не будет уже летом.
Можно ли обойти санкции?
— Импорт через Казахстан и Армению невозможен. И даже наоборот — это туда из России везли оборудование. Достаточно посмотреть на карту. Да и надежды на серый импорт нет — вторичных санкций никто не хочет. А если и начнут возить «в серую», то цены вырастут минимум вдвое — премия за риск. А там миллиарды долларов в обороте. В общем и целом, все плохо.
- В правительстве предпринимают различные меры, чтобы смягчить процесс старения оборудования. Так, Минцифры рекомендовало операторам связи отказаться от безлимитных тарифов интернета.
- При текущей ситуации резервов оборудования операторов связи для обеспечения работоспособности инфраструктуры хватит на четыре–шесть месяцев, прогнозирует Комиссия РСПП по связи и IT. Таким образом, риск аварий и нарушений стабильности работы Сети возрастет уже с июля–августа.
- 28 февраля и 2 марта о приостановке поставок заявили Ericsson (Швеция) и Nokia (Финляндия), которые занимали более 60% рынка в России.
- Ericsson в России активно сотрудничала с оператором «Мобильные телесистемы» (МТС). В 2019 году стороны вместе запустили несколько десятков выделенных сотовых сетей по технологиям 4G/5G-ready для крупных корпоративных заказчиков, включая «Сибур», «Евраз», «Северсталь» и «Полиметалл». Финский производитель сетевого оборудования сотрудничал с российскими операторами — МТС, «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «Мегафон» и Tele2. В компании занимались в том числе развитием инфраструктуры 5G. Китайский Huawei пока что остается на российском рынке, но в марте компания неожиданно в два раза урезала поставки смартфонов.