Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова

17 апреля 2021, 10:00
Колонка
Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
«Еще» — потому, что это вторая подборка игр от главреда 66.RU. Первая (ссылку на нее мы ставим в самом начале текста) спровоцировала комментаторов в соцсетях на то, чтобы накидать Дмитрию больше десятка других незаслуженно забытых продуктов игровой индустрии. Он ушел думать (и играть). Вернулся примерно через месяц с новой колонкой, которую мы сделали вместе с компанией «Ростелеком», создавшей целую эко-систему для геймеров.

ShadowCaster

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: 66.RU

Продукт середины девяностых — времени, когда индустрию оккупировали 3D-шутеры. Wolfenstein и последовавший за ним Doom от id Software тогда задали тон и стандарт, породив сотни подражателей.

ShadowCaster мог оказаться одним из таких продолжателей — безликой игрой по мотивам первопроходцев. Но в недрах создавшей его студии Raven нашли и сформулировали одну деталь геймплея, которая изменила все.

Главному герою подарили возможность биологической трансформации. По сюжету, он — простой американский парень, который проживает простую американскую жизнь, но однажды узнает от родного деда, что все вообще не так. Оказывается, он — наследник древнего рода правителей параллельного измерения, населенного существами, способными менять строение собственных тел.

И он выслан в нашу реальность, потому что в его мире идет война. Злые дядьки убивают добрых. Всех уже почти убили. А это значит, что герою пора вмешаться.

Такова завязка. Дальше начинается классическое шутерное месилово, сопряженное с разгадкой несложных загадок. Но убивать и исследовать можно разными способами — в зависимости от того, в какую именно биологическую субстанцию вы превратите своего героя. Вариаций — семь. От летающего дракона до антропоморфной лягушки.

Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: 66.RU

Великая игра в жанре RPG, о которой лично я не слышал вообще ничего до 2021 года. Недоигранная. В том смысле, что почти каждый, кто с ней знаком, отзывается о «Маскараде» в исключительно положительном ключе. Но таких почему-то немного.

Дело в том, что Vampire: The Masquerade — Bloodlines студия Troika Games делала на движке Half-Life и выпустила в 2004 году — одновременно с Half-Life 2 — долгожданным продолжением невероятно популярной игры. Чтобы не затеряться на фоне этого гиганта, нужно было очень постараться. А разработчики «Маскарада» постарались, очевидно, не очень.

Профильная пресса тех лет сообщает, что творение Troika Games вышло кривым-косым, переполненным обидными багами. В итоге продажи совершенно провалились, студия разорилась, но оставила нам игру, которая впоследствии сама себя починила — основную часть багов пофиксили игроки, а Bloodlines стала культовой, но, правда, по версии узкого круга поклонников.

Еще на старте продаж, несмотря на технические провалы, «Маскарад» хвалили за драматургию и геймплей. Мрачный параллельный привычной реальности мир авторы игры позаимствовали у создателей одноименной серии настолок. Вышел детально проработанный сюжет, который вертится вокруг мистических кланов разнообразных монстров, веками тайно сосуществующих с людьми.

Оттолкнувшись от такой большой и надежной сюжетной опоры, разработчики дали игроку многовероятностный сценарий, где пользователь сам решает, к какому клану примкнуть и как взаимодействовать с этим миром: силой, дипломатией или хитростью. Разветвленные нити возможностей делают «Маскарад» многократно реиграбельным. За это его, пожалуй, и полюбили.

А сейчас — самое время в него нажимать, если еще не. Потому что в 2019 году анонсировали сиквел, который, впрочем, не очень понятно, когда состоится. Но релиз точно станет важной новостью игровой индустрии. И лучше быть к ней готовым — изучить и осознать мир Bloodlines.

Syberia

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: 66.RU

Эпоха квеста, как жанра видеоигр, пожалуй, подошла к концу. Ресурсов и мозгов у разработчиков давно хватает на создание целых открытых RPG-миров с десятками вариантов развития сотен сюжетов. Линейные головоломки с таким конкурировать не могут. Но есть актуальные до сих пор образчики.

Для меня зенит и немедленно последовавший за ним закат квеста состоялся в середине нулевых, когда у меня на жестком диске ПК оказалась «Сибирь». Потому что ничего лучше после нее в жанре квеста я не встречал. И до нее — тоже.

Вероятно, вас только что накрыли флешбэки юности, и решение о том, что «надо бы перепройти», принято. Дальше мне можно не продолжать. Но добавим еще пару абзацев для непосвященных.

Мир «Сибири» очень красив и своеобразен. Это альтернативная стимпанк-вселенная, по которой вас проведет американский юрист Кейт Уолкер.

В маленький европейский городок она приехала с рутинным заданием оформить документы продажи разорившейся фабрики механических игрушек, которую убили электронные конкуренты. Но оказалось, что последняя владелица заводика умерла, перед смертью успев напомнить миру о том, что где-то затерялся наследник захиревшей игрушечной империи.

Наследника зовут Ганс. И он странный. Получив в детстве травму головного мозга, он замкнулся в себе, так и не смог социализироваться, зато придумал и создал все игрушки и диковинные механизмы, которые прославили и озолотили фабрику. А еще Ганс помешался на мамонтах, которые, вроде как, не вымерли и живут где-то в далекой русской Сибири. И, видимо, отправился их искать.

Юрист Кейт едет за ним. И вы вместе с ней, само собой. По пути вы будете разгадывать головоломки, решать проблемы разных интересных людей и разумных механизмов, но главное, осматривать мир вокруг. Его создатели — чертовы гении визуальных удовольствий.

В синтезированной ими красоте — весь смысл «Сибири». Медитативная, спокойная и очень красивая игра, растянувшаяся на три части и ни разу не уронившая поднятую ей же планку жанра.

Третья часть «Сибири» доступна в облачном сервисе GFN. Это партнер «Ростелекома», который помогает играть вообще в любые игры даже на слабом железе. Игровые серверы размещены в ЦОДе компании в нашем городе, поэтому они дают хорошую скорость и низкий пинг.

Grim Fandango

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: 66.RU

Раз начали о квестах, странно было бы ограничиться одним образцом жанра. Нулевые для квестов были примерно как девяностые для шутеров — временем безграничного альфа-доминирования. Особенно в России.

И тут стоит упомянуть о Grim Fandango от уничтоженной ныне бездушным «Диснеем» студии LucasArts. Сюжет игры складывается из четырехлетнего (!) путешествия главного героя по имени Мэнни по миру мертвых. И главное здесь (снова) — эстетика визуального восприятия.

Grim Fandango будто бы делал южноамериканский Тим Бёртон. Смерть здесь — красивая обыденность, замешанная на том, что я бы назвал мексиканскими мотивами, но умные люди именуют «ацтекской мифологией».

Главный герой — мелкий клерк, турагент Департамента смерти. Он проведет вас через продуманный загробный мир, в котором действуют свои особенные законы, правила, обычаи, исчисление времени и даже бюрократия.

Если еще почему-то не играли, то обязательно начинайте. Тем более что игра и сейчас смотрится вполне пристойно — спасибо переизданию, которое приключилось в 2015 году.

Blood Bowl

Планы на выходные: еще пять хороших, но забытых видеоигр от Дмитрия Шлыкова
Фото: 66.RU

После предыдущего текста на заданную тему некоторые дорогие читатели заявили, что в подборке обязательно должен быть спорт. Но я в такое просто не играю.

Тем не менее, вы знаете, я, кажется, справился. Нашел игру в GFN. И, неожиданно, потратил на нее несколько дней из жизни.

Речь пойдет о том, что в США почему-то называют футболом. Две толпы молодых американцев в смешных трикошках и наплечниках толкаются и бьются друг о друга пластмассовыми шлемами в попытке перетащить дынеобразный кожаный мячик на противоположную сторону поля. Довольно скучно и совершенно непонятно.

Но хорошие люди взяли эту странную игру и добавили в нее именно то, чего ей не хватало: насилие, кровь, угар и орков. А еще превратили ее в пошаговую стратегию (Что? Да!).

Вообще, в оригинале BloodBowl — это настолка. Но я отказываюсь верить в настольные игры и никогда не пойму, кому и зачем они нужны в эпоху победивших консолей и ПК. Потому упустим эту тупиковую ветвь эволюции и перейдем сразу к 1995 году, когда BloodBowl наконец оцифровали.

Сейчас ее графика, конечно, удручает. Если терпеть такое ваши глазки совершенно не готовы, можно нажимать в ремейк, переизданный в 2009 и 2017 годах. Который, впрочем, сильно далеко ушел от оригинала.

В частности, потерял в жестокости. К примеру: если в BloodBowl 1998 года игрока выталкивали за пределы холодного каменного поля, он попадал в ров с острыми шипами, где немедленно истекал кровью. То теперь его всего лишь запинает озорная толпа болельщиков. Да, по-прежнему жестоко. Но, согласитесь, уже не то.

Зато спустя годы развития индустрии Blood Bowl смог позволить себе много всякого прежде невиданного. И речь не только о графике.

В игре, в частности, появился осмысленный замкнутый мир с собственной историей, мифологией и моралью. Здесь принято собираться дома по вечерам и смотреть матчи через хрустальные магические шары, к которым обязательно должен прилагаться волшебник (для бесперебойного сигнала рекомендуется приковать колдуна к шару, заранее сломав ему обе руки). Болельщики считают игру скучной, если никто не умер. А взятки судьям — не то чтобы нарушение, скорее, важная часть спортивного этикета.

По полю вместе с закованными в латы людьми мечется разнообразная нечисть: от изящных эльфов, предпочитающих кровавые ванны в перерывах между таймами, до огров, которые просто большие и тупые. Игроки-гномы тут хлещут алкоголь прямо на поле. Мертвецы превращают убитых членов команды-соперника в зомби и принимают их в свои холодные ряды. А комментаторы могут заключать с тренером пари, требуя от него совершить за матч не менее трех фолов, под которыми, конечно же, подразумевается втаптывание оглушенного соперника в газон.

Так как это пошаговая игра, многое решают стратегия, тактика и способность думать на несколько шагов вперед. Впрочем, этот навык вам все равно ничего не гарантирует.
В любой момент все может пойти не так. Вообще все. Игроки могут устроить бунт, лишив обоих тренеров пары ходов. Солнечный летний день в момент может смениться морозной снежной бурей. На поле может рухнуть гнилой деревянный летательный аппарат. Он будет полыхать вместе с пилотом, и никто, конечно, не станет останавливать матч из-за такой ерунды. С трибуны может прилететь булыжник, который отправит вашего ключевого игрока в нокаут или банально прикончит его. Вообще. Все. Может. Пойти. Не. Так.

И именно благодаря этому Blood Bowl — по-прежнему очень веселая и азартная игра. Понимаю, вы не ожидаете ничего подобного от пошаговой стратегии. Но уверяю, после первого тачдауна на максимальной сложности вы будете плясать у монитора вместе со своим блитцером, только что заработавшим повышение уровня. А если не будете, то у вас, наверное, совсем нет сердца.

А когда освоитесь и начнете легко выносить искусственный интеллект, переходите к матчам против живых людей — мультиплеер прилагается. Стабильную высокую скорость обеспечит тариф «Игровой» от Ростелекома.