«Яндекс» на своем официальном сайте рассказал, что регулярно получает от госорганов запросы, которые касаются информации о пользователях. В опубликованном компанией пресс-релизе сказано, что информации предоставляется ровно столько, сколько необходимо для ответа. При этом если запрос не соответствует требованиям закона, его отклоняют. Не принимаются запросы и не отправляются ответы по электронной почте, телефону и мессенджеру.
По закону сведения у «Яндекса» имеют право запрашивать МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, таможня и суды.
Компания представила статистику запросов по основным сервисам системы. Чаще всего (8867 запросов) госструктуры интересуются данными почты и «Яндекс.Паспорта». «Яндекс.Паспорт» — это сервис для управления аккаунтом на портале. В нем хранятся основные регистрационные данные пользователя. Часто запросы по другим сервисам в итоге сводятся все равно к «Паспорту». Например, это может быть запрос о человеке, который использовал один из сервисов «Яндекса» для мошенничества, — сообщает компания.
На втором (5280) месте по популярности запросов — сведения из службы такси. На третьем (706) — сервис по прокату автомобилей. На четвертом (300) — «Еда». На последних местах данные из гео- и медиа-сервисов.
Как уточняет «Яндекс», доступ к содержимому почтового ящика или личной переписке сотрудники предоставляют только по судебному решению. Без него такие сведения не выдают.
В компании также пояснили, что по закону «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» они обязаны предоставлять информацию государству. Однако не имеют права предупреждать самих пользователей о том, что по их данным поступил запрос.